7 Октябрь 2018

Особенности назначения административных наказаний в отношении военнослужащих

oboznik.ru - Либо увольнение, либо выговор: альтернативы нет?

Статья посвящена анализу специфики назначения административных наказаний в отношении военнослужащих. Рассматриваются примеры из судебной практики. Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, статус военнослужащего, ответственность военнослужащих. В статье 3.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) содержится перечень видов административных наказаний, которые могут быть назначены за совершение административных правонарушений.

В Кодексе об административных правонарушениях РСФСР к военнослужащим (и вместе с ними гражданам, проходящим военные сборы) недопустимо было применять такие виды административных наказаний, как административный арест, административный штраф (для военнослужащих, проходящих службу по призыву), а также лишение права на управление транспортным средством. Ввиду особенностей правового статуса, на сегодняшний день существуют следующие ограничения по применению административных наказаний для военнослужащих: 1) Согласно ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Получается, что в круг субъектов, на которых распространяется возможность применения административного штрафа, включены офицеры, призванные на военную службу, а также лица, призванные на военные сборы. 2) Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, неприменим административный арест как вид административного наказания. Однако существует такой вид дисциплинарного наказания, как дисциплинарный арест. 3) Согласно ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ, такой вид административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам. 4) Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ, такой вид административного наказания, как обязательные работы, не может применяться к военнослужащим, а также к лицам, призванным на военные сборы.

В случае, когда в соответствии с ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ должна наступать административная ответственность на общих основаниях, а санкция статьи предусматривает наказание, не применимое в отношении военнослужащего, судья не вправе заменить его другим. Поскольку в таких случаях у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу ч. 2 ст. 24.5 и п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела – передаче командиру (начальнику) воинской части, где военнослужащий проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

На практике возможность применения различных видов административного наказания осложняется тем, что не всегда удается выявить статус военнослужащего. Так, в материалах дела, рассмотренного Куйбышевским районным судом г. Омска, было отмечено, что при составлении административного протокола не было указано, что находящийся в состоянии алкогольного опьянения С. В. Куницкий является военнослужащим (будучи задержанным за управлением транспортным средством в состоянии опьянения Куницкий называл себя безработным). В итоге мировым судьей ему было назначено наказание в виде административного ареста. Районный суд оставил решение мирового судьи без изменения, а жалобу защитника на то, что наказание в виде административного ареста является слишком суровым, назначенным «без учета реальных правовых последствий» и без учета статуса военнослужащего, оставил без удовлетворения [4]. На наш взгляд, следует согласиться со следующим мнением. Поскольку закон, действовавший во время совершения административного правонарушения, на момент привлечения к административной ответственности не изменился, при назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях в таких случаях необходимо исходить из правового статуса лиц, привлекаемых к административной ответственности, на момент назначения административных наказаний [5, с. 56].

Наказание за административное правонарушение налагается в установленных законом пределах. При наложении наказания учитывается ряд факторов, среди которых характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Среди общих обстоятельств, смягчающих ответственность, применительно к особенностям правового статуса военнослужащих, можно назвать раскаяние, предотвращение вредных последствий, возмещение вреда, совершение правонарушения в состоянии аффекта, совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Чаще всего в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, судом принимается во внимание раскаяние в содеянном. Так, раскаяние в содеянном было учтено при рассмотрении дела в апреле 2016 г. Магнитогорским гарнизонным военным судом в отношении военнослужащего Д. В. Ильина. Он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ [1]. Круг обстоятельств, отягчающих ответственность военнослужащих, неспецифичен и представлен в статье 4.6 КоАП РФ. Довольно часто в правоприменительной практике в качестве отягчающих обстоятельств выступает совершение военнослужащим административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, а также повторного совершения однородного правонарушения.

Так, в апреле 2016 г. 35-м гарнизонным военным судом (г. Петропавловск-Камчатский) рассматривалось дело И. С. Коняхина, не уплатившего в установленный срок административный штраф. В постановлении по делу указывается, что обстоятельством, отягчающим ответственность Коняхина, признано «повторное совершение им однородного правонарушения, в период срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ, когда он считается подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, что подтверждается сведениями из автоматизированной информационной системы ГИБДД Камчатского края» [3]. Таким образом, одним из признаков, характеризующих административную ответственность военнослужащих, является ограничение возможности применения отдельных видов административных наказаний. Особый статус военнослужащего в качестве субъекта административной ответственности детерминирован специфическими принципами военной службы, в ряду которых дисциплина, субординация, единоначалие. В результате внутри военного института складывается социальная структура, характеризующаяся применительно ко входящим в нее субъектам существенным ограничением общегражданских прав. Законодатель пошел по пути усиления административной ответственности за счет возможности применения к военнослужащим расширенного, в сравнении с Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, перечня административных наказаний.

Список литературы

1. Постановление Магнитогорского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2016 г. по делу № 5-54/2016 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Российская газета. № 124, 04.06.2014.

3. Постановление 35-го гарнизонного военного суда (г. ПетропавловскКамчатский) от 12 апреля 2016 г. по делу № 5-50/2016 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29.06.2011 по делу № 12-182/2011 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Фатеев К.В., Фатеев С.К. О некоторых проблемных вопросах совершенствования законодательства об организации деятельности военных судов Российской Федерации и путях их решения на современном этапе развития государства // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 1. С. 51-59.

Тихалева Е.Ю.

Другие новости и статьи

« Военная академия тыла и снабжения в первые месяцы Великой Отечественной войны

Война с применением ядерного оружия («ядерная война») »

Запись создана: Воскресенье, 7 Октябрь 2018 в 10:46 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика