Инвестирование человеческого капитала в сфере высшего образования



Инвестирование человеческого капитала в сфере высшего образования

Проблеме накопления человеческого капитала и социальной сфере в целом не уделяется должного внимания на государственном уровне. В статье рассматривается вопрос инвестирования человеческого капи­ тала на уровне высшего учебного заведения на государственном уровне. Стоит необходимость создания взвешенной государственной политики, направленной на регулирование воспроизводства качественных и коли­ чественных характеристик человеческого капитала. Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, социальная сфера, государственное регулирование. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация требует со стороны государства принятия неотложных мер с целью выправить положение и придать динамизм развитию производительных способностей человека и экономики в целом.

Однако в рамках реализуемой в России концепции реформ проблемам накопления человеческого капитала, социальной сфере в целом с самого начала не было уделено должного внимания на государственном уровне. Приоритет был сделан на вопросы собственности, перехода к рыночному ценообразованию, приватизации и денационализации, а отрасли образования, здравоохранения, культуры рассматривались как балласт, сдерживающий скорость рыночных преобразований и лишь формально признавались ключевым элементом общей экономической стратегии.

Свою роль здесь сыграл укоренившийся в обществе и советской экономической науке стереотип о превосходстве сферы производства средств производства, материального накопления в обеспечении экономического роста, о преимущественном развитии за счет вытеснения живого труда, т. е., по сути, за счет экономии на развитии производительных способностей человека. Вместе с тем, тенденции мирового развития требуют пересмотра ориентиров реформирования страны: в современной экономике нельзя достичь высоких производственных результатов, экономя на социальных программах, развитии отраслей, которые формируют процессы воспроизводства человеческого капитала, поскольку качество экономического роста определяется его социальной направленностью.

В России на сегодняшний день необходимо создание взвешенной государственной политики, направленной на регулирование воспроизводства качественных и количественных характеристик человеческого капитала. При этом исходить нужно из перспективных прогнозов научно-технического и социально-экономического развития. Прежде всего, необходимо осуществить интеграцию социальных и экономических целей развития. В рамках такого подхода принимаемые решения, направленные на достижение экономической стабилизации в обществе и обеспечение экономического роста, следует рассматривать не только с точки зрения выполнения экономических задач, но принимая во внимание и реализацию социальных целей [2]. Таким образом, достижение социальных результатов перестает рассматриваться как вторичное после достижения стабильности в экономике, выступая предпосылкой решения стратегической задачи обеспечение устойчивого экономического роста [там же]. Не подлежит сомнению тот факт, что достижение социальных результатов в большей мере обусловлено уровнем развития экономических процессов.

Главная задача государственной политики в сфере инвестирования в человеческий капитал должна заключаться в обеспечении каждого человека возможностями для раскрепощения его творческих сил, максимально полной реализации производительных способностей, что позволит достичь высокого качества экономического роста. Тенденции мирового развития свидетельствуют, что государственное регулирование в сфере инвестиций в человеческий капитал имеет под собой все более расширяющуюся экономическую основу. Среди экономических мер регулирования государством процессов воспроизводства человеческого капитала следует выделить прежде всего прямое бюджетное финансирование инвестиции в человеческий капитал. Урезая либо наращивая государственные инвестиции, правительство тем самым сдерживает либо стимулирует накопление совокупного человеческого капитала в общегосударственных интересах.

Причем государство из собственных источников финансирует не только государственные структуры образования, здравоохранения, культуры, но и учреждения негосударственного сектора при условии реализации последними государственных стандартов. Большую роль играют субсидии, дотации, направляемые на реализацию конкретных программ, связанных с накоплением человеческого капитала, ростом его качественных и количественных характеристик, и носящие узконаправленный характер. Значение таких методов довольно велико, поскольку позволяет непосредственно стимулировать те направления деятельности, которые государство считает наиболее важными и перспективными. Практика такого воздействия путем финансирования на конкурентной основе под определенные программы представляет особенный интерес для российской действительности в условиях дефицита бюджетных средств [1]. Кроме того, реалии экономического развития ведущих индустриальных стран мира свидетельствуют, что государственная политика, направленная на обеспечение воспроизводства человеческого капитала и качества экономического роста, проводится в жизнь, как правило, при довольно значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и иных социальных институтов общества.

Поэтому, используя позитивный опыт этих стран, российские государственные органы на деле должны реализовать механизм льготного налогообложения учреждении социальной сферы как государственного, так и негосударственного сектора, а также шире использовать налоговые льготы, делающие экономически выгодными для инвесторов вложение части имеющихся в их распоряжении средств в накопление человеческого капитала. Этим государство, с одной стороны, снимает с себя часть бремени, связанного с инвестированием в человеческий капитал, поощряя частных инвесторов, а с другой — стимулируя накопление человеческого капитала, государство создает условия для роста национального производства, а следовательно, и налогооблагаемой базы в будущем.

Предоставляя налоговые скидки, государство может стимулировать фирмы принимать на работу молодых людей, не имеющих профессионального опыта, а также молодых специалистов сразу после окончания учебного заведения. Использование таких налоговых льгот позволит отчасти решить проблему молодежной безработицы, давая возможность молодым специалистам и лицам, не имеющим профессионального опыта, приобрести практический опыт в выбранной сфере деятельности и реализовать накопленный полезный потенциал [3]. Среди механизмов политики экономического регулирования государством сферы инвестиций в человеческий капитал могут быть выделены следующие: предоставление обучающимся работы на время каникул, выплата стипендий, минуя учебные заведения и т. д. Следовательно, одним из перспективных направлений государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала должно стать стимулирование развития кооперативных связей между учебными заведениями и фирмами, создания совместных исследовательских центров, предприятий, ориентированных на разработку и внедрение научных достижений.

Реально должен быть задействован механизм кредитования накопления человеческого капитала, в том числе путем предоставления студенческих займов заинтересованным лицам, условия выдачи и срок погашения которых определяются государственным договором о предоставлении займа и учитывают материальное положение и уровень доходов семьи. С точки зрения повышения эффективности вкладываемых ресурсов большое значение приобретает, в первую очередь, профессиональная ориентация, дающая возможность человеку, исходя из его собственных способностей и склонностей, выбрать то или иное направление будущей деятельности, в котором он с наибольшей отдачей для себя и общества сможет реализовать накопленный человеческий капитал.

Центральное место в системе накопления человеческого капитала должно занимать развитие способностей человека к дальнейшему систематическому самообразованию, способностей приобретать новые знания, навыки, умения в конкретной области на базе полученной общетеоретической подготовки. Таким образом, современная экономика требует развития системы непрерывного образования, в рамках которой человек учится на протяжении всей жизни. Только в этом состоит возможность его быстрой адаптации к меняющемуся миру. С этой целью необходима трансформация всей структуры системы образования. В частности, необходимо преобразование учреждений ранней профессиональной ориентации, поскольку при ранней специализации человек меньше приспособлен к неизбежным изменениям. Усиление регионализации политики в сфере воспроизводства человеческого капитала ведет к нарастанию территориального неравенства в накоплении качественных и количественных характеристик человеческого капитала людей, живущих в разных регионах страны. В этих условиях необходимо вмешательство федеральных регулирующих органов с целью выравнивания ситуации посредством поддержки социальных программ в депрессивных районах. Причем выделение целевых субвенций территориям должно быть направлено в большей степени на стимулирование развития системы воспроизводства человеческого капитала региона [5]. Воспроизводство человеческого капитала требует много больших усилий нежели воспроизводство физического капитала. Поэтому даже на фоне тех трудностей, что переживает сегодня российская экономика государство не должно самоустраняться из этой сферы, откладывать решение ее проблем на будущее. В России уже сегодня на государственном уровне необходимо четко определить приоритетные направления воспроизводства человеческого капитала с учетом реально складывающейся на рынке ситуации и эффективности различных видов инвестиций в человеческий капитал исходя из того, что производительные способности человека есть важный структурный элемент социального потенциала устойчивости и роста современной экономики. Условием активизации инновационного процесса в государственном регулировании инвестиций в человеческий капитал является формирование институциональной среды, стимулирующей предприятия к освоению новых технологий. Речь идет о налоговых льготах, информационном обеспечении, защите интеллектуальной собственности.

Более активную позицию в формировании квалифицированных трудовых ресурсов должен занять бизнес. Сейчас все заметнее стремление крупных компаний вкладывать деньги в образовательные программы и подготовку нужных компании специалистов. Основными приоритетами государственной политики на первом этапе являются: ускоренное развитие начальной и средней школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки кадров, адаптация профессионального образования к потребностям общества и рынка, выведение образования в режим устойчивого развития. При этом должны решаться проблемы ликвидации структурных диспропорций, разрыва между спросом и предложением услуг. Для общества важна гуманизация общего образования, четкая его направленность на становление и развитие личности, ее способностей, социальную адаптацию [4]. Развитие образования должно быть тесно увязано с рынком труда и способствовать эффективной занятости населения. В связи с этим уже на первом этапе следует поставить вопрос о необходимости долгосрочного прогноза профессионально-квалификационной структуры работников. Требуются также мониторинг рынка труда, четкая политика сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Вполне реализуемы такие меры: переход на контрактную систему финансовых отношений вузов с государством, развитие конкурсной системы получения госзаказа на подготовку специалистов и т. д.

Однако руководители вузов опасаются, что государство со временем может отказаться от своих обязательств, как бывало достаточно часто. В результате будет подорвана их финансовая база, которая создавалась в 90-е годы собственными силами, что позволило спасти вузы от разрушения. В связи с этим государство должно в ближайшие годы правовым путем подтвердить гарантии стабильного финансирования [5]. За последние годы в системе финансирования высшего профессионального образования наметилась следующая тенденция: темпы роста платного обучения превышают темпы роста приема студентов на бесплатной основе. Расширяется многообразие форм платной подготовки, тем самым расширяются возможности получения разностороннего образования, повышения квалификации, получения дополнительных знаний и навыков. В соответствии с основными положениями Бюджетного кодекса, все внебюджетные средства, получаемые образовательными учреждениями от осуществления самостоятельной деятельности, объявля-

ются доходами бюджета. Отсюда следуют два принципиально важных момента: – движение внебюджетных средств должно осуществляться через систему Федерального казначейства; – расходование внебюджетных средств осуществляется учебными заведениями, хотя и формально самостоятельно, но и в соответствии с утверждаемой учредителем сметой и строго по статьям расходов бюджетной классификации [1]. Таким образом, оба этих положения существенно ограничивают права образовательных учреждений по распоряжению средствами, которые в соответствии с действующим законодательством находятся в его самостоятельном распоряжении или в собственности. В результате таких нововведений образовательное учреждение лишается возможности хранить внебюджетные средства на счетах в коммерческих банках (в том числе на депозитах, что прямо запрещается Бюджетным кодексом) и получать проценты по вкладам, привлекать кредитные ресурсы банков. Кроме того, бюджетная классификация не предусматривает расходование средств для осуществления предпринимательской деятельности (например, приобретения ценных бумаг), уплаты налогов и др.

Вся деятельность учебного заведения, приносящая доходы, становится проблематичной. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема совершенствования действующего организационно-экономического механизма образования. Основные пути совершенствования финансирования в области высшего профессионального образования на федеральном уровне: – переход от принципа содержания образовательных учреждений за счет средств бюджета к государственной поддержке в размерах, определенных на нормативной основе; – совершенствование и углубление автономии образовательных учреждений в сфере экономики — расширением самостоятельности в распоряжении ресурсами, в том числе средствами бюджета, осуществлением различных видов деятельности, в том числе приносящей доход, расширением прав в сфере распоряжения переданными объектами собственности; – создание действенной системы государственных гарантий поддержки образовательных учреждений и критериев ее применения к образовательным учреждениям независимо от форм собственности; – распределение расходов по поддержке образования между бюджетами различных уровней.

Таким образом, высшее профессиональное образование должно стать важнейшей частью новой экономики, развиваться ускоренными темпами, обеспечивая формирование полноценного образовательного рынка услуг.

Библиографический список

1. Капелюшников Р. И. Теория человеческого капитала. М.: Наука, 2012. 297 с. 2. Кузнецова Е. Н. Проблемы финансирования науки и обра­ зования: учеб. пособие. М.: МГУК, 2010. 24 с. 3. Лошакова И. Социальная политика в сфере высшего обра­ зования: вчера и сегодня // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 16–151. 4. Максимова В. Ф. Инвестиции в человеческий капитал: учеб. программа. М.: МЭСИ, 2013. 46 с. 5. Мясоедова Т. Г. Человеческий капитал и конкурентоспособ­ ность предприятия // Теория менеджмента. 2005. № 3. С. 29–37.

В. Г. Акулич, Е. А. Краус, Н. Ю. Рябова



Другие новости и статьи

« Как составить уникальный текст

Интеллектуальный капитал: подходы и тенденции »

Запись создана: Вторник, 31 Январь 2017 в 18:16 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы