29 Октябрь 2019

Проблемы высшего образования в современной России

oboznik.ru - О проблеме оценки качества высшего образования
#образование#высшееобразование#общество

В статье определены некоторые проблемы модернизации высшего образования в современной России. Рассматривается инновационный потенциал деятельности вузов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, образование, человеческий капитал. Формирование демократических правовых институтов в современной России, развитие частной собственности, установление гражданских свобод и обеспечение свободы совести выводят на первый план субъективный человеческий фактор социального развития. Правовое государство должно быть ориентировано на формирование и поддержание системы, обеспечивающей в первую очередь правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты.

Развитие гражданского общества и правового государства предполагает в качестве важнейшего условия становление соответствующего субъекта права, которым в данном случае может быть только личность, активно использующая свою правоспособность, осознающая свои гражданские права и обязанности и способная их реализовать. В современных условиях стремительного развития общественных отношений именно уровень развития знаний, умений, технологий, информации, а не только наличие природных ресурсов, определяет благосостояние общества и уровень жизни каждого гражданина.

Важная роль в процессе формирования такой личности была отведена организациям высшего образования. В настоящее время возрастает роль и функции образовательных и научных учреждений, что требует качественных перемен в научном и образовательном секторе. Среди основных задач, стоящих перед образовательными и научными учреждениями, следует отметить создание новых продуктов, технологий производств, позволяющих зарабатывать на собственных результатах интеллектуальной деятельности. Способность научных и образовательных учреждений создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую мощь государства, благосостояние нации.

В современной России предпринимаются попытки кардинального реформирования всей системы образования, поиски ведутся на всех структурных уровнях, включаются различные инновационные программы и новые организационные формы. Ожидалось, что эти изменения должны привести к росту интеллектуального капитала, но все произошло с точностью до наоборот. Увеличивается разрыв между стремительным развитием общественной жизни и сферой образования, которая не смогла оперативно ответить на все ускоряющийся темп социальных изменений в современном мире. Одной их причин кризиса образования является возникший в последние годы резкий рост спроса на высшее образование, который не могут удовлетворить университеты и их филиалы, количество которых значительно выросло, причем качество образовательных услуг при этом снизилось.

Также следует отметить, что неадаптированность современного образования к рынку труда и потребностям общества приводит к росту безработицы, которая становится важной и затратной для государства проблемой. Именно кризисные явления в сфере образования требуют выработки новых, соответствующих требованиям современного российского общества, целей и методов, особенно в контексте развития интеллектуального капитала. С точки зрения социальных процессов, интеллектуальный капитал является источником преобразования и развития всех общественных сфер. В современном мире любая организация или компания становится производителем не только товаров, но и знаний, ее работники занимаются производством информации, а инновации становятся источником вновь образованной стоимости.

Таким образом, интеллектуальный капитал в большей мере, чем, например, финансовый, становится конкурентным преимуществом. Понятие интеллектуального капитала и связанное с ним понятие интеллектуальной собственности определяют конкурентоспособность экономических систем, поскольку процесс любого производства основан на уровне знаний и на обработке информации. Система высшего образования призвана обеспечивать главную составляющую экономики страны — кадровую. Очевидно, что необходима активизация развития научно-инновационной деятельности в высших образовательных учреждениях Министерства образования.

Главной целью научно-инновационной деятельности системы образования является подготовка специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, а также использование инновационных подходов, методов обучения, управления в образовательной деятельности. Инновационная деятельность высшего образовательного учреждения может реализовываться в двух видах: 1) передача технологий получателю, который осуществляет ее промышленное использование; 2) коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, предполагающее получение прибыли. Образовательные учреждения высшего профессионального образования на современном этапе являются одной из движущих сил процесса становления инноваций, эффективным инструментом интеграции науки, образования, производства и предпринимательской деятельности. Особенности отечественной системы высшего образования накладывают свои отпечатки на деятельность вуза. Права на интеллектуальную собственность неразрывно связаны с тем, насколько творчески настроен профессорско-преподавательский состав и насколько высок уровень грамотности учащихся.

Высшие учебные заведения, как правило, являются правообладателями на объекты авторского права, такие как учебники и учебные пособия, методические материалы, программы и базы данных, изобретения, промышленные образцы и т. п. В последнее время широкое развитие в образовании получили информационные технологии, создание которых является сложным и трудоемким процессом.

Внедрение информационных систем вызывает трудности у разработчиков, так как необходимо учитывать все виды образовательной деятельности: высшее образование, довузовская и послевузовская подготовка, образовательные услуги дополнительного профессионального образования, научно-технические и исследовательские работы и услуги. Информационные системы способны своевременно предоставлять необходимую, достоверную и взвешенную информацию, пригодную для всестороннего анализа и достаточную для принятия решений. Процесс обучения в современном образовательном учреждении является творческим, многоплановым, что требует обеспечения коммуникации не только сотрудников образовательного учреждения, но и их коммуникацию с внешними контрагентами.

Чем выше уровень грамотности по вопросам интеллектуального развития, тем качественнее формируется портфель интеллектуальной собственности, увеличивая стоимостную оценку интеллектуального капитала образовательного учреждения. В настоящее время не существует критерия инновационной деятельности вуза, используется система показателей, рассматривающая лишь некоторые направления интеллектуальной деятельности образовательного учреждения. Обобщающая оценка инновационного потенциала образовательного учреждения должна быть комплексной и многоуровневой, отражающей специфику его деятельности. В настоящее время дискуссия в обществе о модернизации национального образования продолжается с удвоенной силой. При общем понимании требований, отсутствует единство взглядов на способы осуществления преобразований.

Иногда предлагаемые рецепты представляют собой прямо противоположные предложения. В обществе нет единой позиции относительно того, какую управленческую модель положить в основу системы реформирования национального образования. Между тем именно совершенствование управления системы образования является обязательным условием к переходу к обществу знаний и совершенствования человеческого капитала.

Библиографический список

1. Базжина В. В., Лобатюк В. В. Проблемы соответствия сис­ темы высшего образования потребностям рынка труда в услови­ ях инновационного развития России // Экономика и управление. 2014. № 12. С. 67–73.

2. Харламов А. В. Модернизация российской системы обра­ зования и проблема формирования человеческого капитала // Экономика и управление. 2014. № 10. С. 63–66.

Н. Н. Жильский, Л. В. Жильская

Другие новости и статьи

« Проблемы управления интеллектуальным капиталом в условиях экономики знаний

Интеллектуальный капитал: подходы и тенденции »

Запись создана: Вторник, 29 Октябрь 2019 в 0:30 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика