Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

«В небе Орляхин»

oboznik.ru - «В небе Орляхин»

oboznik.ru - «В небе Орляхин»

Личный состав 171 Тульского истребительного полка знал, что в сложной обстановке эскадрильи в бой поведет командир полка подполковник С.И. Орляхин и знал, что в воздухе будет жарко, а воздушные асы-орляхинцы вернутся с очередной победой.

За этим девизом – вера в своего командира, сильная история полка, более двух сотен сбитых немецких самолетов различных модификаций, героизм полка, защищавшего в тяжелый 1941 год город Тулу, семеро Героев Советского Союза, выросших в полку.

Самое дорогое для нашего народа – сберечь память о Победе и о тех людях, которые выиграли величайшее сражение. Пусть будет вечной благодарная память о них!

Для нашей семьи Орляхиных-Степановых – дорога память о нашем дедушке Орляхине Семене Ивановиче, герое Великой Отечественной войны. Такие люди, как наш дедушка, - носители нравственных ориентиров, именно от них идут к нам животворные корни любви к Отечеству и формирования жизни.

Всенародная акция «Бессмертный полк» высветила в нашей памяти все наиболее важные этапы Великой Отечественной войны, показала конкретных героев войны. Мы хотим рассказать на основе архивных данных, газетных материалов и воспоминаний о нашем дедушке. Основной материал нашего повествования подготовлен сыном Семена Ивановича полковником Орляхиным Альбертом Семеновичем.

Родился Семен Иванович в рабочей семье в 1905 г. и в 1924 г. поступил учиться в Тифлисскую пехотную школу. Начал службу после школы в пограничных войсках и вскоре стал начальником пограничной заставы, в 1930 г. вел бои с закавказским басмачеством.

В один из очередных отпусков на родину, то есть на станцию Толоконное (ныне Микояновка), Семен Иванович женился на односельчанке Анне Петровне Дегтеревой. С этого времени Анна Петровна постоянно была с мужем, где бы он ни проходил службу.

Его заветной мечтой была аэрошкола на окраине Кутаиси, где он начал учиться летать. Подействовала на это общая обстановка в стране, призывавшая молодежь в авиацию. Одним словом, Семен Иванович написал рапорт с просьбой направить его в летное училище. Рапорт удовлетворили, и вот Семен Иванович с 1931 года - слушатель школы летнабов в г.Чугуево, которую успешно закончил в 1932 году. Пройдя Дальний Восток (Хабаровск, Уссурийск, Лесозаводск и др.), участвуя в боевых действиях в районе озера Хасан с японскими милитаристами, где при выполнении одной из боевых задач получает ранение ноги, но не бросает самолет, а благополучно совершает вынужденную посадку в прифронтовой зоне. Воздушных боев в этом конфликте не было, японцы не применяли авиацию, поэтому боевая работа сводилась к разведке японских позиций. В личном деле Семена Ивановича есть краткая запись, характеризующая его как бойца в этих боях: «Участвовал в боевых операциях в р-не озера Хасан в качестве летчика. В боях вел себя смело и самоотверженно».

oboznik.ru - «В небе Орляхин»

По окончании боевых действий у озера Хасан командир звена старший лейтенант Орляхин С.И. получил внеочередное звание «майор» и направление для дальнейшего прохождения службы на Центральный аэродром г. Москвы в качестве командира эскадрильи. Это был конец 1938 года.

В это время в Кубинке формировался учебный центр по переучиванию летного состава на новые типы самолетов, и отца перевели туда. Началась работа по освоению самолета Поликарпова И-16 и обучению переменного состава летчиков. Вплоть до 1940 года отцом осваиваются марки самолетов: И-16, МИГ-1, МИГ-3, идет интенсивная подготовка летного состава. А в целом до этого он отлетал на всех типах самолетов истребительной авиации: И-1, И-2, И-5, И-15, И -153 , «Чайка» и т.д. Во всех отзывах о нем отмечалось высокое мастерство, выдержка и забота о сохранении материальной жизни.

Командиром 171 авиационного истребительного полка, который сформировался под Тулой, Семен Иванович был направлен в июле 1941 года. В составе полка были в основном истребители МИГ-3. Полк был укомплектован в основном молодежью – выпускниками училищ. Первые стычки с немецкой авиацией произошли в августе 1941 года.

Аэродром полка был в пригороде Тулы и в октябре-ноябре немцы подошли к городу настолько близко, что нередко взлетная полоса и в целом аэродром подвергались не только авиационным, но и артиллерийским ударам. По воспоминаниям ветеранов, были моменты, когда немецкие группы выходили уже на окраины аэродрома. Отец, вспоминает Альберт Семенович, приказал разместить самолеты на противоположной от нападающих стороне, замаскировав их, подняв хвостовые оперения на подручные опоры (бочки, ящики из-под боеприпасов и т.д.), с таким расчетом, чтобы огонь из пулеметов и пушек самолетов мог быть поражающим для наземных целей, при этом передвижением хвостового оперения обеспечивался определенный сектор обстрела.

Предвидение возможности использовать вооружение самолета были оправданы в ноябре 1941 дважды. Пришлось отражать атаку немцев совместно с приданными полку средствами.

Интересный факт имел место в период активных оборонительных боев. Как вспоминают ветераны, артиллерия немцев в этот день методично обстреливала аэродром. Ветераны не знают, был ли предупрежден командир полка о возможности визита главного инспектора авиации, должность которого в этот период выполнял Василий Сталин. Во второй половине дня над аэродромом вдруг появился «Дуглас» (Ли-2), развернулся и пошел на посадку. Отец на машине подскочил к останавливающемуся самолету, и только открылась пассажирская дверь, как командир покрыл матом тех, кто прилетел, вышел к трапу, и приказал немедленно взлететь, поскольку аэродром обстреливался. Василий Сталин огрызнулся, но двери закрыл, и приказал взлетать. Самолет ушел. Но длительное время руководство полка ожидало ответной реакции со стороны главного инспектора. Но все кануло в лета, реакции не было.

В трудные дни обороны Тулы боевые вылеты продолжались и самолеты иногда взлетали под огнем противника, чтобы отразить очередной налет немцев на Тулу.

За время обороны Тулы летчики полка прилагали все усилия, чтобы кузница оружия меньше подвергалась воздушным ударам: ведь все военные заводы работали на полную мощность круглые сутки. И немало значительных страниц летчики вписали в боевые будни города. Первый воздушный таран в полку совершил капитан Старцев. Ведь этому не обучали в училищах. Таран это предельный риск: в стремлении уничтожить врага летчик рискует собственной жизнью. Старцев остался жив, но очень переживал, что потерял машину, на что ему Семен Иванович сказал: ты не допустил самолет врага до города, и это главное, похвалил летчика, представив его к награде. После этого Семен Иванович приказал провести беседы во всех подразделениях полка. Старцев делился своим бесценным опытом

В небе Тулы родились новые асы полка: Шевцов, Соболев, Александрюк, Вишняков, ставшие потом Героями Советского Союза (а всего в полку их было 7 человек).

Учитывая вклад 171 истребительного полка в оборону Тулы (а это был единственный полк, оборонявший Тулу), приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина полку было присвоено собственное название «Тульский». Затем был Воронежский, Брянский и др. фронты, в боях которых ковалось мастерство летчиков полка, но и на других фронтах его собственное название «Тульский» сохранялось.

Ветераны полка вспоминали, как отец умело организовал борьбу с немецким коварным самолетом ФВ-189, сбив в один день два таких самолета, после чего в полк прилетали представители всех авиационных командований для изучения опыта. Последняя встреча ветеранов полка состоялась в Угольных копях около Анадыря, где полк входил в состав ПВО Приморья. Более 50 лет после войны полк нес боевую вахту. Но в середине 90-х годов он был расформирован, как и многие другие фронтовые полки в этот бесславный период пресловутых реформ.

Итогом боевой жизни отца стали 9 лично сбитых им немецких самолетов и 20 в группе. Он награжден тремя орденами Красного Знамени и редкой для советских летчиков наградой - орденом «Британской империи», которым он был награжден британским королем Георгом IV за героизм, проявленный им в период Курской битвы. В международном авиационном сообществе орден «Британской империи» ценится очень высоко, как признание выдающегося воздушного мастерства, бесстрашия и подвига исключительно высокого плана. Ниже прилагается перевод с английского официальной грамоты, прилагаемой к ордену Британской империи вместе с правом на титул Почетного офицера Военного дивизиона ордена.

Читая многочисленные заметки из фронтовых газет, не перестаешь удивляться их простоте, краткости и точности. Таких заметок достаточно много, они были бережно сохранены супругой Семена Ивановича – Анной Петровной. Вот некоторые из них: «Герои нынешних боев»; «Воздушный поединок»; «В чем виновен коммунист Сивак»; «Уничтожайте гитлеровское зверье: нет врагу покоя ни днем, ни ночью»; «Учись истреблять врага по-орляхински: умело, дерзко, без промаха!».

За кажущейся простотой, очевидно, ощущается желание настроить на беспощадную борьбу на примере героев.

Одной из наиболее ярких и больших заметок является статья известного военного корреспондента и писателя Бориса Полевого. Вот некоторые выдержки из статьи «Воздушный бой» [1]:

«Когда, не выстояв перед мощным шквалом нашей артиллерии, перед напором пехоты и искусными маневрами танков, немецкая оборона треснула, и фронт покатился на запад – немецкое командование вызвало мощные авиационные подкрепления.

Тысячи самолетов были подтянуты к месту боев. Их сняли с других фронтов, подтянули с глубинных аэродромов, вызвали из Польши, Австрии, даже из Франции. С маниакальным упорством волна за волной, эшелон за эшелоном стали немцы бросать свою авиацию на поле боя. И прозрачное июльское небо стало тут ареной воздушных боев невиданного масштаба и напряжения. Началась упорная борьба за господство в воздухе, яростная борьба, не затухающая вот уже восьмой день.

Чтобы дать представление о размахе воздушных боев, происходящих в районе нашего наступления, расскажу о боевом дне истребительного полка, которым командует подполковник Орляхин.

Но не успели летчики позавтракать, как им пришлось, на ходу дожевывая бутерброды, бежать к своим самолетам. Через минуту маленькие, головастые «Лавочкины» уже неслись к участку наступления. Их вел сам командир полка Орляхин. Чуть позади шла четверка старшего лейтенанта Ивлева, прикрывавшая основную группу.

Подполковник сразу понял, что бой предстоит серьезный. Внизу огромной каруселью кружились «Юнкерсы», уже заходившие на бомбометание. А сверху над ними кувыркались в небе немецкие истребители. Их было втрое больше, чем наших. Но прежде чем это дошло до сознания противника, Орляхин, Шевцов, Вишняков и Ивлев уже врезались в самую гущу немецкого строя, каждый с ходу выбрав себе жертву. Через несколько секунд четыре вражеских самолета врезались в землю.

Потом бой распался на отдельные очаги. В то время как на больших высотах одна группа дралась с немецкими истребителями, другая, - в «нижнем этаже», - атаковала бомбардировщиков, разгоняла их, заставляла бросать свой груз как попало. Непрерывно ведя бой, нападая, отбивая атаки, подполковник Орляхин искоса следил за питомцами, выросшими на его глазах, слышал в наушниках их молодые, полные боевой ярости, голоса. Они сражались мастерски, инициативно, напористо. И восхищенный старый пилот, вообще очень скупой на похвалы, бросал в микрофон: - Молодцы!

Наземное сражение достигло в тот час своей кульминационной точки. Бурые облака дыма стояли над полем боя, и, вытянувшись по фронту на много километров, малиновыми искрами сверкали вспышки орудийных выстрелов. А на этом буром фоне, сверкая на солнце серебром крыльев, ходили кругами десятки бомбардировщиков. Еще выше, как мошкара в летний вечер, кувыркались в воздухе истребители. Какой-то воздушный полк уже атаковал немцев.

За всю войну капитану Вишнякову, участвовавшему в десятках сражений, не приходилось видеть одновременно такой массы самолетов. Он разбил свою группу на четыре, и по радио приказал летчикам стремительно прорваться сквозь строй вражеских истребителей и атаковать бомбардировщики. Бой был короткий и ожесточенный. Шесть немецких самолетов рухнули на землю, а группа Вишнякова, не обращая внимания на остальных, ринулись прямо в гущу новой волны бомбардировщиков.

И когда вечером на командирском разборе подполковник Орляхин подводил итоги дня, голос старого воздушного бойца дрогнул от волнения. В этот день полк поставил своего рода боевой рекорд: он сбил 10 немецких бомбардировщиков и 21 истребитель, потеряв 2 самолета. А всего за 6 дней боев – 63 сбитых самолета противника!

Так прошел боевой день одного воздушного полка, прикрывавшего с воздуха наступление наших частей восточнее Орла. Вот в таких боях сталинские соколы и завоевали здесь для нашей авиации безусловное господство в воздухе».

К великому сожалению, жизнь Семена Ивановича закончилась не совсем обычно для того времени.

После Курской дуги в марте 1944 года, ему был представлен краткосрочный отпуск – единственный с 1940 года. По пути на родину заразился сыпным тифом и умер.

Похоронен в г. Володарске Нижегородской области. Там ему установлен памятник. А на стеле, установленной в честь погибших летчиков, дислоцировавшегося там авиационного полка, высечено и его имя – С.И. Орляхин.

Командир умер, но еще долго в полку оставался боевой девиз «В небе – Орляхин», так как осталась его школа, его методики борьбы истребителей в небе, эшелонирования их в различных условиях боя, железное правило боевой выручки в бою и боевого товарищества и беззаветной преданности своему долгу, своей Отчизне.

Смерть перехватила блестящего воздушного бойца накануне его движения к высокому почетному званию и служебному росту.

Но память о нем – в истории полка, в воспоминаниях ветеранов, в воспитательной работе с молодым поколением. И, конечно, в нашей памяти, как образец для устройства жизни, понимания движущих сил в истории страны и ее Вооруженных Сил.

Мы ежегодно в мае посещаем это место, за ним бережно ухаживают школьники местной школы. В музее школы есть экспозиция, основанная на материалах 171 полка и нашего семейного архива. В 2005 году (на 100-летие Семена Ивановича) все три поколения нашей семьи посетили г. Тулу. Этот город в 1941-1942 годы оборонял 171-истребительный авиационный полк, сформированный дедом. Именно за бои под Тулой полку было присвоено наименование «Тульский».

В краеведческом музее подготовлена постоянная экспозиция, посвященная полку и его командиру, состоялась встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Сохранилось здание, где располагался штаб полка. Есть информация, что в этом году 70-летия Победы на месте базирования полка (Мясново) будет установлена памятная стелла. Планируем до конца года посетить с детьми и внуками это святое для нас место.

Но самой главной реликвией являются фронтовые письма. Именно в них отразились настрой только на победу, искренние чувства к близким, и ответственность за их судьбу. Читая их, понимаешь, с одной стороны, ужас войны, а с другой - непреодолимое стремление выжить, и победить.

В заключении очень хочется верить, что в нашей многострадальной стране не прервется связь поколений, не нарушится историческая память, которая сплачивает страну, народ, нацию. Кроме веры это надо еще и делать. А дело не определяется только масштабом ежегодных праздничных мероприятий. Хотя и они важны.

Реальное дело – это атмосфера в семье, в конкретном коллективе, где об этом надо говорить, сопереживать, и гордиться. Тогда есть шанс, что ужас войны не повторится.

oboznik.ru - «В небе Орляхин»

Примечание:
[1] Б. Полевой. Воздушный бой.- Правда. – 1943.- 19 июля

«Не смолкнет слава Великой Победы»

Орляхин Альберт Семенович, полковник
Степанов Сергей Александрович, полковник

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , , , , ,

Запись создана: Понедельник, 9 Январь 2017 в 8:49 и находится в рубриках Аэродромное, Вторая мировая война, Новости, О патриотизме в России. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.