Роль СМИ в формировании образа будущего России



Роль СМИ в формировании образа будущего России

#СМИ#Россия#будущее#образ

Аннотация. В данной статье рассматривается роль средства массовой информации в современном российском обществе, которые влияют на формирование представлений граждан России о положении страны как в настоящем, так и в будущем.

В результате сопоставления информационной повестки и социологических данных автор пришел к заключению, что СМИ играют первостепенную роль в формировании образа России, так как в силу создания современными Медиа нового вида реальности, они являются самым эффективным проводником основных информационных потоков. Ключевые слова: СМИ, образ России, информационная повестка, медиареальность

Средства массовой информации являются незаменимым инструментом в формировании картины реального мира у граждан: политической, экономический, социальной и культурной. Печатная пресса, радио, телевидение и Интернет – это мост между событиями, происходящими в действительности и сформированными в сознании граждан образами. СМИ не обладают таким могуществом, чтобы навязать гражданам «что думать», но они говорят «о чем думать» и когда это лучше делать[5], поэтому недооценивать роль СМИ в формировании образа будущего России нельзя.

Согласно теории установления информационной повестки дня М. Маккомбса и Д. Шоу («Agenda-setting theory»)[6], задача СМИ состоит не в том, чтобы напрямую оценивать происходящее, а в том, чтобы сказать какое из событий действительно достойно внимания аудитории («ненужные» темы освещаются мало, а «нужные» за счет частного повторения приобретают особой вес). Формируя «повестку дня», СМИ устанавливают реперные точки на «удобных» информационных поводах.

Также значимо, что воздействие СМИ на сознание прямо пропорционально осведомленности граждан о проблеме: чем меньше личный опыт, тем больше шансов у медиа сформировать «правильный» образ или «навязать» нужную тему. Теория «Agenda-setting» объясняет, как заострить внимание граждан на «нужной» проблеме. Тем не менее, высокая степень информированности не предусматривает абсолютной веры в происходящее. Американский социолог Эверетт Роджерс объяснил, как информационный поток влияет на сознание человека (теория диффузии инноваций): новая идея принимается и приобретает иной статус после ее одобрения уважаемой в обществе группой («ранние адепты» – 13,5% населения)[7]. По мнению Э. Роджерса, СМИ в этом процессе играют лишь роль информатора, главная роль у лидеров общественного мнения. Тем не менее, преуменьшение значимости СМИ необоснованно.

Сегодня человек узнает о новых тенденциях, не выходя на улицу и может быть частью окружающего мира, не имея реального с ним контакта. Это стало возможным благодаря созданному СМИ качественно новому виду реальности (медиарельность)[8]: пресса (сегодня большинство печатных газет и журналов имеют электронные онлайн аналоги где лента новостей обновляется в режиме реального времени), телевидение, радио, социальные сети позволяют современному человеку быть не просто информированным, а глубоко убежденным в определенной точке зрения, ведь СМИ не просто предоставляют нам фактологию, также мы узнаем об одобрении, отрицательном отношении или иной точке зрения того или иного эксперта, который, для определенной аудитории является авторитетом, а значит к его мнение не просто есть, оно имеет вес и оказывает влияние на отношение к этому событию граждан.

Сегодня образ России в сознании российских граждан во много складывается благодаря СМИ. Изменения внешнеполитического курса страны и ряд событий, таких как вхождение Крыма в состав России и последующие санкции, привели к тому, что Россия столкнулась с рядом проблем экономического характера. Три года назад в прессе преобладали сообщения и статьи о том, что Россия имеет достаточно мощностей, чтобы «прокормить страну» своими силами и ипортозамещение пойдет на пользу российскому бизнесу. К тому же, одной из самых популярных тем стало использование в импортных продуктах ГМО и пальмового масла, что крайне вредно для здоровья.

Сегодня, согласно последним данным социологических опросов, 42% россиян считают, что отечественные продукты действительно более высоко качество, нежели импортные [3]. Не смотря на серьезные социальные проблемы, россияне, как и прежде, считают Россию одной из самых великих мировых держав сегодня (согласно данным ВЦИОМ – 47% опрошенных), а в XXI веке Россия, по мнению 38%, должна стать супердержавой времен СССР [2]. Естественно, такая уверенность в могуществе нашей страны небезосновательна и во многом это заслуга медиа.

В частности, одной из самых актуальных тем для россиян за последние полгода стали события в Сирии и успехи России в урегулировании данного конфликта (согласно данным ФОМ с января по май 2016 года) [1]. Факт того, что Россия стремится на практике и старается создать образ великой державы подтверждает и стратегия национальной безопасности, принятая на закате 2015 года президентом Владимиром Путиным, в которой национальным приоритетом для России называется «закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира», а особое влияние уделяться укреплению обороны страны [4].

Роль СМИ в управлении информационным пространством и формировании отношения общества к различным субъектам политики достаточно велика, а контроль над информационной сферой важен для прогнозирования будущего и регулирования политического процесса. Медиа, как традиционные, так и новые, обладают достаточным набором инструментов, для того, чтобы управлять общественным сознанием через формирование информационной повестки дня и внедрения основных ценностей и через информационно-коммуникационные процессы. Именно СМИ позволяют донести до граждан и включить в их сознание определенный контент, который в данный конкретный период времени будет необходим для формирования образа, к которому необходимо стремиться.

Литература

1. База данных ФОМ. Доминанты. Поле мнений. URL: http://bd.fom.ru/map/dominant/ (дата обращения: 7.06. 2016).

2. ВЦИОМ Пресс-выпуск №3126 «Россия великая держава» URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115728 (дата обращения: 7.06. 2016).

3. Инфографика ВЦИОМ «Продовольственные контрасанкции России: за и против» URL:http://infographics.wciom.ru/themearchive/politics/foreign-policy/europe/article/prodovolstvennyekontrsankcii-rossii-za-i-protiv.html (дата обращения: 7.06.2016).

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102385609&intelsea rch=%D1%F2%F0%E0%F2%E5%E3%E8%FF+%ED%E0%F6%E8%E E%ED%E0%EB%FC%ED%EE%E9+%E1%E5%E7%EE%EF%E0%F 1%ED%EE%F1%F2%E8(дата обращения 7.06. 2016).

5. Cohen B. The press and foreign policy. New York: Harcourt. – 1963.

6. McCombs М., Shaw D. The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly. 1972. No. 36.

7. Rogers E. Diffusion of Innovations. Simon and Schuster, 2010. 8. Tompson J.B. Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Cambridge, 1995.

Левашкина А.А.



Другие новости и статьи

« Пенсионное обеспечение членов семей погибших

Этика Пушкина »

Запись создана: Вторник, 1 Январь 2019 в 18:51 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы