Вехи истории подготовки военных фельдшеров в России: Ленинградское военно-медицинское училище имени Н.А. Щорса



Вехи истории подготовки военных фельдшеров в России: Ленинградское военно-медицинское училище имени Н.А. Щорса

oboznik.ru - С праздником, с Днем Победы, дорогие фронтовики!

Исторические факты свидетельствуют о том, что помощники врачей – прообразы современных военных фельдшеров, «способные оказывать некоторые виды медицинской помощи», существовали в русском войске уже в конце XVI – начале XVII вв. Наиболее близкими по своим функциональным обязанностям к современным фельдшерам были подлекари, цирюльники, рудометы и костоправы. Подготовка фельдшеров производилась в порядке ремесленного ученичества . В 1654 г. при Аптекарском приказе была организована лекарская школа. Окончившие эту школу направлялись в полки в звании подлекарей . При Петре I в России началась организованная подготовка войсковых помощников врачей для действующей армии из числа солдат – в специальных госпитальных лекарских школах.

Такие школы при госпиталях появились в Москве в 1707 г. А в 1733 г., уже при Анне Иоанновне – в Сухопутном госпитале Санкт-Петербурга. Содержались эти школы за счет госпитальных отчислений . Обучение в упомянутых школах сводилось к приобретению, в основном, практических навыков оказания медицинской помощи: выдергивания зубов, приставления пиявок, кровопускания, перевязки ран, варения припарок, вырезания мозолей, костоправного дела и т. д.4 Наиболее подготовленные выпускники школ направлялись в полки лекарями (врачами). Менее подготовленные – получали звание подлекарей (старших фельдшеров) или цирюльников и направлялись в армию или на флот .

В 1735 г. специальным указом от 2 сентября подлекари были официально включены в состав войск. В отсутствие врача некоторые из них могли оказать необходимую медицинскую помощь раненым на поле боя. Или быстро и грамотно помочь врачам в госпиталях и лазаретах . По мнению ряда авторов, подлекари представляли промежуточное звено между врачом и фельдшером . Фельдшеров в армии, особенно во время боевых действий, постоянно не хватало. В этой связи возникла необходимость подготовки ротных фельдшеров из солдат непосредственно в полках, под руководством опытных лекарей и подлекарей . Инициатором такой подготовки, в известной мере, можно считать величайшего русского полководца Александра Васильевича Суворова. Не будучи военным медиком, Суворов, понимая всю важность своевременного оказания медицинской помощи раненым на театре военных действий, приказал в далеком 1793 г. врачам готовить в полках из обыкновенных, но наиболее способных солдат «ротных фельдшеров».

Они, по его мнению, должны были увеличить количество специалистов, способных под руководством лекарей (врачей) оказывать простейшие виды медицинской помощи раненым и больным русским воинам на полях сражений. Причем Суворов требовал, чтобы каждый из этих ротных фельдшеров знал «…самонужнейшие правила врачевства», умел «…делать припарки, трения, кровь бросать <…>, лечить раны и наружные болезни»9 . В столице в 1823 г. при Петербургском Семеновском – Александровском госпитале (до 15 июля 1869 г. госпиталь лейб-гвардии Семеновского полка) была создана Фельдшерская школа, носившая название «Класс лекарских помощников». В школе готовились помощники врачей, достаточно подготовленные к военно-медицинской службе. В 1838 г. в соответствии с «Положением о фельдшерских школах при военных госпиталях», на многие годы определившим принципы и направления подготовки военных фельдшеров, госпитальные лекарские школы при крупных военных госпиталях, о которых упоминалось выше, были преобразованы в фельдшерские школы.

Эти преобразования положили начало профессиональной подготовке военных фельдшеров для армии и флота. Такие фельдшерские школы возникли в Москве, Киеве, Тифлисе, Казани. Основное внимание в период учебы в фельдшерских школах уделялось анатомии, фармакологии и практической хирургии, наложению повязок, костоправному делу, кровопусканию, остановке кровотечения, оказанию медицинской помощи раненым, замерзающим, пораженным молнией, отравленным, а также уходу за ними в полевых и стационарных условиях.

Уровень подготовки в фельдшерских школах был выше, чем в госпитальных лекарских школах. Выпускники после 3-летнего курса обучения получали звание младших фельдшеров или аптекарских помощников. В 1869 г. в соответствии с «Положением о военно-фельдшерских школах» госпитальные фельдшерские школы в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве были преобразованы в военно-фельдшерские школы. Военно-фельдшерские школы с 4-годичным сроком обучения получили статус самостоятельных военноучебных заведений. С этого момента подготовка фельдшеров стала осуществляться в военно-фельдшерских школах, а также в указанных выше госпитальных фельдшерских школах при военных госпиталях Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Новгорода, Харькова, Иркутска, Оренбурга, Екатеринодара.

Уровень подготовки выпускников военно-фельдшерских школ нового образца был довольно высоким. В учебные планы были включены новые специальные общеобразовательные и общебиологические дисциплины. Учебной программой предусматривалась обязательная медицинская практика под наблюдением войсковых врачей в условиях, приближенных к военным действиям: в стационарных войсковых лагерях, на «подвижных сборах» и крупных маневрах войск. Курсанты школ выпускались кандидатами на классную должность и именовались школьными (младшими) фельдшерами (медицинскими или аптекарскими)13. С 1885 г. военно-фельдшерские школы функционировали не только в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве, но и в Тифлисе, Херсоне, Новочеркасске, Екатеринодаре, Иркутске и в других городах. Наряду с хорошо подготовленными фельдшерами, в связи с увеличивающейся потребностью армии в средних медицинских работниках (особенно во время боевых действий), в госпиталях и лазаретах из числа молодых солдат, специально выделенных для этих целей, ускоренно готовились фельдшерские ученики. Уровень подготовки фельдшерских учеников был ниже, чем у фельдшеров.

Тем не менее, под руководством опытных войсковых врачей фельдшерские ученики во время боевых действий могли оказывать простейшие виды медицинской помощи14. В дивизионных, корпусных и армейских госпиталях под руководством лекарей и подлекарей продолжалась подготовка «ротных фельдшеров», известных еще с петровских времен15. После революции из указанных выше школ только Петербургская военно-фельдшерская школа, находившаяся в ведении Военно-медицинской академии, просуществовала до 1921 г. Остальные были расформированы. До 1926 г. подготовка младшего и среднего медицинского состава для Красной армии осуществлялась преимущественно на специальных краткосрочных курсах. На указанных ускоренных курсах готовились лекпомы – лекарские помощники. Опыт Гражданской войны и новая военная реформа, разработанная Михаилом Васильевичем Фрунзе, диктовали необходимость коренного изменения программы подготовки квалифицированных врачей и лекарских помощников (в дальнейшем военных фельдшеров) и создания для этих целей специальных медицинских учебных заведений, в том числе военно-медицинских училищ16. Одним из таких училищ, пополнивших армию и флот квалифицированными военными фельдшерами, являлось Ленинградское-Сибирское-Омское военно-медицинское училище имени Н.А. Щорса.

Днем основания училища можно считать 21 сентября 1925 г. Именно 21 сентября заместителем председателя Реввоенсовета СССР И.С. Уншлихтом был подписан приказ за № 967. Приказ дал возможность начальнику Военно-санитарного управления (ВСУ) РККА открыть при Военно-медицинской академии РККА Школу старших лекарских помощников по подготовке среднего медицинского состава для обеспечения нужд армии. Распоряжение начальника ВСУ РКК было отдано 1 ноября 1925 г. 20 марта 1926 г. приказом РВС СССР было утверждено «Положение о Школе старших лекарских помощников при Военно-медицинской академии РККА». Согласно этому Положению к приему в Школу допускались граждане мужского пола в возрасте 18–25 лет, красноармейцы, краснофлотцы, лица младшего начальствующего состава. Открытие Школы свидетельствовало о возрождении профессиональной подготовки военных фельдшеров. Первые занятия в Школе старших лекарcких помощников начались 1 апреля 1926 г.

Решением начальника Школы именно 1 апреля было установлено актовым днем. В актовые дни в Школе, а затем и в Училище происходили торжественные мероприятия и памятные события. Штат Школы включал начальника, трех преподавателей и делопроизводителя. Начальником Школы старших лекарских помощников был назначен помощник начальника Ленинградского окружного военно-санитарного управления Семен Семенович Малов – выпускник Военно-медицинской академии 1915 г. Обязанность начальника учебной части исполнял один из штатных преподавателей – Е.А. Моисеев17. Первоначально Школа располагалась в здании одной из терапевтических клиник Военно-медицинской академии. В здании были размещены управление, учебные классы, аудитория, лаборатория химии, а также спальни курсантов, столовая и кухня. В дальнейшем появились лаборатории гигиены, микробиологии и аптечного дела, физический кабинет и библиотека. Новая Школа по своей структуре, программе и планам разительно отличалась от существовавших ранее военно-фельдшерских школ. Был четко установлен статус лекарского помощника, подготовленного для работы в Красной армии и на флоте. Будущие специалисты должны были научиться в отсутствие врача распознать причину обращения пострадавшего за медицинской помощью и оказать ему необходимую неотложную помощь. Они обязаны были знать объем профилактических мероприятий, обязательных для проведения в войсках.

Кроме того, в процессе учебы будущие лекарские помощники должны были пройти специальную военную подготовку для приобретения навыков оказания медицинской помощи в условиях ведения боя. Занятия в Школе по большей части проводились на базе клиник и лабораторий Военномедицинской академии. Преподавание дисциплин осуществлялось, в основном, преподавателями академии. 4 сентября 1926 г. Школа старших лекарских помощников была переименована в Школу военных лекарских помощников при Военно-медицинской академии РККА18. В 1927 г. должен был состояться первый выпуск. Начальник ВСУ РККА издал приказ, установивший срок выпускных экзаменов, а также перечень предметов, по которым должны были производиться испытания, и состав выпускной испытательной комиссии.

Экзамены выявили хорошую теоретическую подготовку курсантов и недостаточно высокий уровень практических знаний и навыков. В этой связи в 1929 г. в воинских частях Ленинградского военного округа и Балтийского флота была проведена первая практическая стажировка курсантов Школы. Стажировка способствовала формированию и укреплению у будущих выпускников практических навыков. 65 % курсантов после стажировки были признаны способными к самостоятельной работе в частях, не имеющих врача. Увеличение количества принимаемых на обучение лиц потребовало увеличения численности преподавательского состава. Например, в том же 1929 г. – до 42 человек. С появлением в штате представителей командного состава Школа пошла по пути формирования настоящей военной школы.

За успешную подготовку кадров, в знак признания заслуг перед государством Школа военных лекарских помощников в ноябре 1929 г. была награждена Революционным Красным Знаменем ЦИК СССР. В сентябре 1930 г. Школа была выведена из состава Военномедицинской академии, обрела самостоятельность в административной, учебной и хозяйственной деятельности. Одновременно она была перемещена из здания терапевтической клиники академии в здание бывшего госпиталя лейб-гвардии Семеновского полка, построенное в 1799 г. по проекту архитектора Ф.И. Демерцова в Лазаретном переулке (дом 2). Школа получила статус самостоятельного учебного заведения. Наряду с постоянными штатными преподавателями занятия продолжали вести преподаватели из Военно-медицинской академии. Среди них Михаил Никифорович Ахутин, Анатолий Николаевич Богоявленский, Сергей Абрамович Новотельнов, Владимир Николаевич Тонков, Константин Львович Хилов, Александр Владимирович Шацкий и др., т. е. педагоги, обладающие высокими теоретическими знаниями и имеющие большой практический опыт. В организации учебного процесса Школа военных лекарских помощников постоянно взаимодействовала с воинскими частями Ленинградского военного округа. В марте 1931 г. было проведено первое полевое учение по розыску, выносу и оказанию медицинской помощи условным раненым. А в 1933 г. – специальное учение по морской и авиационной программам. В 1933–

1934 гг. в программу обучения были введены общеобразовательные предметы. В декабре 1935 г. Школа военных лекарских помощников была переименована в Военно-медицинскую школу РККА. А 16 марта 1936 г. уже Военно-медицинская школа РККА была переименована в Ленинградское военно-медицинское училище. В апреле того же года в училище была произведена реорганизация преподавания общеобразовательных предметов и составлены новые учебные программы. Повысились требования к поступающим. На учебу принимались юноши 17–20 лет, имевшие образование не ниже 7 классов. Занятия и лекции по-прежнему проводились на базе Военно-медицинской академии. А также – в Центральном клиническом и в 1-м Военно-морском госпиталях, в больницах имени Коняшина, имени Куйбышева и «В память 25 Октября». Постоянными стали стажировки курсантов училища в действующих войсках Ленинградского военного округа и полевые учения в летнем лагере под Красным Селом. Кроме основного здания в Лазаретном переулке училище занимало помещения, расположенные на улицах Рузовской и Большой Вульфовой. В 1938 г. оно переехало в новое, специально построенное здание, выходившее своим фасадом на Введенский канал (ныне улица Введенского канала, дом 6).

В этом здании имелись хорошо оборудованные учебные классы, лаборатории, библиотека, помещения для курсантов и персонала училища. В 1939 г. в связи с упразднением ряда общеобразовательных предметов училище перешло на двухгодичное образование. Весной 1941 г. в дни празднования 15-летия начала занятий, училищу было присвоено имя героя Гражданской войны Николая Александровича Щорса. В июне 1941 г. состоялся 18-й выпуск военных фельдшеров в количестве 681 человека. Впереди ожидались полевые учения в районе Красного Села. Но 22 июня началась Великая Отечественная война. В соответствии с Постановлением Военного Совета Северного флота из преподавателей и курсантов училища был сформирован сводный батальон, который принял участие в обороне дальних подступов к Ленинграду, а с 27 июня по август 1941 г. вместе с приданными к нему артиллерийскими подразделениями вел бои на Карельском перешейке. В полном составе 18-й выпуск по приказу НКО № 02764 был отправлен на фронт.

Начальником училища в это время, в связи с отзывом на фронт Михаила Михайловича Гурвича (бывшего начальника), был назначен Иван Николаевич Георгиевский. В августе 1941 г. в связи с угрозой блокады Ленинграда директивой заместителя Народного комиссара обороны № ОРГ/1/588592 училище в полном составе было эвакуировано в Омск. Занятия на новом месте возобновились 28 августа, т. е. через неделю после прибытия в Омск. Постоянного помещения в Омске у училища на первых порах не было. Учебные классы были размещены в больницах, расположенных в разных районах города. В сентябре 1941 г. училище перешло на новую программу с одногодичным сроком обучения. Такие перемены были продиктованы военным временем. В основу ускоренного обучения было положено сочетание теоретической и практической подготовки курсантов в учебных классах и в лабораториях училища с практикой оказания медицинской помощи раненым в госпиталях и больницах города. В полевых условиях применительно к условиям боевых действий отрабатывались методы работы санитара, санинструктора, военного фельдшера, приемы оказания первой медицинской помощи, выноса раненых с поля боя и доставки их в медицинские пункты.

По новой программе в 1942– 1945 гг. было подготовлено 3247 фельдшеров. В действующую армию были направлены сотни выпускников. 31 августа 1945 г. приказом НКО № 53 училище было переименовано в Сибирское военно-медицинское училище имени Н.А. Щорса. Училище продолжило подготовку военных фельдшеров и после окончания Великой Отечественной войны, но в Ленинград не вернулось. В 1946 г. в актовый день училища (1 апреля) ему было вручено Боевое Красное знамя – символ воинской чести, доблести и славы, и Грамота Президиума Верховного Совета СССР20. В 1946 г. училище перешло на трехгодичный курс обучения. Оно пополнилось новыми преподавателями, имевшими опыт работы на фронтах Великой Отечественной войны. Основными направлениями в деятельности училища стали научная, учебновоспитательная, организационная работа, проведение учебнопрактических и научных конференций. В 1947 г. приказом министра ВС СССР № 59 от 4 сентября Сибирское военно-медицинское училище было переименовано в Омское военно-медицинское училище имени Н.А. Щорса. Училище продолжило интенсивную работу по получению кур сантами прочных теоретических знаний и практических навы ков в больницах Омска. Регулярно проводились стажировки курсантов в войсках Сибирского, Уральского и Дальневосточно го военных округов. Курсанты в ходе своих стажировок нередко принимали участие в тактических учениях войск. Такой опыт способствовал более совершенной подготовке будущих военных фельдшеров.

В 1954 г. в связи с появлением новых видов ору жия в училище было впервые проведено тактико-специальное учение с имитацией взрыва атомной бомбы, показавшее умение курсантов четко ориентироваться в предполагаемой обстанов ке и своевременно оказывать необходимую помощь «поражен ным факторами ядерного взрыва». Качество подготовки выпус кников училища возросло. Об этом свидетельствует увеличение числа выпускников-отличников. В сентябре 1957 г. Ленинградское – Сибирское – Омское во енно-медицинское училище имени Н.А. Щорса было расформи ровано, а его материальная база передана Министерству здра воохранения РСФСР. На этой базе было создано Омское ме дицинское училище № 3. Приказом министра здравоохранения РСФСР № 134 от 5 августа 1991 г. оно получило статус меди цинского колледжа. А в 2000 г. переименовано в Омский меди цинский колледж Минздрава РФ. Подготовка военных фельдшеров для армии и флота со вре менем стала осуществляться на базе Томского военно-медицин ского института. Первый выпуск военных фельдшеров из этого института состоялся в 2002 г.21 В заключение следует отметить, что во время боевых дейс твий с участием Вооруженных сил нашей страны выпускников училища можно было встретить на любом участке фронта. Так было во время вооруженных конфликтов на озере Хасан и ре ке Халхин-Гол, в годы Советско-финляндской и Великой Отечественной войн.

Умелой организацией своей работы по оказа нию доврачебной помощи раненым на поле боя и в медицинс ких пунктах они спасли жизнь многим сотням воинов. Многие за мужество и самоотверженность при выполнении своего про фессионального долга были удостоены правительственных на град. За участие в боевых действиях на озере Хасан Борису Петровичу Бегоулеву, в боях с белофиннами Ивану Федоровичу Бирцеву (посмертно) было присвоено звание Героя Советского Союза. Героями Советского Союза стали выпускники училища Быковский Виктор Иванович и Копытенков Николай Андреевич – участники боевых сражений в годы Великой Отечественной войны.

16 выпускников были награждены орденом Ленина, 26 – орденом Красного Знамени, 15 – орденом Отечественной войны Первой и Второй степени, 104 – орденом Красной Звезды и 17 – орденом Славы. К вышеназванным героям следует добавить имена и других выпускников училища, в разное время его окончивших, с честью выполнявших свой воинский и профессиональный долг. Среди них Анненков Борис Николаевич, Баранов Филипп Григорьевич, Борейко Владимир Александрович, Бачурин Михаил Иванович, Варенников Самуил Маркович, Дворжецкий Владислав Владиславович, Дуплевский Владимир Иванович, Колосницын Лаврентий Григорьевич, Коскин Алексей Васильевич, Кудинов Геннадий Иванович, Кузьмин Михаил Кузьмич, Лупенков Михаил Григорьевич, Машинин Константин Степанович, Монастырский Николай Степанович, Морозов Петр Яковлевич, Полторак Петр Семенович, Самосудов Владислав Петрович, Симаков Анатолий Андреевич, Спичев Владислав Петрович, Ушаков Григорий Иванович и многие другие. Звание Героя Советского Союза было присвоено участнику экипажа ледокола «Седов» Александру Петровичу Соболевскому. За более чем тридцатилетнее существование Ленинградское – Сибирское – Омское военно-медицинское училище имени Н.А. Щорса подготовило 11 365 военных фельдшеров и 1441 зубного врача. Всего 12 806 человек22. В этом немалая заслуга его преподавателей. И, конечно, его организаторов: Артемьева Виктора Николаевича, Виста Олега Адамировича, Гурвича Михаила Михайловича, Краснова Игнатия Александровича, Малова Семена Семеновича, Могучего Михаила Александровича, Сарапкина Павла Сергеевича, Соколова Николая Александровича, Ушакова Сергея Ивановича и др.

А.А. Будко, Л.К. Барышкова (Санкт-Петербург)



Другие новости и статьи

« Нераскрытое величие П.А. Столыпина

Базовые ценности, понятия и принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания »

Запись создана: Среда, 19 Сентябрь 2018 в 11:58 и находится в рубриках Медицинское обеспечение.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы