Проблемы высшего образования в современной России



Проблемы высшего образования в современной России

oboznik.ru - О проблеме оценки качества высшего образования
#образование#высшееобразование#общество

В статье определены некоторые проблемы модернизации высшего образования в современной России. Рассматривается инновационный потенциал деятельности вузов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, образование, человеческий капитал. Формирование демократических правовых институтов в современной России, развитие частной собственности, установление гражданских свобод и обеспечение свободы совести выводят на первый план субъективный человеческий фактор социального развития. Правовое государство должно быть ориентировано на формирование и поддержание системы, обеспечивающей в первую очередь правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты.

Развитие гражданского общества и правового государства предполагает в качестве важнейшего условия становление соответствующего субъекта права, которым в данном случае может быть только личность, активно использующая свою правоспособность, осознающая свои гражданские права и обязанности и способная их реализовать. В современных условиях стремительного развития общественных отношений именно уровень развития знаний, умений, технологий, информации, а не только наличие природных ресурсов, определяет благосостояние общества и уровень жизни каждого гражданина.

Важная роль в процессе формирования такой личности была отведена организациям высшего образования. В настоящее время возрастает роль и функции образовательных и научных учреждений, что требует качественных перемен в научном и образовательном секторе. Среди основных задач, стоящих перед образовательными и научными учреждениями, следует отметить создание новых продуктов, технологий производств, позволяющих зарабатывать на собственных результатах интеллектуальной деятельности. Способность научных и образовательных учреждений создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую мощь государства, благосостояние нации.

В современной России предпринимаются попытки кардинального реформирования всей системы образования, поиски ведутся на всех структурных уровнях, включаются различные инновационные программы и новые организационные формы. Ожидалось, что эти изменения должны привести к росту интеллектуального капитала, но все произошло с точностью до наоборот. Увеличивается разрыв между стремительным развитием общественной жизни и сферой образования, которая не смогла оперативно ответить на все ускоряющийся темп социальных изменений в современном мире. Одной их причин кризиса образования является возникший в последние годы резкий рост спроса на высшее образование, который не могут удовлетворить университеты и их филиалы, количество которых значительно выросло, причем качество образовательных услуг при этом снизилось.

Также следует отметить, что неадаптированность современного образования к рынку труда и потребностям общества приводит к росту безработицы, которая становится важной и затратной для государства проблемой. Именно кризисные явления в сфере образования требуют выработки новых, соответствующих требованиям современного российского общества, целей и методов, особенно в контексте развития интеллектуального капитала. С точки зрения социальных процессов, интеллектуальный капитал является источником преобразования и развития всех общественных сфер. В современном мире любая организация или компания становится производителем не только товаров, но и знаний, ее работники занимаются производством информации, а инновации становятся источником вновь образованной стоимости.

Таким образом, интеллектуальный капитал в большей мере, чем, например, финансовый, становится конкурентным преимуществом. Понятие интеллектуального капитала и связанное с ним понятие интеллектуальной собственности определяют конкурентоспособность экономических систем, поскольку процесс любого производства основан на уровне знаний и на обработке информации. Система высшего образования призвана обеспечивать главную составляющую экономики страны — кадровую. Очевидно, что необходима активизация развития научно-инновационной деятельности в высших образовательных учреждениях Министерства образования.

Главной целью научно-инновационной деятельности системы образования является подготовка специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, а также использование инновационных подходов, методов обучения, управления в образовательной деятельности. Инновационная деятельность высшего образовательного учреждения может реализовываться в двух видах: 1) передача технологий получателю, который осуществляет ее промышленное использование; 2) коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, предполагающее получение прибыли. Образовательные учреждения высшего профессионального образования на современном этапе являются одной из движущих сил процесса становления инноваций, эффективным инструментом интеграции науки, образования, производства и предпринимательской деятельности. Особенности отечественной системы высшего образования накладывают свои отпечатки на деятельность вуза. Права на интеллектуальную собственность неразрывно связаны с тем, насколько творчески настроен профессорско-преподавательский состав и насколько высок уровень грамотности учащихся.

Высшие учебные заведения, как правило, являются правообладателями на объекты авторского права, такие как учебники и учебные пособия, методические материалы, программы и базы данных, изобретения, промышленные образцы и т. п. В последнее время широкое развитие в образовании получили информационные технологии, создание которых является сложным и трудоемким процессом.

Внедрение информационных систем вызывает трудности у разработчиков, так как необходимо учитывать все виды образовательной деятельности: высшее образование, довузовская и послевузовская подготовка, образовательные услуги дополнительного профессионального образования, научно-технические и исследовательские работы и услуги. Информационные системы способны своевременно предоставлять необходимую, достоверную и взвешенную информацию, пригодную для всестороннего анализа и достаточную для принятия решений. Процесс обучения в современном образовательном учреждении является творческим, многоплановым, что требует обеспечения коммуникации не только сотрудников образовательного учреждения, но и их коммуникацию с внешними контрагентами.

Чем выше уровень грамотности по вопросам интеллектуального развития, тем качественнее формируется портфель интеллектуальной собственности, увеличивая стоимостную оценку интеллектуального капитала образовательного учреждения. В настоящее время не существует критерия инновационной деятельности вуза, используется система показателей, рассматривающая лишь некоторые направления интеллектуальной деятельности образовательного учреждения. Обобщающая оценка инновационного потенциала образовательного учреждения должна быть комплексной и многоуровневой, отражающей специфику его деятельности. В настоящее время дискуссия в обществе о модернизации национального образования продолжается с удвоенной силой. При общем понимании требований, отсутствует единство взглядов на способы осуществления преобразований.

Иногда предлагаемые рецепты представляют собой прямо противоположные предложения. В обществе нет единой позиции относительно того, какую управленческую модель положить в основу системы реформирования национального образования. Между тем именно совершенствование управления системы образования является обязательным условием к переходу к обществу знаний и совершенствования человеческого капитала.

Библиографический список

1. Базжина В. В., Лобатюк В. В. Проблемы соответствия сис­ темы высшего образования потребностям рынка труда в услови­ ях инновационного развития России // Экономика и управление. 2014. № 12. С. 67–73.

2. Харламов А. В. Модернизация российской системы обра­ зования и проблема формирования человеческого капитала // Экономика и управление. 2014. № 10. С. 63–66.

Н. Н. Жильский, Л. В. Жильская



Другие новости и статьи

« Проблемы управления интеллектуальным капиталом в условиях экономики знаний

Интеллектуальный капитал: подходы и тенденции »

Запись создана: Вторник, 29 Октябрь 2019 в 0:30 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы