Диалог и толерантность как основа воспитания гражданина России



Диалог и толерантность как основа воспитания гражданина России

#диалог#толерантность#воспитание

Диалог – это в первую очередь спокойный обмен мнениями двух равных субъектов. Диалог возможен при толерантном отношении к оппоненту. Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство, где каждый гражданин имеет право на выражение своей позиции. Патриотизм невозможен без уважения граждан своего государства. Воспитание диалогичной и толерантной позиции гражданина РФ позволяет сформировать уважительное отношение гражданина к своим согражданам.

Исторически сложилось, что Россия сформировалась в качестве многонационального и поликонфессонального государства. Это в свою очередь требует от любых межкультурных, межрелигиозных и гражданских связей взаимоуважительных отношений. Также необходимо отметить, что в гуманитарных науках сконструировать единственную и «наиболее истинную» интерпретацию действительности невозможно.

Научные знания, которые должны преподаваться в учебных заведениях, несовместимы с мировоззренческой воинственностью и предвзятостью, лежащих в основе любых фальсификаций. Поэтому одной из основных задач учебных предметов гуманитарного цикла является воспитание в учащихся культуры диалога и взаимопонимания.

Диалог – это форма общения индивида и группы либо различных групп и общностей с целью обмена информацией, где утверждаются право оппонента на свободу высказывания по любому вопросу. Культура диалога требует не столько монологического, беспрекословного «провозвестия», сколько открытых суждений, опирающихся на доказательную силу. Одним из важнейших принципов открытого диалога является умение слышать, понимать своего собеседника. Необходимо уточнить, что понимание другого в диалоге не просто восприятие информации, а возможность проникновения за систему, знаковые символы, которыми апеллирует эта система, для того, чтобы наиболее адекватно постичь скрытый в этих системных символах смысл. Вне всякого сомнения, формирование культуры диалога невозможно без толерантного отношения. Морально-этические императивы, заложенные в детстве и воспитанные по мере становления личности, влиятельно детерминируют исследователя. Поэтому компетентно оппонировать по поводу проблем, связанных с аксиологической проблематикой, позволяет умение подавлять в себе негатив, обязательно возникающий с неприемлемой для оппонента аксиологической позицией.

Толерантность как определенное аксиологическое качество, характеризующее отношение к оппоненту, позволяет терпимо относиться к различиям, которые воспринимаются для исследователя негативно. Одно из самых компетентных философско-академических изданий постсоветской России, «Новая философская энциклопедия», определяет «толерантность» как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» .

Исходя из поливариативности мнений, присущих многокультурным нациям, мы можем констатировать, что в нашем многополярном обществе сконструировать единственную, «наиболее истинную» идеологему о героическом прошлом либо о «наиболее верном» способе патриотизма, довольно сложно. Следовательно, одним из способов решения этой дилеммы видится воспитание культуры диалога и взаимопонимания. Гуманитарная основа, приобретенная гражданином в ходе образования, позволит ему лучше понимать и разбираться в проблемах нашего общества. Социальные проблемы рассматриваются многими гуманитарными дисциплинами, и знание различных вариантов решения этих проблем только обогащает мировоззрение современного человека. Знание разных точек зрения в историческом, обществоведческом знании позволит гражданину быть более самостоятельным и правоспособным. Ярким примером этого тезиса могут служить политические взгляды гражданина.

Историческое развитие показывает, что отсутствие политической культуры ведет к чрезмерной идеологизация политических институтов общества. В странах с диктаторскими, фашистскими и другими подобными режимами, т. е. в условиях тоталитарных политических систем, диалог и свободная дискуссия отсутствовали. Основным принципом политической культуры в этих условиях выступала политическая нетерпимость к политическому инакомыслию. Так, в США практически любая политическая позиция в отношении современной России, отличная от официальной, квалифицируется как антипатриотическая. Воспитание диалога и политической культуры у граждан способствует развитию правового государства, в основе которого лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантии основополагающих прав и обязанностей личности, возможность плодотворного взаимодействия в обществе людей с различными точками зрения.

О. В. Копылов, преподаватель Пермского филиала МЭСИ, религиовед, соискатель кафедры культурологии ПГАИК



Другие новости и статьи

« О гарантиях граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве

Страна сильна семьями, семья сильна памятью »

Запись создана: Среда, 12 Декабрь 2018 в 16:05 и находится в рубриках О патриотизме в России, Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы