29 Октябрь 2019

Философская миссия университета

oboznik.ru - Университет как инструмент мягкой силы
#образование#философия#университет

Университет представляет собой совершенно особый уклад в системе высшего образования, на что, в частности, указывает и этимология самого слова университет. В определенном смысле университет представляет собой светскую субституцию религии,

выполняя посредством образования и науки функцию духовного сплочения и единения общества (religare). Исходя из методологической установки троичности, которая понуждает в любом познаваемом явлении и сущности обнаруживать их имманентное триединство (констатация познающим субъектом в любом исследуемом им объекте его крайних пределов – минимакс,– а также некой средины, скрепляющей, опосредствующей эти крайности – развиваемая автором концепция мезореальности), мы можем в «миссионерстве» университета констатировать наличие трех его миссий, а именно: образовательную, научную и, наконец, собственно философскую.

И если первая означает пестование и взращивание новых поколений, готовых в недалеком будущем заступить нам на смену, лелеяние традиционности в жизни общества, восстановление то и дело временем обрываемых связей между поколениями – чтобы не прерывалась «времен связующая нить», то вторая больше нацелена на открытие нового, на расширение горизонта общества в теоретическом и практическом преобразовании мира, а потому она не лишена налета позитивистичности, неважно, примем ли мы понятие позитивизма в расширенном или узком его толковании, будем ли мы относиться к нем положительно, с уважением или же, напротив, будем больше вкладывать в него негативный смысл; стало быть, вторая миссия ближе к тому, чтобы мы воспринимали ее со стороны ее преобразовательной потенции, со стороны эмпирически- производственной (физической или, шире, физико-химической), столь важной для существования и процветания современного нам общества. Однако было бы непростительной ошибкой пытаться «миссионерство» университета ограничить этими двумя охарактеризованными выше миссиями. Да, они крайне важны для выживания человечества в этом бушующем водоворотами событий и потрясений мире. Религиозное сознание (а именно, монотеистическое), как известно, нацелено не на выживание, а на спасение, вкладывая в это понятие свой сокровенный метафизический смысл, наполненный в то же время глубоким экзистенциальным содержанием.

И действительно, ведь важно не просто выжить отдельным индивидам или группам, как бы широки они ни были, важно спастись всему человечеству. Но если для религиозного сознания акт спасения предстает как одномоментное, одноразовое событие, то для сознания образованного, научного, для сознания секуляризованного спасение и выживание есть многоактная пьеса, в которой мы все исполняем свои роли, и как мы их исполняем, зависит от того образования, которое мы получили, и прежде всего в университете – от университетского образования. Поэтому философская миссия, выступая позже других, является как бы завершающей славную триаду университетской парадигмы образования, наделяя его высшим – мировоззренчески- метафизическим – смыслом. Университетское образование является универсальным не в смысле эмпирического многообразия, но в смысле теоретико- мировоззренческого единства всего накопленного человечеством знания, взятого в самой его сути, т.е. в самом его средостении. При своем возникновении университетское образование строилось исключительно как богословское образование, хотя условно его и можно было бы отнести к «гуманитарному» в современном (т.е. модифицированном) понимании.

Хотя, по большому счету, это и неверно, ибо еще не существовало естественных наук в собственном смысле слова (т.е. наук, изучавших бы природу, взятую саму по себе, деистически, а не природу в качестве инобытия бога, теистически), и все входило в той или иной степени в ведение богословия. Тем не менее, как мы видим, эта универсальность в образовании задается изначально как universitas, т.е. совокупность наук все знание о мире как божественном мироустройстве (центрированным поэтому богословием, функцию которого впоследствии с успехом взяла на себя философия как мировоззренческая дисциплина, суть которой не заключается в простом суммировании знания). Под парадигмой университетского образования я буду понимать некоторый образовательный образец, задаваемый в конечном счете всему образовательному процессу в социуме, взятый не в эмпирическом своем значении, а в теоретическом – то, что можно назвать философией образования. Дух универсальности, который должен господствовать в университетском образовании, неизбежно приводит к тому, что в центре этой парадигмы помещается философия как «матерь всех наук» – воспринимать это, однако, в наше время нужно не буквально (т.е. актуально), а трансцендентально. Поэтому университетское образование в самом широком смысле слова подразумевает целостное выстраивание (конституирование) знания, в той или иной научной области, в духе познающего индивида как многосторонне развитой личности.

Безусловно, университетскую парадигму образования необходимо рассматривать как некий идеал, задаваемый не только всему образованию в целом, но в т.ч. и самому университетскому образованию в первую очередь. Один из многочисленных аспектов сущности университетского образования заключается в уникальной возможности воспитательно- практического воздействия философского ядра мировоззрения. Цельное (а не раздробленное в результате погружения обучающегося с головой в одну из изучаемых областей научного знания) знание, философски фундированное и структурированное, вырабатывает в личности ценное умение противостоять попыткам со стороны других манипуляции его сознанием. Кантовское требование «относись к другому человеку всегда как к цели, но никогда как к средству» в реальной жизни сплошь и рядом нарушается, но, как правило, не в силу дурного намерения со стороны контрагента коммуникации (ибо будем в виду нормально функционирующее общество, которым правит закон и порядок – и моральное благочестие), а в силу столкновения жизненных намерений и целей взаимодействующих агентов жизненного процесса, которые нередко оказываются противоположными. Поэтому реальное течение жизненного процесса и приводит к тому, что мы то и дело начинаем сознательно либо, чаще, бессознательно вопреки кантовскому императиву использовать другого как средство достижения собственных целей.

Однако в обществе свободном это невозможно делать непосредственно, а потому и начинают прибегать к манипулированию чужим сознанием, дабы добиться желаемого посредством видимости того, что и другому та цель, которую преследуете вы, необходима, принадлежит его собственным целям, стало быть, его поступки, направленные на достижение вашей цели, видятся ему самому как совершенно свободные, им желаемые. важно при этом понять, что мы не вступаем на тропу войны – повторю, речь зачастую может идти о ваших друзьях и близких, даже родственниках, которые бессознательно начинают манипулировать вашим поведением, дабы достичь желаемого, вожделенного, – наша ответная реакция должна заключаться в том, что, вскрывая элементы манипуляции, мы их просто-напросто нейтрализуем и не даем тем самым использовать себя в качестве средства для достижения чуждой нам цели (конечно, полное достижение такого идеала, как кантовский императив, невозможно в реальных жизненных условиях, но приближаться к нему вполне возможно).

В силу всего вышесказанного мы должны заключить, что философская миссия университета выполнима и, более того, необходима как в современном мире в целом, так и в российском обществе в частности. Только университетская парадигма образования способна наиболее адекватно ответить на вызовы времени и подготовить ищущий дух к неизбежным инновациям в сфере экономики, науки, менталитета на основе интеллектуальных традиций в современном обществе знаний.

В.М. Шкарупа

Другие новости и статьи

« «Мягкая сила» как структурный элемент социальной миссии современного российского университета

Проблемы управления интеллектуальным капиталом в условиях экономики знаний »

Запись создана: Вторник, 29 Октябрь 2019 в 0:09 и находится в рубриках Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика