Меры государственной поддержки лиц, уволенных с военной (правоохранительной) службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет

С 17 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 г. № 126- ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». Данный закон восстанавливает справедливость в отношении значительного числа граждан, которые по различным причинам были уволены с военной службы после 1 января 2002 г. и на момент увольнения не имели необходимой выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …». Необходимость принятия данного Федерального закона обусловлена тем, что с введением с 1 января 2002 г. обязательного пенсионного страхования на всех граждан,
осуществляющих трудовую деятельность, в ПФ РФ открыты индивидуальные лицевые счета, на которые работодатели ежемесячно перечисляют страховые взносы, размер которых зависит от заработной платы работника. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов не включены в систему обязательного пенсионного страхования, поскольку их пенсионное обеспечение после увольнения со службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не ПФ РФ, как иных граждан.

В связи с этим в период прохождения военной службы каких-либо отчислений за военнослужащих в ПФ РФ не производится. Вследствие такого порядка военнослужащие, которые по каким-либо причинам увольнялись с военной службы и при этом не имели выслуги, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, оказывались в заведомо ущемленном положении в сравнении с другими категориями граждан. Накопления на лицевых счетах в ПФ РФ указанных лиц, начинающих трудовую деятельность в зрелом возрасте после увольнения с военной службы, начинаются, что называется, «с нуля», в то время как у их сверстников, чья трудовая деятельность не связана с военной и правоохранительной службой, к этому времени на лицевых счетах уже имеются определенные накопления. В итоге при достижении общего пенсионного возраста (55 лет – женщины, 60 лет – мужчины) при прочих равных условиях размеры трудовых пенсий по старости, назначаемых указанным гражданам, отличались весьма существенно.

Получалось, что годы, отданные военной службе, оказывались вычеркнутыми из жизни в прямом и переносном смысле и негативно сказывались на размере трудовых пенсий. С принятием и вступлением в силу комментируемого Федерального закона от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ данная явная социальная несправедливость устранена. Установленный указанным Федеральным законом механизм, обеспечивающий право на трудовую пенсию граждан, проходивших военную службу и не имеющих право на пенсию за выслугу лет, выглядит следующим образом. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) устанавливается с учетом суммы расчетного пенсионного капитала8 застрахованного лица, одна из частей которого за период с 1 января 2002 г. формируется из суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Как указывалось выше, граждане, проходившие военную и иную приравненную к ней службу, не подлежат в период этой службы обязательному пенсионному страхованию. Поэтому указанным Федеральным законом предусматривается преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за периоды службы, в расчетный пенсионный капитал.

Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости указанным лицам будет производиться с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы, имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 г., подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета. Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости стоимости страхового года� на продолжительность периодов службы. При этом период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца.

Стоимость страхового года на 2011 г. составляет 13 509,6 руб. (4 330 руб. x 26% x 12 мес.)9 . Поясним это на следующем примере. Прапорщик А.А.Лихачева уволена с военной службы с 23 июня 2003 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на момент увольнения 10 лет. После увольнения работала телефонисткой на районном узле связи. 1 сентября 2011 г. ей исполнилось 55 лет, и она обратилась в отделение ПФ РФ по месту жительства о назначении ей трудовой пенсии по старости. Для определения размера средств федерального бюджета, которые должны быть перечислены в ПФ РФ и включены в расчетный пенсионный капитал гр. А.А.Лихачевой, необходимо стоимость страхового года (13 509,6 руб.) умножить на продолжительность ее военной службы. В итоге получаем: 13 509,6 руб. х 10 лет = 135 096 руб. Таким образом, на индивидуальном лицевом счете А.А.Лихачевой в дополнение к имеющимся накоплениям будет отражено 135 096 руб., которые будут учтены при определении размера ее трудовой пенсии по старости. Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого в 2011 г. для расчета трудовой пенсии, составляет 204 месяца. Для нашего случая размер ежемесячной прибавки к пенсии гр. Лихачевой А.А. составит: 135 096 руб. : 204 мес. = 662,2 руб. Согласно расчетам, проведенным разработчиками законопроекта при подготовке его финансово-экономического обоснования, в среднем прибавка к трудовой пенсии по инвалидности, исчисленная в соответствии с комментируемым Федеральным законом с момента его введения в действие в 2011 г., будет составлять 596 руб. в месяц, а прибавка к страховой части трудовой пенсии по старости – в среднем 199 руб. в месяц.

По оценкам разработчиков, на момент исполнения обязательств по основной массе пенсионеров в 2030 г. с учетом стоимости страхового года за соответствующий период (65 181 руб.), размер прибавки к трудовой пенсии по инвалидности будет составлять в среднем 2 573 руб. в месяц, размер прибавки к страховой части трудовой пенсии по старости – 858 руб. в месяц. Безусловно, указанные размеры прибавок к трудовым пенсиям бывших военнослужащих, не имеющих права на получение пенсии за выслугу лет, выглядят более чем скромными. Однако следует иметь в виду, что при производстве расчетов за основу бралась средняя выслуга на военной службе в 3 года. Если же продолжительность службы составляет 10 и более лет, то указанные средние значения нужно увеличивать в 3 – 5 раз. В любом случае Федеральный закон от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» имеет позитивную направленность и призван хотя бы в небольшой степени морально и материально на склоне лет поддержать тех, кто определенное число лет своей жизни отдал делу защиты Отечества.

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: ,

Запись создана: Суббота, 7 Январь 2017 в 21:07 и находится в рубриках Новости. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.