История создания танка Т-60 (часть 3)



История создания танка Т-60 (часть 3)

oboznik.ru - История создания танка Т-60 (часть 3)

Т-60 - машина с упрощенным корпусом, разработанная на заводе № 37 в июле 1941 года. В одном из документов эти танки име­нуются Т-70, но больше такой индекс не встречается.   Первоначально  обозначениеТ-60 имела и машина 030, позже (примерно с августа-сентября 1941 года) их стали разделять.

Сухопутный вариант танка Т-40 — Т-40 без водоходного оборудования, с нишей для гребного винта. В документах эти машины могли именоваться и как Т-40, и как Т-30 (например, при отгрузке с завода проходили как Т-40, а по прибытии в часть их могли называть Т-30). Кстати, индекс Т-40С применительно к этим машинам, приводимый в некоторых публикациях, не соответствует действительности. В документах военного времени он не встречается. Кстати, путаницу в обозначения вносили и сами предприятия-производители.

Например, в отчете завода № 37 за 1941 год говорилось: «В условиях военного времени конструкторская работа была направлена вначале на подготовку производства Т-60 и далее на проектирование танка Т-60 (на базе Т-40), представлявшего собой сухопутную машину вместо плавающей.

Конструкторская работа по Т-60 велась по следующим направлениям: 1. Выпуск чертежей, техусловий и спецификаций Т-60. 2. Переработка рабочих чертежей в направ лении снижения трудоемкости производства и упрощения конструкции в связи с условия ми военного времени, в частности: а) испытание резины катков с сокращен ным режимом вулканизации; б) испытание упрощенного механизма по ворота (работа продолжена в 1942 году); в) разработка опытного подъемного меха низма (с плечевым упором), работа продол жена в 1942 году; г) разработка, изготовление и испытание установки ДШК в Т-60 с питанием пулемета из штатной коробки (вместо короба). Сокращение номенклатуры деталей и изделий и снятие с машины второстепенных деталей, в результате чего ряд деталей машины был заменен более простыми или отменен вовсе: а) Полностью аннулирован пол боевого от деления. б) Отменена установка на машину термо сов, ковриков, сумок ЗИПа для ДШК, мо торной перегородки, ветрового щитка и др.

В связи с тем, что в 1942 году завод переходит на изготовление танка Т-60 (Т-60Ш), конструкция бронекорпуса которого значительно отличается от танка Т-30 (Т-60), была пересмотрена вся технология бронепроиз-водства». Все танки, о которых шла речь выше -Т-40, Т-30 и Т-60 (с упрощенным корпу-сом), имели одинаковое вооружение - спа-ренную установку 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ. Правда в июле изменили систему питания ДШК - вместо имевшегося на Т-40 кольцевого короба под башней, в который укладывалось 9 сцепленных вместе лент (всего 450 патронов) плюс отдельно одна лента на 50 патронов в запасе, стали использовать штатные коробки для ДШК. Однако уже 26 июля 1941 года появляется постановление ГКО № 289 «О вооружении танков Т-60», согласно которому вооружать эту машину вместо пулемета ДШК предписывалось 20-мм авиационной пушкой ШВАК.

Согласно этому документу разработка варианта ШВАК, пригодного для установки в Т-60, велась в ОКБ-15 под руководством Шпитального. В довольно сжатые сроки здесь появился танковый вариант орудия, который фактически являлся вариантом авиационной крыльевой пушки ШВАК, в которой использовался ствол от моторной ШВАК, тяга перезаряжания - оттурельной ШВАК. Кроме того, для установки в танк производилась дополнительная механическая обработка затыльника и вводился новый спуск. Испытание ШВАК, установленной в башне танка Т-40, прошло с 4 по 7 августа 1941 года, было израсходовано около 5000 снарядов. Стрельба велась под разными углами возвышения сериями по 58 выстрелов.

Было установлено, что при максимальном угле склонения (7 градусов) и 0 градусов пушка работает безотказно, а при максимальном угле возвышения (25 градусов) имелось две задержки «по причине недоработанности направляющего рукава питания». Испытания показали, что, как и в случае с установкой ДШК в Т-40, для удобства работы с ШВАК при углах возвышения более 15 градусов стрелку необходимо слезать с сиденья и вставать на колено. При работе экипажа танка из двух человек для выемки орудия из башни требовалось 1 минута 25 секунд, а его установки - 2 минуты 17 секунд.

Отмечалось, что «снятие и постановка тела пушки при наличии навыка затруднений не вызывает». Возимый боекомплект танка составлял 780 20-мм выстрелов, которые укладывались в 13 коробок (в лентах по 60 штук). Коробки использовались от пулемета ДШК с незначительными изменениями - укорочена малая крышка и снят пружинный «язык». Установка коробки с лентой при заряжании была возможна только при угле возвышения орудия около 15 градусов (впрочем, как и пулемета ДШК).

Для смены коробки требовалось 53 секунды на месте и 1 минута 12 секунд в движении. В ходе испытаний отмечалось, что использование отдельных коробок менее удобно, чем лентой с непрерывным питанием, как это было на танке Т-40 с ДШК, а «выемка коробок из 2 рядов укладок, расположенных ближе к водителю, не удобна». Результаты испытаний стрельбой показали, что кучность боя 20-мм пушки ШВАК (очередями по 2—3 выстрела) на дальность до 1000 метров вполне удовлетворительная.

А вот проведенная стрельба с хода, без коротких остановок, по целям (танк, батальонная пушка, перебегающая пехота) оказалась малоэффективной. Не сильно радовало и бронебойное действие 20-мм орудия, оказавшееся также малоэффективным, почти таким же, как и у пулемета ДШК. Так, при стрельбе 20-мм штатным бронебойно-зажигательным снарядом Б-3 по 20-мм цементованной и гомогенной бронеплитам, установленным под углом 30 градусов, не было получено ни одной сквозной пробоины с дистанции 135 метров. 15-мм цементованная плита (также под углом 30 градусов) была пробита с дистанции 100 метров, причем использовались опытные снаряды НБ-200 с повышенной начальной скоростью.

Стрельба из пулемета ДШК по этим же плитам бронебойной пулей Б-32 не дала ни одной сквозной пробоины. Несколько лучшие результаты получились при ведении огня по 20-мм гомогенной бронеплите, поставленной вертикально. Пушка ШВАК обеспечивала 100% сквозных пробоин на дистанции до 400 метров включительно (штатным снарядом Б-3), а при использовании снарядов НБ-200 - до 500 метров. Стрельба по той же бронеплите из пулемета ДШК (бронебойной пулей Б-32) дала около 50% сквозных пробоин, из чего следовало, что «бронебойное действие пушки ШВАК в этом случае имеет некоторое преимущество по сравнению с пулеметом ДШК, которое выражается в увеличенной предельной дистанции, на которой получается 100% сквозных пробоин». Кроме того, в своих выводах комиссия, проводившая испытания, отмечала достаточно эффективное действие 20-мм осколочного снаряда, который при разрыве «обеспечивал получение 50-60 убойных осколков», а также «удовлетворительную безотказность работы» автоматики орудия.

М. Коломиец - Танки-смертники Великой Отечественной Т-30 Т-60 Т-70

См. также

Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 1)

Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 2)

История создания танка Т-60 (часть 1)

История создания танка Т-60 (часть 2)

 



Другие новости и статьи

« О реформе современного военного образования

Причуды военной реформы »

Запись создана: Пятница, 3 Сентябрь 2010 в 22:38 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы