Коррупция как фактор разрушения конституционных основ государственного строя России



Коррупция как фактор разрушения конституционных основ государственного строя России

#коррупция#взятки#взяточничество#штраф#государство

В статье рассматриваются основные проявления политической и экономической коррупции, разрушающие основы конституционного строя. Социальный смысл коррупции состоит в подрыве устоев социального государства. Ключевые слова: конституционный строй, экономическая и политическая коррупция, правовая политика, объект коррупции, субъект коррупции, права и свободы человека и гражданина.

Коррупция. Что это?

Для современной России коррупция – одно из наиболее труднопреодолимых препятствий на пути упрочения основ конституционных строя – суверенитета и территориальной целостности страны, единства ее правового, политического, экономического и социально-культурного пространства, гражданского мира и социального согласия, федеративного устройства, института гражданства, прав и свобод человека и гражданина, законности и правового порядка.

Коррупция поразила буквально все сегменты и уровни общественного бытия: властно-уполномоченные структуры, контрольно-надзорные органы, систему распределения бюджетных средств, управление государственным имуществом, распределение материально-технических ресурсов, бизнес, сферу быта и ЖКХ, потребительского рынка и строительства, здравоохранения, образования, науки и т.д. Конституция является несущей конструкцией государственного устройства и основой успешности государственного управления.

В условиях демократии, она задает базовую систему социально-политических координат, в рамках которых формируется, функционирует и, адаптируясь к изменяющимся обстоятельствам, развивается механизм политического и государственно-административного управления. Конституция гарантирует неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина, тогда как коррупция – одна из форм такого отчуждения. Коррупция подрывает основы конституционного строя, лишает человека его конституционных прав и свобод, разрушает общественную нравственность, снижает обороноспособность и безопасность государства, мешает реализации демократических свобод, признанных Хартией прав человека. Объектом коррупции могут стать любые охраняемые законом общественные отношения, способные удовлетворить корыстный интерес – политика, бизнес, кадровые назначения, правоохранительные и контрольнонадзорные органы, призыв в Вооруженные Силы, таможенное дело, миграция, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальная сфера.

С позиции конституционных норм Российской Федерации коррупция для государства – это разрушение единого экономического пространства и нарушение правовых основ рыночных отношений [1, ст. 8, 71, 74], подрыв экономических основ конституционного строя (ст. 8 Конституции РФ), грубое нарушение налогового законодательства [1, ст. 75] и норм федерального законодательства о защите конкуренции, ограничение налоговых поступлений [1, ст. 57], подрыв финансовой мощи, обороноспособности, независимости, целостности и суверенитета страны. С позиции прав и свобод человека и гражданина – ограничение права собственности [1, ст. 35, 36], права на свободное предпринимательство [1, ст. 8, 34, 35], права равного без какой-либо дискриминации доступа к государственной службе (1, ст. 32], ущемление социальных прав [1, ст. 37-41], девальвация конституционных гарантий правосудия [1, ст. 46-47]. Таким образом, практически все конституционные положения, принципы или нормы могут быть контрпродуктивно затронуты коррупцией. В экономическом смысле коррупция – это подрыв устоев конституционной модели экономического строя, прежде всего в части «разделения» экономики на легитимную и теневую, отравлении инвестиционного климата, стимулировании инфляционных процессов. Это латентно организованный и конституционно незаконно функционирующий механизм принудительного отчуждения собственности и корыстного перераспределения национальных богатств в ущерб обществу, государству, местным сообществам, бизнесу, гражданам; это неофициальное контрактное взаимодействие между экономическими агентами на основе злоупотребления статусной позицией ради частной выгоды.

Коррупция стимулирует теневой сектор, минимизирует налоговые поступления в бюджет, влечет иррациональное распределение государственных средств на неэффективные, а, нередко, и вовсе бесполезные проекты, провоцирует раздутые сметы, формирует благоприятные условий для организованной экономической преступности. Как следствие, в стране ухудшается инвестиционный климат, бизнесмены и банкиры предпочитают выводить средства за рубеж, вкладывать их туда, где меньше коррупционные риски, где сильна система права. Совершаются экономические коррупционные сделки в разных формах: посредством откатов и незаконного лоббирования, нарушения установленного порядка приватизации, предоставления необоснованных преференций, льгот и грантов. Коррупция позволяет не только изымать, перераспределять и присваивать чужую собственность, но и существенно ограничивать экономическую автономию и свободу государства и личности.

Результатом коррупционных преступлений являются: разрушение единого экономического пространства страны [1, ст. 8], подрыв основ рыночного хозяйства, установление административных и иных барьеров на пути свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничение права собственности и свободы экономической деятельности, что в совокупности разрушает фундамент рыночной экономики. Коррупция дискредитирует ценности рыночных механизмов; провоцирует экономическую нестабильность; искажает принципы деловой успешности, порождает приватизацию на демпинговых условиях; усугубляет дисбаланс в распределении налоговой нагрузки; дезорганизует бюджетный процесс; организует «переориентацию бюджетных потоков и перевод государственного имущества в акционерные общества; подрывает национальные и международные конкурентные механизмы национального рынка. В итоге становится наряду с системными санкциями дополнительным и довольно существенным «тормозом экономического роста». Политическая коррупция может квалифицироваться как использование государственной власти и власти на уровне органов местного самоуправления в качестве своего рода «частного предприятия», прибыльность которого зависит от масштабов использования политико-административного ресурса в корыстных интересах. Именно это имел в виду Президент РФ, когда говорил о превращении государственной службы в форму корыстного извлечения административной ренты.

Не закон, а должность в аппарате публичной власти и доступ бюджетным ресурсам становится главным средством извлечения материальных и возможных нематериальных преимуществ. Отсюда необходимость в дальнейшем, более качественном реформировании политической системы, в отладке механизма антикоррупционного действия, основой которого должна быть хорошо продуманная и социально ориентированная правовая политика. Коррупция влечет за собой разрушение политического единства общественной воли [1, ст. 3]; дискриминацию и коррупционные помехи на пути политического волеизъявления народа [1, ст. 29, 31, 32], заранее «запрограммированную» гласность политического процесса, грубое нарушение норм конституционных федеральных законов и федеральных законов, регулирующих выборный процесс в России. Но политическая коррупция – это не только «проблема неэффективного государства», а нечто более серьезное: это приватизация публичной власти, неформальный, по сути, фактический захват власти, то есть самое тяжкое уголовное преступление против конституционного строя и государственного суверенитета. Никто, ни в какой форме, и ни в какой мере, в соответствии с п.4. ст. 3 Конституции РФ, «не может присваивать власть в Российской Федерации». В этом случае ведущую роль играет не Конституция, не закон и не интересы государства, не судьба страны и не качество исполнения служебных обязанностей, а умение превратить должность и свой профессиональный потенциал в средство противоправно-аморального извлечения личных материальных и нематериальных преимуществ.

Вследствие этого возникает злоупотребление политическими полномочиями и административным ресурсом, пренебрежительное отношение к таким конституционным нормам и ценностям. Основными субъектами политической коррупции являются должностные лица, замещающие высокопоставленные должности: высшие должностные лица субъектов РФ, депутаты, партийные деятели, представители внесистемной оппозиции, крупный капитал, организованные преступные сообщества. Многие из них обладают конституционным статусом. Вот почему так трудно проявить твердую политическую волю для эффективной борьбы с коррупцией даже на самом высшем уровне государственной власти. Наличие формальных, даже конституционно закрепленных демократических механизмов не способно в автоматическом режиме обеспечить правовую чистоту политического пространства. Политическая коррупция проявляется в таких антиконституционных формах, как культивирование корыстно ориентированных дружеских взаимоотношений между политиками, законодателями, представителями государственной администрации, лоббистами и другими заинтересованными лицами; теневое финансирование политических партий; подкуп избирателей; торговля должностями в государственных и муниципальных структурах; манипулирование общественным мнением в корыстных целях.

Вследствие чего возникает ограниченность масштабов демократических свобод; лишение людей веры в способность властей к эффективному управлению; подрыв легитимности властей; безответственность за последствия принимаемых государственно-управленческих решений; снижение престижа страны на международной арене; скептическое отношение к ценностям демократии, ностальгия по «твердой руке». Отсюда необходимость в качественном реформировании политической системы, основой которого может быть лишь социально ориентированная правовая политика государства, в том числе в сфере разрушения коррупционных общественных отношений. Анализируя социальный смысл коррупции, ученые сходятся во мнениях, что коррупция – это не что иное, как подрыв устоев социального государства, отказ от ожидаемых стандартов социального поведения ради незаконной личной или корпоративной выгоды.

Значимость человека в таких условиях определяется не его интеллектуальной ценностью, трудолюбием и благородными общественными ориентациями, а таким ресурсом, как размеры собственных материальных богатств. Общество социально дифференцировано. На одном полюсе бедность, на другом – богатство, сопровождаемое многомиллиардными теневыми оборотами, огромными тратами.

Отсюда унижение человеческого достоинства, возрастание социальной напряженности и конфликтности в обществе, то есть все то, что трудно стыкуется с конституционными идеалами цивилизованного правового социального государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 31 ст. 4398. 2. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.

Свидерская В.В.
, Гальперина О.О.



Другие новости и статьи

« Политико-правовой взгляд на коррупцию в России

Рекомендации для проведения качественного журналистского расследования фактов коррупции »

Запись создана: Понедельник, 25 Февраль 2019 в 0:36 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы