1 Ноябрь 2019

Философия в университете XXI века

#философия#университет#образование

Кризис конца XX и начала XXI в. сопровождается глубокими переменами в культуре и цивилизации. Человечество вступает в новую эпоху, которую уместно назвать Концептуальной. Ключевую роль начинают играть производство смыслов, подчиняющее другие виды деятельности, а также интеграция разнообразных по масштабам и качеству систем. Здесь рассмотрим позиции и перспективы философии в университете XXI в. с учётом двух аспектов: а) исторического, где выявляются несколько задач, решаемых философией в университетах; б) прогностического, где намечаются меры для повышения статуса философии в науке, образовании и в интеллектуальной культуре в целом. Есть основания начать перечень задач, на решение которых ориентируется философия в университете, указанием на способность философов к генерации «вечных проблем», привлечению к их решению преподавателей и студентов разных специальностей.

Философия современного образования

Русская философия – форма проявления русского разума

Мировоззрение и философия как факторы бытия человека

Философский аспект формирования научного мировоззрения

Глобальный вызов философам: нужна ли России антикризисная философия экономики?

На этом пути философы формируют универсальную, междисциплинарную среду для научной и учебной работы (1). По мысли Р. Коллинза важная роль философии в университете, возникающая в период немецкой классической философии, заключается в поддержании уровня абстрактного мышления. В этом направлении она соотносится с математикой, но понимание математических абстракций свойственно небольшому числу преподавателей и студентов (2). Существенной особенностью философии является её укоренённость в языке. С середины XVIII в. в России укореняется практика чтения лекций по философии на русском языке.

Этот опыт оказал колоссальное влияние и на развитие русского языка как языка высокой культуры. Сохранение и развитие русской национальной философской традиции выступает важным фактором успеха геокультурной конкуренции РФ (3). В преподавании и в исследованиях по философии большое место занимает задача трансляции философами духовной и интеллектуальной истории человечества (4). Перечисленные четыре задачи успешно решаются при условии, если университет как организация соответствует этимологии (лат. universitas (litterarum) «совокупность (наук)», суф. производного от universus «весь, общий»), т.е. насколько в нём организуется общее научно-образовательное пространство. Проблема заключается не столько в том, насколько системно излагаются отдельные дисциплины, а в том, как в университете реализуется интеграция науки, образования, проектирования в качестве деятельности по синтезу систем. К сожалению, на современные университеты распространяется тенденция фрагментации знаний и познания, влекущие за собой обособление соответствующих научных сообществ. В результате в самих университетах процессы переносов знаний и технологий затруднены, что закрывает для них в значительном числе случаев возможности становиться центрами инновационных стратегий развития.

Адекватность и прогностическая ценность представлений о месте и роли философии в университете XXI в. зависит от понимания глубины, масштабов, скорости изменений, происходящих в обществе конца XX и начала XXI в., позволяет ставить вопросы о переходе человечества в новую эпоху, что непосредственно затрагивает науку и образование как важнейшую социальную подсистему. В истории общества выделим три эпохи, отличающиеся особенностями интеллектуальной культуры. Первая – Архаическая эпоха начинается от неолитической революции, т.е. около 8-10 тыс. лет назад. Интеллект можно охарактеризовать метафорой «мифопоэтический». Основную деятельность людей данной эпохи можно охарактеризовать как создание средств, требующихся для выживания. Формирование новой эпохи протекает в отрезке 800-200-е гг. до н.э. К. Ясперс называет данный период «осевым временем» и утверждает, что тогда были заложены духовные и интеллектуальные основы последующего развития человечества. Поскольку ведущим качеством интеллекта становится способность к доказательному рассуждению, назовём новую эпоху Рациональной. Деятельность людей этой эпохи сосредоточивается на производстве разнообразных продуктов. Вторая эпоха завершается в конце XX, начале XXI вв.

вместе с кризисом индустриального общества и его ведущего модератора – науки и образования. Общество вступило в период радикальных трансформаций, знаменующих начало третьей эпохи – Концептуальной. Ведущая характеристика новой эпохи – производство смыслов и интеграция разнообразных по масштабам и качеству систем. Философы попадают в условия ужесточающейся конкуренции с представителями других дисциплин и отраслей культуры (искусство, наука, повседневность, религия, техника). Причём, стоит задуматься о возможных альтернативах университетам как монопольным субъектам смыслообразования и синтеза систем. Значительным вызовом для философии становится потребность в генерации нового корпуса универсальных проблем, стратегически ориентирующих интеллектуальную деятельность человечества. Не менее важной задачей становится выделение актуальной для XXI в. предметной определённости философии, заключающейся в том, что она есть «знание о знании». Философия отличается от других наук и отраслей интеллектуальной культуры не непосредственным обращением к какому-либо предмету, а отношением, опосредованным знанием, уже имеющимся об этом предмете.

Совершенно естественно философская традиция проявляла большой интерес к трансцендентальному знанию как знанию исключительно философскому, причём такому, что оказывается подосновой для всякого возможного знания и познания. При определении знания предметом философии для философов открываются возможности работы со знаниями как с важнейшим ресурсом Концептуальной эпохи. В выражении идеи конвергенции технологий аббревиатурой – NBIC наименее проработанным разделом остаются когнитивные технологии (лат. cognitio восприятие, познание). С учётом этимологии и складывающейся практики употребления данного термина это инновационные разработки, соединяющие процессы получения, переработки, хранения информации и знаний. В этом направлении уместно ставить вопросы о потребности создания новых интеллектуальных технологий (НИТ). НИТ – это приёмы мышления, позволяющие оригинальным образом получать и преобразовывать знания. Они отличаются эффективным использованием ресурсов психики с подключением современных IT, инструментов коммуникации, гибких и быстрых технологий формирования субъектов.

Для применения НИТ есть задачи. 1. Согласование формально-математических и смыслосодержательных конструкций. 2. Дополнение технологий автоматизации вычислений автоматизацией рассуждений. 3. Поддержка стратегии интеграции знаний в пределах всей интеллектуальной культуры на основе синтеза математики, физики, философии и учитывающей работу с совершенно новыми архитектурами знаний, выражающимися преимущественно не линеаризованными текстами, а гипертекстами. НИТ разрабатываются с установкой на синтез философии, физики, математики. Основная среда применения НИТ – междисциплинарные исследования, предусматривающие активную коммуникацию специалистов разного профиля, и средства связи, компьютеры. Субъектами познания и носителями НИТ становятся не абстрактные научные сообщества, а интеллектуальные системы, объединяющие специалистов, предметную область, задачи, когнитивные инструменты, технику. Предположим, что именно такие системы станут средой благоприятной для развития искусственного интеллекта. Человек и общество вступают на тот участок эволюции, где ведущим препятствием для дальнейшего развития выступает их конституция. Темы трансгуманизма, трансоциальности (?!) актуализируют обсуждение гуманитарных и социальных технологий именно как комплексных инструментов, целенаправленно изменяющих человека и общество. В этой области вместе с инженерно-техническими проблемами по созданию для человека разнообразных искусственных тел, с необходимостью поднимаются классические философские темы: психофизического параллелизма, пределов человеческого разума, эволюции вида Homo Sapiens в целом и многие др.

Возникает множество вопросов, в частности, о новых типах социальности, о новых идеалах человека и общества. Итак, подводя итоги обсуждения места и роли философии в университетах XXI в., целесообразно сориентировать представителей данной профессии на следующих направлениях деятельности. Философия заявляет о своей роли проводника человечества в новую – Концептуальную эпоху. Философы работают над генерацией новых проблем, актуальных для науки и интеллектуальной культуры в целом. Философия, определяя свой предмет «знанием о знаниях», выводит представления о знаниях на субстанциональный уровень. Реализуется переход к новому пониманию организации знания, методов его обработки, связей знания с информацией, роли знания в культуре и в цивилизации. Интрига заключается в том, станут ли современные университеты центрами когнитивной революции, площадками, где сосредоточивается передовой интеллект, ведутся разработки НИТ, гуманитарных и социальных технологий? Какое место займут в этих процессах философы, и как сопрягаются в будущем развитие университетов и философской профессии?

В.И. Разумов

Другие новости и статьи

« Историко-философская традиции и вызовы современности

Российские университеты в XXI веке: преодолеть стагнацию »

Запись создана: Пятница, 1 Ноябрь 2019 в 0:21 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика