Вопросы соблюдения прав военнослужащих в области обеспечения различными видами довольствия



Вопросы соблюдения прав военнослужащих в области обеспечения различными видами довольствия

oboznik.ru - Либо увольнение, либо выговор: альтернативы нет?
#право#закон#прававоеннослужащих#довольствие

Частью первой ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Для защиты имущественных прав военнослужащих в военных судах установлен трѐхмесячный срок на обращение в суд. Случаи обращения военнослужащих в суд с исками о взыскании различных видов довольствия нередки, при этом военнослужащие рассчитывают на применение к их требованиям трѐхлетних сроков исковой давности. Однако они не учитывают, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми.

Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера. Таким образом, нормы подраздела III раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления в порядке главы 25 ГПК РФ, независимо от того, что военнослужащий обратился в суд с иском, а не с заявлением о защите нарушенных прав. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. При этом положения п.7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утверждѐнного приказом министра обороны РФ от 30.12.2011 года № 2700, о том, что денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия, а иные дополнительные выплаты выплачиваются, если обращение за получением последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на них, служат основанием добровольного осуществления выплат за указанный период органами Минобороны РФ, но не служат основанием восстановления установленного ГПК РФ срока судами.

Применяя названные нормы на практике, военные суды исходят из того, что даже при длящемся нарушении права период, за который оно может быть восстановлено по денежным выплатам военнослужащих, не может превышать трѐх лет, однако это не означает, что в случае, когда о невыплате части денежного довольствия (прекращении выплаты) военнослужащему становилось известно, однако он более трех месяцев не обращался в суд с заявлением о восстановлении права, оно может быть ему восстановлено судом за пределами установленного ст. 256 ГПК РФ срока. В отличие от заработной платы право военнослужащего на получение денежного довольствия не прерывается его нахождением в отпуске, командировке, на лечении, а также прохождением им военной службы не на должности (после сокращения должности или ликвидации воинской части). Ввиду нераспорядительности воинских должностных лиц в процессе проведения масштабных организационно-штатных мероприятий, осуществляемых сейчас в Вооружѐнных Силах РФ, военные суды часто сталкиваются с ситуациями, выходящими за пределы правового поля, то есть не имеющими прямого нормативного регулирования.

В этих случаях судами на основании ч. 3 ст. 11 ГПК РФ применяется аналогия закона и аналогия права. Так, в ряде случаев при ликвидации воинских частей и целых управлений Минобороны РФ решения о ликвидации принимались без определения правопреемника и судьбы военнослужащих, ранее проходивших военную службу в указанных воинских формированиях. Особенно это было характерно для федеральных унитарных предприятий (военно-строительных управлений, находившихся в ведении Минобороны РФ), основная часть денежного довольствия в указанных формированиях выплачивалась военнослужащим из заработанных предприятиями денег, однако в последние годы в связи с проблемами реализации Госзаказа сложилась ситуация, когда задолженности по выплатам стали многомесячными, а после ликвидации названных предприятий военнослужащие оказались на улице, не зная, куда им надлежит обращаться за решением их дальнейшей судьбы. По ряду дел в такой ситуации судами в качестве ответчика по делу привлекался статс-секретарь заместитель министра обороны РФ как должностное лицо, на которое ранее замыкались указанные воинские формирования. Именно на него возлагалась обязанность решения судьбы вышеназванных военнослужащих путѐм их зачисления в распоряжение воинских командиров (начальников), для решения вопросов дальнейшего прохождения ими службы. Невыплата денежного довольствия таким военнослужащим в течение периода, значительно превышавшего трѐхмесячный срок, признавалась военными судами длящимся нарушением их прав, и срок на обращение за названной выплатой не считался пропущенным. Денежные выплаты военнослужащим могут быть установлены не только законом, но и ведомственными нормативными актами. Согласно ст. 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов. Этими же нормативными актами военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Так, например, при награждении медалями Министерства обороны РФ предусматривается выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, единовременного поощрения. Содержание вышеназванной статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относит к компетенции федеральных органов исполнительной власти, к которым относится и Министерство обороны РФ, право установления отдельных выплат. Приказом министра обороны РФ от 20 мая 2010 года № 500 предусматривается выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, единовременного поощрения при награждении медалями Министерства обороны РФ в размере 75 % должностного оклада.

При этом согласно разъяснениям, содержащимся в телеграмме заместителя министра обороны РФ от 3 апреля 2012 года, выплата поощрительных выплат, назначаемых и выплачиваемых в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, не входящих в состав денежного довольствия, к которым относится и единовременное поощрение при награждении медалями Министерства обороны РФ, осуществляется через финансовые органы, обслуживающие воинские части, организации и учреждения – управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ. Военнослужащему, переведенному из третьей группы территорий во вторую, для определения нового размера процентной надбавки засчитываются только месяцы стажа неучтенные, но подлежащие обязательному учету при установлении ему прежнего размера данной надбавки. Согласно пунктам 24 и 25 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок. Размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также порядок их применения устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с пунктами 19 и 20 приложения к Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1237, например, город Северодвинск является районом Крайнего Севера (II группа территорий), в котором к денежному довольствию военнослужащих выплачивается процентная надбавка в размере до 80 %, а город Архангельск – местностью, приравненной к району Крайнего Севера (III группа территорий), в которой названная надбавка выплачивается в размере до 50 %.

Согласно п. 8 Правил применения коэффициентов…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1237, в случае перевода военнослужащего из местности, отнесенной к III группе территорий, в район, отнесенный ко II группе территорий, установленный размер процентной надбавки сохраняется. При этом месяцы стажа, не учтенные при установлении размера процентной надбавки, предусмотренной для местности, отнесенной к III группе территорий, засчитываются военнослужащему для установления размера процентной надбавки, предусмотренной для района, отнесенного ко II группе территорий. Установление соответствующего размера процентной надбавки производится в порядке и сроки, которые установлены для II группы территорий. Анализ данной нормы свидетельствует о том, что военнослужащему, переведенному из третьей группы территорий во вторую, для определения нового размера процентной надбавки засчитываются только месяцы стажа неучтенные, но подлежащие обязательному учету при установлении ему прежнего размера данной надбавки. В связи с чем эта норма распространяется исключительно на военнослужащих, не выслуживших максимальный размер процентной надбавки, установленный для местности, отнесенной к III группе территорий, и переведенных для дальнейшего продолжения службы в район, отнесенный ко II группе территорий. На основании подп. «в» п. 5 вышеназванных Правил военнослужащим в зависимости от продолжительности стажа в местностях, отнесенных к III группе территорий, устанавливаются процентные надбавки следующим образом: 10 процентов за первый год стажа, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год стажа, но не более 50 процентов. Следовательно, максимальный размер процентной надбавки (50 %) военнослужащий, проходящий службу в местности, отнесенной к III группе территорий, вправе получать после 5 лет стажа в этой местности.

По прошествии пятилетнего срока месяцы стажа в указанной местности для установления ему размера процентной надбавки не подлежат учету, а поэтому они не должны учитываться и при расчете ему размера процентной надбавки в случае перевода его к новому месту военной службы в район, отнесенный ко II группе территорий. Дополнительные сутки отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, должны быть предоставлены военнослужащему до истечения первого квартала года, следующего за годом, в котором у военнослужащего возникло такое право. В соответствии с приложением № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха. При этом время отдыха предоставляется с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы, как правило, по окончании этих мероприятий либо может присоединяться к основному отпуску военнослужащего. В свою очередь, согласно пунктам 1 и 14 ст. 29 названного Положения отпуск предоставляется военнослужащему ежегодно, а в случае, если отпуск не был предоставлен военнослужащему в связи с болезнью или другими исключительными обстоятельствами, он предоставляется в первом квартале следующего года. Таким образом, закон возлагает на командование обязанность по реализации права военнослужащего на отдых, в том числе и в виде дополнительных суток отдыха, до истечения первого квартала следующего года за годом приобретения этого права.

Военнослужащим, проходящим военную службу на должностях летного состава и имеющим квалификационную категорию, при зачислении в распоряжение соответствующих командиров (начальников) выплата увеличенного оклада сохраняется. Согласно п. 28 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачивается оклад по последней занимаемой воинской должности. Из пунктов 21, 43, 44 «Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, следует, что военнослужащим, имеющим право на увеличение (повышение) в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации окладов по воинским должностям, ежемесячные и иные дополнительные выплаты исчисляются исходя из увеличенных (повышенных) окладов по воинским должностям, если иное не предусмотрено этими федеральными законами и актами. Военнослужащим, которым в установленном порядке присвоена классная квалификация (квалификационная категория), выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) в установленных размерах (в том числе 20 процентов за первый класс (квалификационную категорию). При этом указанная надбавка выплачивается со дня подписания приказа о присвоении военнослужащим класса квалификации до дня окончания срока действия классной квалификации.

Военнослужащим летного состава надбавка в этих размерах выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 396 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации". Согласно п. 5 Положения, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, при замещении должностей летного состава военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, имеющими присвоенные в установленном порядке квалификационные разряды, оклады по соответствующей должности устанавливаются с учетом коэффициентов. Пунктом 41 «Инструкции о порядке определения квалификации летного состава государственной авиации», утвержденной приказом министра обороны РФ от 14 января 2001 года № 05, определено, что лица летного состава, имеющие квалификационную категорию и не выполняющие полеты более трех лет по независящим от них причинам, привлекаются квалификационными комиссиями к проверке на соответствие их уровня подготовки, профессиональных навыков присвоенной квалификационной категории.

По результатам таких проверок делаются выводы, которые заносятся в летные книжки. При несоответствии лица летного состава присвоенной квалификационной категории оформляются документы на еѐ снижение. В случае проезда за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом расходы на проезд возмещаются с учетом стоимости воздушной перевозки, указанной в проездном документе (билете), умноженной на коэффициент, равный отношению ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии. Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на проезд на безвозмездной основе воздушным транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования отпуска предусмотрено п.1.1 ст.20 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Пункт 9 указанной статьи предусматривает, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. На основании указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 20 апреля 2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», пунктом 6 которого Министерству обороны РФ предписано определить порядок возмещения этих расходов.

Реализуя указанные полномочия, Министерством обороны РФ в учреждения, занимающиеся расчетом и выплатой рассматриваемой компенсации, были направлены указания за № 257/4/2585 от 24 июля 2012 года, согласно которым, в случае проезда за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту на территории Российской Федерации, расходы на проезд возмещаются с учетом стоимости воздушной перевозки, указанной в проездном документе (билете), умноженной на коэффициент, равный отношению ортодромического расстояния между аэропортом вылета из Российской Федерации и точкой выхода из воздушного пространства Российской Федерации к общему ортодромическому расстоянию между аэропортом вылета из Российской Федерации и аэропортом первой посадки за пределами территории Российской Федерации.



Другие новости и статьи

« Меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах»

Пенсионное обеспечение членов семей погибших »

Запись создана: Вторник, 1 Январь 2019 в 18:47 и находится в рубриках Новости, Финансовое.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы