Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

О гарантиях граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве
oboznik.ru - О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих

В соответствии с п. 1 ст. 57.1 Федерального закона 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) "граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее также - резерв) на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве".

Соответствующие изменения в Федеральный закон N 53-ФЗ вступили в силу с 1 января 2013 г. В период становления нового института, безусловно, имеется необходимость создания эффективной системы гарантий реализации правового статуса граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резервисты).

Изучение вопросов правового статуса граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в условиях проведения военно-правовой реформы в Российской Федерации имеет большое значение не только для теории права в общем, но и для теории военного права в частности, в том числе и для практической деятельности государственных органов по совершенствованию военного законодательства в данной области <1>.

——————————–
<1> Орловская А.И. Теоретико-правовые основы правового статуса резервиста при нахождении в мобилизационном людском резерве в мирное время // Военное право: электрон. журн. 2014. Вып. 1. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/5268.

Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина, поэтому мы поддерживаем мнение ученых, которые включают гарантии в структуру правового статуса личности <2>.
——————————–
<2> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 36 - 37; Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001. С. 213; Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 150; Орловская А.И. Об элементах правового статуса лиц, находящихся в мобилизационном людском резерве // Военно-юрид. журн. 2016. N 4. С. 10; Терешина Е.В. Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной службы безопасности (на примере органов пограничного контроля): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17.

Однако нельзя не упомянуть о том, что существуют и другие точки зрения, согласно которым гарантии не являются составным элементом правового статуса на том основании, что гарантии, прежде всего по отношению к правам и свободам, выступают в виде внешней стороны или внешних условий их реализации, т.е. выходят за пределы правового статуса <3>.
——————————–
<3> Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 30.

Слово "гарантия" происходит от французского слова garantie - ручательство, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо <4>. Под гарантиями прав граждан понимаются условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными конституцией и другими законами правами и свободами <5>.
——————————–
<4> Краткий французско-русский и русско-французский словарь / Под общ. ред. О.Д. Липшица. М., 1984. С. 121.
<5> Гарантии прав граждан // Большая советская энциклопедия. М., 1971. Т. 6. С. 118.

В юридической литературе даются различные дефиниции термина "гарантии", обычно дополняемые словами "политические", "правовые" ("юридические"), "экономические" и др. <6>. Чтобы правильно понять и оценить значение этих гарантий, необходим их системный анализ, без противопоставления другим видам гарантий.
——————————–
<6> Кудашкин А.В. В Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесены существенные изменения // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 10. С. 5.

Автор поддерживает позицию ученых, разделяющих гарантии на две группы: первая - общие гарантии для всех прав и обязанностей и для каждого права и каждой обязанности в отдельности и специальные гарантии в отношении конкретного права или обязанности <7>. Н.В. Витрук при этом подразделяет правовые гарантии статуса на гарантии реализации и гарантии защиты.

Однако автор солидаризируется с мнением о том, что более правильно говорить о гарантиях реализации правового статуса, не отрывая их от гарантий защиты <8>.
——————————–
<7> Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976. С. 51.
<8> Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 59; Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. С. 30.

Ключевое место в системе гарантий занимают правовые (юридические) гарантии <9>. Правовые (юридические) гарантии - это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию правовых норм <10> и которые, можно полагать, обеспечивают реализацию статуса, в том числе и резервиста.
——————————–
<9> Корякин В.М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 64.
<10> Мигачев Ю.И. Указ. соч. С. 18.

Основной смысл назначения юридических гарантий, как справедливо отмечает А.С. Федосеев, - создание таких государственных институтов, которые защищали бы и охраняли права и свободы граждан от каких бы то ни было посягательств. Любое субъективное право может считаться с юридической точки зрения гарантированным и фактически существующим, если его нарушение влечет за собой все предусмотренные законом действия, могущие привести к восстановлению нарушенного права <11>.
——————————–
<11> Федосеев А.С. Юридические гарантии применения права и режим социалистической законности. Ярославль, 1976. Вып. 2. С. 4 - 8.

Гарантии применительно к тем или иным субъектам права (например, военнослужащим) представляют собой систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств, способов, создающих приблизительно равные возможности личности для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления обязанностей <12>.
——————————–
<12> Кудашкин А.В. В Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесены существенные изменения. С. 8.

В процессе правового регулирования военной службы Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" термин "льготы" был заменен в отдельных нормативных актах термином "социальные гарантии", таким образом, термины "гарантии" и "льготы" стали соотноситься как целое и часть.

Известные специалисты в области военного права А.В. Кудашкин и К.В. Фатеев придерживаются такой позиции по вопросу соотношения указанных понятий: по их мнению, гарантии, являясь более широким понятием, включают в себя льготы и компенсации <13>.
——————————–
<13> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 3-е изд., доп. и перераб. М., 2002. С. 10; Корякин В.М. Указ. соч. С. 66.

В.М. Корякин представляет подход А.В. Кудашкина не совсем обоснованным. По мнению В.М. Корякина, "правовые нормы о льготах и компенсациях с точки зрения их содержания являются нормами материального права, т.е. устанавливают конкретные виды и объем предоставляемых военнослужащим вполне осязаемых материальных благ и компенсационных денежных выплат… гарантии относятся к процедурной, процессуальной сфере, обеспечивающей создание необходимых условий для безусловной реализации правовых норм о льготах и компенсациях и доведения материальных благ до конкретных получателей" <14>.
——————————–
<14> Корякин В.М. Указ. соч. С. 65.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что льготы и компенсации следует рассматривать не как отдельный элемент структуры правового статуса резервиста, а как экономические гарантии, являющиеся одним из видов гарантий реализации прав и обязанностей резервиста.
Следует также отметить, что после закрепления в нормативных правовых актах социальные гарантии приобретают признаки правовых (юридических) гарантий, становясь практически юридическим механизмом защиты прав, свобод, льгот и компенсаций <15>.
——————————–
<15> Тараненко В.В. Социальные гарантии гражданам, связанные с прохождением военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 4. С. 8. С. 8 - 13.

Пунктом 3 ст. 57.2 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что одно из условий контракта о пребывании в резерве включает в себя право гражданина на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные гарантии и компенсации схематично можно представить следующим образом.

Перечень гарантий

Правовой акт

Ежемесячные денежные выплаты

ст. 13.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ)

Выплата среднего заработка за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления в мобилизационный людской резерв

п. 2 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ

Освобождение от работы и сохранение места постоянной работы за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления в мобилизационный людской резерв

п. 2. ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ

Время прохождения военных сборов (за исключением времени отбывания дисциплинарного ареста) засчитывается в общую продолжительность военной службы резервиста

п. 29 Положения о проведении военных сборов <16>

Предоставление иных денежных выплат

п. 3 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ

Присвоение воинского звания

п. 2 ст. 57 Федерального закона N 53-ФЗ

Возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья

п. 2 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ

Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию осмотру при поступлении в мобилизационный людской резерв и проведение иных мероприятий, связанных с поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы

п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ

Обязательное государственное личное страхование на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военных сборов

п. 1 ст. 18 Закона N 76-ФЗ

Право на получение профессионального образования и на дополнительное профессиональное образование в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)

п. 5.2 ст. 19 Закона N 76-ФЗ

——————————–
<16> Постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности (вместе с Положением о проведении военных сборов)" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 964).

Вместе с тем нельзя не отметить существующие противоречия, складывающиеся в сфере реализации гарантий на охрану здоровья и медицинскую помощь резервистам.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва" в Федеральный закон N 53-ФЗ, в частности в ст. 5.1, внесены изменения, предусматривающие проведение обязательного медицинского освидетельствования и при необходимости медицинского обследования граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв.

Согласно ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан) военно-врачебная экспертиза граждан предусматривает проведение двух комплексов медицинских мероприятий: медицинского обследования и медицинского освидетельствования.

Пунктом 7 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ определено, что финансовое обеспечение медицинского обследования граждан при поступлении в мобилизационный людской резерв осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Однако вопрос финансового обеспечения медицинского обследования вышеуказанных граждан не нашел отражения в Федеральном законе об основах охраны здоровья граждан.
В целях недопущения срыва мероприятий по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации, СВР России, ФСБ России резервистами и устранения правового пробела предлагается в Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан внести следующие изменения:
1) ч. 5 ст. 25:
после слов "службу по контракту" добавить слова "поступлении в мобилизационный людской резерв";
после слов "военные сборы" добавить слова "граждане, изъявившие желание пройти военную подготовку в учебных военных центрах, на военных кафедрах (факультетах военного обучения) и оканчивающие образовательную организацию";
после слов "гражданскую службу" добавить слова "и граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья";
после слов "медицинской помощи" добавить слова "в том числе проведение медицинского обследования, предшествующего медицинскому освидетельствованию в указанных в настоящей части случаях";
2) ч. 2 ст. 61:
после слов "поступлении на военную службу по контракту" добавить слова "поступлении в мобилизационный людской резерв,";
после слов "поступающих на военную службу по контракту" добавить слова "поступающих в мобилизационный людской резерв".
Таким образом, говоря о содержании правового статуса резервиста, нельзя забывать, что, как в любой системе, все элементы правового статуса резервиста не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но и имеют свое собственное назначение, выполняют определенную функцию. Гарантии необходимы для возможно полного претворения в жизнь прав, свобод и обязанностей резервиста и обладают следующими свойствами: закрепление в праве; непосредственная связь с применением правовых норм; реализация путем нормативно определенного механизма деятельности государственных органов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что под социальными гарантиями реализации статуса резервиста следует понимать систему правовых предпосылок, условий, средств и способов, дающих возможность резервисту осуществлять свои права и свободы, исполнять обязанности и обеспечивающих законность привлечения его к ответственности в течение всего срока действия контракта о пребывании в резерве.
Вместе с тем фрагментарность отдельных принятых нормативных правовых актов приводит к возникновению пробелов и противоречий правовых норм, реализующих гарантии резервиста. Предлагаемые изменения позволят сформировать единый подход к определению источника финансового обеспечения медицинского обследования граждан, предшествующего их медицинскому освидетельствованию в указанных случаях, устранят имеющиеся пробелы законодательства и предотвратят возникновение возможных разногласий между силовыми ведомствами и субъектами Российской Федерации по данному вопросу.

Библиографический список

1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. 299 с.
2. Корякин В.М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. 379 с.
3. Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: ВУ, 2001. 298 с.
4. Кудашкин А.В. В Федеральный закон "О статусе военнослужащих" внесены существенные изменения // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 10. С. 5 - 10.
5. Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1999.

КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный) А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева включен в информационный банк согласно публикации - За права военнослужащих, 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное).

6. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" / А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев // За права военнослужащих. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2002.
7. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996. С. 158.
8. Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. 565 с.
9. Орловская А.И. Об элементах правового статуса лиц, находящихся в мобилизационном людском резерве // Военно-юридический журнал. 2016. N 4. С. 8 - 10.
10. Орловская А.И. Теоретико-правовые основы правового статуса резервиста при нахождении в мобилизационном людском резерве в мирное время // Военное право: электронный журнал. 2014. Вып. 1. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/5268.
11. Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976. С. 51.
12. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. С. 30.
13. Тараненко В.В. Социальные гарантии гражданам, связанные с прохождением военной службы // Право в вооруженных силах. 2005. N 4. С. 8 - 13.
14. Терешина Е.В. Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов пограничного контроля): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 183 с.
15. Туганов Ю.Н., Журавлев С.И. О создании мобилизационного людского резерва // Вестник Екатерининского института. 2013. N 1. С. 36 - 39.
16. Федосеев А.С. Юридические гарантии применения права и режим социалистической законности. Ярославль: изд. Яросл. гос. ун-та, 1976. Вып. 2. С. 4 - 8.

 

А.И. ОРЛОВСКАЯ

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: ,

Запись создана: Среда, 11 Январь 2017 в 14:34 и находится в рубриках Новости. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.