Всю войну вокруг взорванных мостов и разрушенных железных дорог



Всю войну вокруг взорванных мостов и разрушенных железных дорог

oboznik.ru - Всю войну вокруг взорванных мостов и разрушенных железных дорог

oboznik.ru - Всю войну вокруг взорванных мостов и разрушенных железных дорог
#ветеран#ветераны#война

Мой дедушка Горчаков Александр Иванович родился в 1917 году на Костромской земле. Он участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке. В Красной Армии начал служить с 1938 года в железнодорожных войсках и вся его дальнейшая жизнь связана с армией.

1 сентября 1939 года 2-ой железнодорожный полк, в котором служил дед, был срочно погружен в эшелон и двинулся на Запад. Мой дед в течение сентября-ноября 1939 года обеспечивал продвижение советских войск по территории Западной Украины, «перешивал» железнодорожное полотно с европейской колеи на широкую русскую, реконструировал путепроводы и мосты для продвижения тяжеловесных составов с личным составом, техникой и вооружением. Советские войска встретились тогда с немецкими в районе станции Перемышль. Это было первое боевое крещение моего деда.

Второе боевое крещение было в 1940 году в войне с белофиннами. В январе в суровых зимних условиях, под снайперскими прицелами финских «кукушек» воины-железнодорожники строили новую узкоколейную линию Лоухи – Кестенньга, предназначенную для обеспечения передовых частей 9-й армии боеприпасами, техникой и продовольствием. Строить приходилось сутками без скидки на морозы.

Начало Великой Отечественной войны застало деда на Иранской границе. 15-й железнодорожный батальон, в котором он служил, прокладывал стратегическую железнодорожную магистраль Джульора – Меджевань. Эта магистраль шла вдоль границы с Ираном параллельно пограничной реке Аракс, для того, чтобы, в случае вступления Турции в войну с Советским Союзом на стороне фашистской Германии, обезопасить нефтяной Баку и весь Кавказ от всяких неожиданностей.

Железнодорожное полотно проходило по скальному грунту, где приходилось проводить взрывные действия. Работы проводились в сложнейших условиях: неимоверная жара, лица прикрывали марлевыми повязками от москитов, свирепствовала малярия, при раскопках холмов, несколько солдат заразились сибирской язвой.

Непосредственное участие деда в Великой Отечественной войне началось с оборонительных операций войск Северо-Кавказского фронта на Кавказе, в составе 36-й железнодорожной бригады. В период обороны Кавказа много зависело от действий железнодорожных войск. Фашисты массированными налетами авиации стремились затруднить наши боевые действия, нарушить движение составов. Бомбили железные дороги, станции, вокзалы, мосты, эшелоны с войсками и техникой, поезда с эвакуируемым населением. Дедушка и воины подразделений бригады под непрерывными авианалетами восстанавливали разрушенные объекты.

Железнодорожные части и их штабы при восстановлении разрушенных врагом путей и станционных объектов размещались в подвижных эшелонах и специальных поездах, поэтому часто подвергались налетам вражеской авиации. 20-й батальон, в котором дед был помощником начальника штаба, производил восстановительные работы в районе станицы Курганной (ныне город Курганск Краснодарского края). Неожиданно была объявлена воздушная тревога – в небе появились фашистские самолеты, началась бомбежка. Личный состав штаба и служб батальона с документами в спешном порядке укрылись в заранее определенных местах. Под непрерывным огнем дед с начальником финансовой части батальона эвакуировали штабные и финансовые документы и сейф с наличными деньгами и уже находились в укрытии, когда в штабной вагон попала вражеская бомба. Документы и деньги были спасены. Командором бригады ему была объявлена благодарность и вручена медаль «За боевые заслуги».

После битвы за Кавказ в первых числах августа 1943 года дедушкина бригада с подчиненными частями прибыла в состав Степного фронта. Степной фронт совместно с другими фронтами успешно развивал наступление на Белгородско-Харьковском направлении. Восстановление разрушенных противником объектов проводилось вслед за наступающими войсками. Среди бойцов и командиров царил небывалый подъем. Все понимали, что восстановить, значит приблизить победу над врагом, что каждый восстановленный или отремонтированный мост, каждый километр восстановленного пути, каждая станция или разъезд, поднятые из руин, помогали нашим войскам громить ненавистного врага. А 23 августа войска Степного фронта, при поддержке Воронежского и Юго-Западного фронтов окончательно сломили сопротивление фашистов и штурмом взяли город Харьков. Открывались «ворота» в пределы Левобережной Украины и Донбасса. Дедушка рассказывал один фронтовой эпизод, случившийся с ним и группой офицеров разведки на 2-м Украинском фронте в районе станции Мерефа. Со станции Люботин, где находился штаб бригады, для обследования состояния железнодорожного перегона Люботин – Мерефа, была выделена оперативная группа. Дрезина, на которой они следовали, приближалась к станции Мерефа. Неожиданно из-за полосы отчуждения был открыт огонь немецкими снайперами, засевшими в укрытии. Дрезина дала обратный ход. Недалеко от станции часть офицеров разведгруппы, в том числе и мой дед, спешились и через полосу лесонасаждений, скрытно, приблизились к месту расположения немцев. Пулеметным огнем и гранатой снайперы были уничтожены. Потерь в группе не было, а на дрезине оказалось много пробоин. После рекогносцировки на месте и определения степени разрушения станции отступающим противником, дедушка с группой возвратились на станцию Люботин. За выполнение задания дедушка был награжден второй медалью «За боевые заслуги». Так с небывалым упорством трудились бойцы и командиры железнодорожных войск, проходя километры мужества и героизма. Усилия 2-го Украинского фронта были сосредоточены на Кременчугском направлении. Бойцы и командиры 36-й ОЖБ совместно со спецформированиями Народного Комиссариата Путей Сообщения восстановили разрушенный немцами большой железнодорожный мост через Днепр в районе Кременчуга. Работа по восстановлению моста проводилась под непрерывными авианалетами вражеских самолетов. За участие в восстановлении моста дедушка был награжден орденом «Красная Звезда».

В июне 1944 года, в связи с освобождением от врага территории Крыма, бригада была передислоцирована и передана в состав Отдельной Приморской Армии для восстановления разрушенных отступающим противником железнодорожных объектов Крыма и строительства железнодорожного моста через Керченский пролив, названного «2 К» (Крым – Кавказ). Дедушка рассказал интересную историю о строительстве этого моста. Немцы, оккупировав Крымский и Таманский полуострова, решили соединить их, построив железнодорожный мост через Керченский пролив. Из Германии в Крым были завезены металлические пустотелые сваи и необходимые конструкции для строительства моста. Однако этого им не позволили осуществить наши войска, изгнав их с территории Северного Кавказа и Крыма. Наличие немецких конструкций побудило руководство Народного Комиссариата Путей Сообщения спроектировать и силами железнодорожных войск Отдельной Приморской Армии и спецформирований НКПС построить мост в самом узком месте Керченского пролива.

oboznik.ru - Всю войну вокруг взорванных мостов и разрушенных железных дорог

Деду подолгу службы, как капитану и помощнику начальника оперативно строевого отдела 36-й ОЖДБ приходилось постоянно находиться на объекте. Строительство осуществлялось с небывалым энтузиазмом воинов. Машины подвозили строительные материалы, конструкции, горючее, копры забивали оставленные немцами сваи, заполняя их бетоном. К весне строительство моста шло к завершению. Воины эксплуатационных рот бригады готовились к пробному пропуску поезда через новый мост. Никто и не подозревал, что Керченский пролив сыграет злую шутку. Проектировщики не предусмотрели, а строители не построили ледорезы, не изучив режима пролива, в котором течение периодически менялось то в Азовское, то в Черное море. Весной, когда начался ледоход, нагромождение льдин достигало дна пролива, глубиной 11 метров. Ледоход начал сносить опоры одну за другой. Не могла помочь и авиация, бомбившая нагромождение льдин. Все опоры четырех с половиной километрового моста снесла ледовая стихия. Осталась, как утес, только центральная опора, которую сооружали воины дедушкиного 36-го ОЖДБ. Красавец мост «2 К». не вступив в строй, перестал существовать. (Сейчас, после возврата Крыма в состав России, мы снова начали проектирование и строительство этого моста).

Дедушка закончил войну в Крыму, в звании «капитан» и награжден «Орденом Отечественной войны 2 степени». Он считает, что воевал «как все», подвигов не совершал, но награды на его кителе говорят сами за себя.

Начались мирные будни. Дедушку назначили помощником начальника финансового отдела 36-й железнодорожной бригады, а затем направили учиться на Военный факультет при Московском финансовом институте. После окончания вуза он еще 22 года служил в Центральном финансовом управлении Министерства обороны СССР.

Сейчас дедушке 98 лет. Он бодр и жизнерадостен, друзья и знакомые зовут его «образцовым дедом», потому что для нас – его внуков, которых он растил с пеленок, дед самый большой авторитет. Ему всегда было интересно с молодыми, он всегда желанный гость в школах и детских садах нашего района. Каждый день дедушка старается прожить достойно и интересно, с оптимизмом смотрит в будущее, добрым словом вспоминает прошлое. Он является Почетным гражданином района Гольяново, в котором проживает долгие годы, и Почетным ветераном Москвы. Эти два почетных знака украшают его мундир рядом с боевыми наградами. Я и вся наша семья очень гордимся нашим замечательным героическим дедом, достойным представителем Бессмертного полка.

«Не смолкнет слава Великой Победы»

Горчаков Никита



Другие новости и статьи

« От Клина до Берлина

По дорогам фронтовым »

Запись создана: Пятница, 26 Апрель 2019 в 0:09 и находится в рубриках Вторая мировая война, Новости, О патриотизме в России, Транспорт.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы