12 Декабрь 2018

О гарантиях граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве

oboznik.ru - О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих
#гарантии#мобрезерв#людскойрезерв

В соответствии с п. 1 ст. 57.1 Федерального закона 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) "граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее также - резерв) на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве".

Соответствующие изменения в Федеральный закон N 53-ФЗ вступили в силу с 1 января 2013 г. В период становления нового института, безусловно, имеется необходимость создания эффективной системы гарантий реализации правового статуса граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резервисты).

Изучение вопросов правового статуса граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в условиях проведения военно-правовой реформы в Российской Федерации имеет большое значение не только для теории права в общем, но и для теории военного права в частности, в том числе и для практической деятельности государственных органов по совершенствованию военного законодательства в данной области <1>.

——————————–
<1> Орловская А.И. Теоретико-правовые основы правового статуса резервиста при нахождении в мобилизационном людском резерве в мирное время // Военное право: электрон. журн. 2014. Вып. 1. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/5268.

Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина, поэтому мы поддерживаем мнение ученых, которые включают гарантии в структуру правового статуса личности <2>.
——————————–
<2> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 36 - 37; Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001. С. 213; Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 150; Орловская А.И. Об элементах правового статуса лиц, находящихся в мобилизационном людском резерве // Военно-юрид. журн. 2016. N 4. С. 10; Терешина Е.В. Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной службы безопасности (на примере органов пограничного контроля): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17.

Однако нельзя не упомянуть о том, что существуют и другие точки зрения, согласно которым гарантии не являются составным элементом правового статуса на том основании, что гарантии, прежде всего по отношению к правам и свободам, выступают в виде внешней стороны или внешних условий их реализации, т.е. выходят за пределы правового статуса <3>.
——————————–
<3> Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 30.

Слово "гарантия" происходит от французского слова garantie - ручательство, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо <4>. Под гарантиями прав граждан понимаются условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными конституцией и другими законами правами и свободами <5>.
——————————–
<4> Краткий французско-русский и русско-французский словарь / Под общ. ред. О.Д. Липшица. М., 1984. С. 121.
<5> Гарантии прав граждан // Большая советская энциклопедия. М., 1971. Т. 6. С. 118.

В юридической литературе даются различные дефиниции термина "гарантии", обычно дополняемые словами "политические", "правовые" ("юридические"), "экономические" и др. <6>. Чтобы правильно понять и оценить значение этих гарантий, необходим их системный анализ, без противопоставления другим видам гарантий.
——————————–
<6> Кудашкин А.В. В Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесены существенные изменения // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 10. С. 5.

Автор поддерживает позицию ученых, разделяющих гарантии на две группы: первая - общие гарантии для всех прав и обязанностей и для каждого права и каждой обязанности в отдельности и специальные гарантии в отношении конкретного права или обязанности <7>. Н.В. Витрук при этом подразделяет правовые гарантии статуса на гарантии реализации и гарантии защиты.

Однако автор солидаризируется с мнением о том, что более правильно говорить о гарантиях реализации правового статуса, не отрывая их от гарантий защиты <8>.
——————————–
<7> Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976. С. 51.
<8> Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 59; Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. С. 30.

Ключевое место в системе гарантий занимают правовые (юридические) гарантии <9>. Правовые (юридические) гарантии - это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию правовых норм <10> и которые, можно полагать, обеспечивают реализацию статуса, в том числе и резервиста.
——————————–
<9> Корякин В.М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 64.
<10> Мигачев Ю.И. Указ. соч. С. 18.

Основной смысл назначения юридических гарантий, как справедливо отмечает А.С. Федосеев, - создание таких государственных институтов, которые защищали бы и охраняли права и свободы граждан от каких бы то ни было посягательств. Любое субъективное право может считаться с юридической точки зрения гарантированным и фактически существующим, если его нарушение влечет за собой все предусмотренные законом действия, могущие привести к восстановлению нарушенного права <11>.
——————————–
<11> Федосеев А.С. Юридические гарантии применения права и режим социалистической законности. Ярославль, 1976. Вып. 2. С. 4 - 8.

Гарантии применительно к тем или иным субъектам права (например, военнослужащим) представляют собой систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств, способов, создающих приблизительно равные возможности личности для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления обязанностей <12>.
——————————–
<12> Кудашкин А.В. В Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесены существенные изменения. С. 8.

В процессе правового регулирования военной службы Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" термин "льготы" был заменен в отдельных нормативных актах термином "социальные гарантии", таким образом, термины "гарантии" и "льготы" стали соотноситься как целое и часть.

Известные специалисты в области военного права А.В. Кудашкин и К.В. Фатеев придерживаются такой позиции по вопросу соотношения указанных понятий: по их мнению, гарантии, являясь более широким понятием, включают в себя льготы и компенсации <13>.
——————————–
<13> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 3-е изд., доп. и перераб. М., 2002. С. 10; Корякин В.М. Указ. соч. С. 66.

В.М. Корякин представляет подход А.В. Кудашкина не совсем обоснованным. По мнению В.М. Корякина, "правовые нормы о льготах и компенсациях с точки зрения их содержания являются нормами материального права, т.е. устанавливают конкретные виды и объем предоставляемых военнослужащим вполне осязаемых материальных благ и компенсационных денежных выплат… гарантии относятся к процедурной, процессуальной сфере, обеспечивающей создание необходимых условий для безусловной реализации правовых норм о льготах и компенсациях и доведения материальных благ до конкретных получателей" <14>.
——————————–
<14> Корякин В.М. Указ. соч. С. 65.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что льготы и компенсации следует рассматривать не как отдельный элемент структуры правового статуса резервиста, а как экономические гарантии, являющиеся одним из видов гарантий реализации прав и обязанностей резервиста.
Следует также отметить, что после закрепления в нормативных правовых актах социальные гарантии приобретают признаки правовых (юридических) гарантий, становясь практически юридическим механизмом защиты прав, свобод, льгот и компенсаций <15>.
——————————–
<15> Тараненко В.В. Социальные гарантии гражданам, связанные с прохождением военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 4. С. 8. С. 8 - 13.

Пунктом 3 ст. 57.2 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что одно из условий контракта о пребывании в резерве включает в себя право гражданина на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные гарантии и компенсации схематично можно представить следующим образом.

Перечень гарантий

Правовой акт

Ежемесячные денежные выплаты

ст. 13.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ)

Выплата среднего заработка за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления в мобилизационный людской резерв

п. 2 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ

Освобождение от работы и сохранение места постоянной работы за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления в мобилизационный людской резерв

п. 2. ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ

Время прохождения военных сборов (за исключением времени отбывания дисциплинарного ареста) засчитывается в общую продолжительность военной службы резервиста

п. 29 Положения о проведении военных сборов <16>

Предоставление иных денежных выплат

п. 3 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ

Присвоение воинского звания

п. 2 ст. 57 Федерального закона N 53-ФЗ

Возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья

п. 2 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ

Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию осмотру при поступлении в мобилизационный людской резерв и проведение иных мероприятий, связанных с поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы

п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ

Обязательное государственное личное страхование на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военных сборов

п. 1 ст. 18 Закона N 76-ФЗ

Право на получение профессионального образования и на дополнительное профессиональное образование в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)

п. 5.2 ст. 19 Закона N 76-ФЗ

——————————–
<16> Постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности (вместе с Положением о проведении военных сборов)" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 964).

Вместе с тем нельзя не отметить существующие противоречия, складывающиеся в сфере реализации гарантий на охрану здоровья и медицинскую помощь резервистам.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва" в Федеральный закон N 53-ФЗ, в частности в ст. 5.1, внесены изменения, предусматривающие проведение обязательного медицинского освидетельствования и при необходимости медицинского обследования граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв.

Согласно ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан) военно-врачебная экспертиза граждан предусматривает проведение двух комплексов медицинских мероприятий: медицинского обследования и медицинского освидетельствования.

Пунктом 7 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ определено, что финансовое обеспечение медицинского обследования граждан при поступлении в мобилизационный людской резерв осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Однако вопрос финансового обеспечения медицинского обследования вышеуказанных граждан не нашел отражения в Федеральном законе об основах охраны здоровья граждан.
В целях недопущения срыва мероприятий по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации, СВР России, ФСБ России резервистами и устранения правового пробела предлагается в Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан внести следующие изменения:
1) ч. 5 ст. 25:
после слов "службу по контракту" добавить слова "поступлении в мобилизационный людской резерв";
после слов "военные сборы" добавить слова "граждане, изъявившие желание пройти военную подготовку в учебных военных центрах, на военных кафедрах (факультетах военного обучения) и оканчивающие образовательную организацию";
после слов "гражданскую службу" добавить слова "и граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья";
после слов "медицинской помощи" добавить слова "в том числе проведение медицинского обследования, предшествующего медицинскому освидетельствованию в указанных в настоящей части случаях";
2) ч. 2 ст. 61:
после слов "поступлении на военную службу по контракту" добавить слова "поступлении в мобилизационный людской резерв,";
после слов "поступающих на военную службу по контракту" добавить слова "поступающих в мобилизационный людской резерв".
Таким образом, говоря о содержании правового статуса резервиста, нельзя забывать, что, как в любой системе, все элементы правового статуса резервиста не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но и имеют свое собственное назначение, выполняют определенную функцию. Гарантии необходимы для возможно полного претворения в жизнь прав, свобод и обязанностей резервиста и обладают следующими свойствами: закрепление в праве; непосредственная связь с применением правовых норм; реализация путем нормативно определенного механизма деятельности государственных органов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что под социальными гарантиями реализации статуса резервиста следует понимать систему правовых предпосылок, условий, средств и способов, дающих возможность резервисту осуществлять свои права и свободы, исполнять обязанности и обеспечивающих законность привлечения его к ответственности в течение всего срока действия контракта о пребывании в резерве.
Вместе с тем фрагментарность отдельных принятых нормативных правовых актов приводит к возникновению пробелов и противоречий правовых норм, реализующих гарантии резервиста. Предлагаемые изменения позволят сформировать единый подход к определению источника финансового обеспечения медицинского обследования граждан, предшествующего их медицинскому освидетельствованию в указанных случаях, устранят имеющиеся пробелы законодательства и предотвратят возникновение возможных разногласий между силовыми ведомствами и субъектами Российской Федерации по данному вопросу.

Библиографический список

1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. 299 с.
2. Корякин В.М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. 379 с.
3. Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: ВУ, 2001. 298 с.
4. Кудашкин А.В. В Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесены существенные изменения // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 10. С. 5 - 10.
5. Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1999.

КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный) А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева включен в информационный банк согласно публикации - За права военнослужащих, 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное).

6. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" / А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев // За права военнослужащих. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2002.
7. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996. С. 158.
8. Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. 565 с.
9. Орловская А.И. Об элементах правового статуса лиц, находящихся в мобилизационном людском резерве // Военно-юридический журнал. 2016. N 4. С. 8 - 10.
10. Орловская А.И. Теоретико-правовые основы правового статуса резервиста при нахождении в мобилизационном людском резерве в мирное время // Военное право: электронный журнал. 2014. Вып. 1. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/5268.
11. Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976. С. 51.
12. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. С. 30.
13. Тараненко В.В. Социальные гарантии гражданам, связанные с прохождением военной службы // Право в вооруженных силах. 2005. N 4. С. 8 - 13.
14. Терешина Е.В. Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов пограничного контроля): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 183 с.
15. Туганов Ю.Н., Журавлев С.И. О создании мобилизационного людского резерва // Вестник Екатерининского института. 2013. N 1. С. 36 - 39.
16. Федосеев А.С. Юридические гарантии применения права и режим социалистической законности. Ярославль: изд. Яросл. гос. ун-та, 1976. Вып. 2. С. 4 - 8.

 

А.И. ОРЛОВСКАЯ

Другие новости и статьи

« Внеочередное и первоочередное предоставление жилья военнослужащим: проблемы совершенствования правовой работы в области военно-жилищных правоотношений с учетом духовного фактора

Диалог и толерантность как основа воспитания гражданина России »

Запись создана: Среда, 12 Декабрь 2018 в 16:02 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика