Интеллектуальный капитал: подходы и тенденции



Интеллектуальный капитал: подходы и тенденции

oboznik.ru - Как прогресс усложняет жизнь
#образование#интеллект#капитал

В статье рассматривается категория «интеллектуальный капитал», его специфические черты, функции, компоненты, анализируются подходы и тенденции развития. Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, регион, образовательный потенциал, научный потенциал. В условиях информационного общества интеллектуальный капитал признается ведущим ресурсом. В современном мире приоритет отдается интеллектуальной (творческой) деятельности индивидов.

Несмотря на наличие большого количества исследований, категория «интеллектуальный капитал» по-прежнему остается одной из неопределенных. Терминологический анализ показывает, что первоначально использовался термин «человеческий капитал», который в середине XX в. был заменен на «интеллектуальный капитал», что связано с научно-техническим прогрессом, информатизацией общества и т. п. Существующие определения интеллектуального капитала подчеркивают такие его черты, как неоднократность применения, которые позволяют генерировать финансовые, конкурентные и другие преимущества в результате использования продуктов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальный капитал можно рассматривать как философско-экономическую, культурологическую категорию, представляющую собой неотъемлемую для любого экономического субъекта относительно устойчивую систему элементов человеческого, структурного капиталов, позволяющих качественно и эффективно изменять окружающую среду путем создания новых продуктов интеллектуальной деятельности и совершенствования имеющихся.

Специфические черты интеллектуального капитала как философско-экономической и культурологической категории включают в себя абсолютный характер прав физических и юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, ограниченный срок действия прав физических и юридических лиц на некоторые результаты интеллектуальной собственности, обязательное наличие в продуктах интеллектуального труда новизны, оригинальности, эффективности, изобретательного и новаторского уровня, практической применяемости, универсальность продуктов человеческого труда и их органическую связь со всеми отраслями производства, возможность неоднократного использования результатов интеллектуальной деятельности физическими и юридическими лицами и т. д. Интеллектуальный капитал выполняет ряд функций: информационную, познавательно-гносеологическую, преобразовательную, научно-исследовательскую, аксиологическую, интегративную, регулятивную, культурологическую, воспитательную, практическую, охранительную. Реализация данных функций обеспечивается всеми компонентами интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал включает в себя совокупность ряда компонентов и элементов, которые формируют новые продукты интеллектуального труда, развивают и совершенствуют их, качественно преобразовывая окружающую действительность.

В настоящее время особое внимание исследователи уделяют созданию философско-экономической концепции интеллектуального капитала, определению места и роли этого специфического экономического ресурса, роли и значимости в современном производстве, представляющих собой нормативно-ценностную проблему. Безусловно, интеллектуальный капитал представляет собой сложный и неоднородный по своему составу, характеру использования, степени влияния на результаты деятельности индивидов, субъектов власти, субъектов хозяйствования. В России при изучении интеллектуального потенциала используются три основных подхода: 1. Экономический — интеллектуальный потенциал определяется совокупностью знаний и интеллектуальных способностей человека, с помощью которых создается и реализуется продукт. 2. Социально-экономический — акцентируется внимание на способности системы (страны, региона, компании) найти решение для достижения определенных результатов.

3. Социальный — исследуется интеллектуальный потенциал личности и его содержание, изучаются основные составляющие интеллектуальной жизни общества, в частности наука и образование. Интеллектуальный потенциал определяется как совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой областях интеллектуальной жизни общества — науке и образовании — и измеренная величина которых показывает созданную и накопленную способность к творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов. К основным показателям интеллектуального потенциала региона относится следующая группа показателей: образовательный, научный, информационно-коммуникативный потенциалы и потенциал социального благополучия.

Проведенное исследование Приволжского федерального округа (2000–2010 гг.) выявило изменения интеллектуального потенциала регионов: в анализируемый период интеллектуальный потенциал всех исследуемых регионов округа увеличился. Итак, социально-экономическая дифференциация регионов является существенным препятствием формирования экономики инноваций в России. Необходимо на государственном уровне уделять особое внимание развитию интеллектуального потенциала регионов.

В настоящее время только эффективное взаимодействие образования, науки, культуры, бизнеса и государства позволит активизировать генерацию идей, инноваций как регионов, так и России в целом. На современном этапе развития России обозначилась острая, многолетняя проблема, которую можно определить как несоответствие уровня государственного управления развитием интеллектуального труда и повышение уровня жизни занятых в нем специалистов и ученых. Несоответствие проявляется в экономическом, кадровом, структурном, информационном, технологическом и других аспектах. Меры, обеспечивающие формирование интеллектуального капитала, должны быть многоплановыми, эффективными, адресными, с гарантированным тактическим и стратегическим планированием и проектированием, с гарантированным финансированием.

Библиографический список

1. Брижатова С. Б., Довбыш С. А. Взаимозависимость образования и социокультурного развития регионов // Социальноэкономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект: материалы Международной научно-практической конференции (Смоленск, 18 марта 2015 г.). Смоленск, 2015. С. 249–256. 2. Котенкова С. Н. Оценка интеллектуального потенциала регионов Приволжского федерального округа РФ // Фундаментальные исследования. 2014. № 7.

С. Б. Брижатова



Другие новости и статьи

« Проблемы высшего образования в современной России

Так ли просто отличить хорошего каппера от плохого? »

Запись создана: Вторник, 29 Октябрь 2019 в 0:32 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы