29 Октябрь 2019

Миссия университета: формирование личности или кокурентных стратегий?

oboznik.ru - Аспиранты получили отсрочку от армии
#обучение#университет#общество

Современные вузы вынуждены существовать в конкурентных отношениях, когда бороться приходится как за финансовые и иные ресурсы, выделяемые государством, так и в рыночном пространстве, где конкурировать приходится за лучших студентов, преподавателей, исследователей. С одной стороны, конкуренция является стимулом к совершенствованию деятельности. С другой стороны, конкуренция вузов за ограниченные ресурсы, прежде всего за талантливых студентов и преподавателей, имеет и негативные стороны. Все чаще международное профессиональное сообщество задается вопросом, насколько актуально формирование приоритета стратегии конкуренции вузов, вслед за которыми формируется сходная жизненная траектория у преподавателей и студентов университетов?

Отъезд из родного поселка с хорошими результатами единого государственного экзамена в престижный вуз, который строит свою конкурентную стратегию и обучает студента утилитарному знанию, приводит к тому, что выпускник не возвращается на родину и не направляет полученные знания на улучшение качества жизни в своем родном регионе. Мегаполисы захватывает конкурентная борьба за ограниченные ресурсы, при этом широчайший спектр ресурсов – природных, человеческих, экономических – в регионах остается невостребованным, поскольку не остается интеллектуальных элит, способных к лидерству в общественно значимых социальном, культурном и экономическом направлениях.

Стратегии превосходства и конкурентной борьбы, которые вынуждены использовать даже вузы регионального уровня, приводят к тому, что индикатором успешности становятся исключительно личные материальные блага индивидуума, но не его отношения с социумом и его полезность в нем. Следствием рейтингования вузов на элитные и рядовые являются иерархические приоритеты молодежи, основанные исключительно на материальных благах, стремлении конкурировать с другими индивидами (одноклассниками, однокурсниками, коллегами) и добиваться результата любыми средствами, будучи подстегиваемыми конкурентной борьбой [1, с. 58-59]. Все чаще исследователи говорят о том, что гуманистически образованное общество, имеющее четкую социально ориентированную направленность, разумнее потребляет различного рода ресурсы, менее подвержено коррупционной «коррозии», ориентировано на помощь нуждающимся, тем самым экономя ресурсы государства в части охраны правопорядка, сбережения здоровья и социального обеспечения. Если признать за этой гипотезой право на существование, то следует пересмотреть критерии оценивания государственными органами деятельности классических университетов, академий и отраслевых вузов. Будучи императивами, регулирующими деятельность вузов, критерии оценивания могли бы иметь иную, гуманистическую направленность. В западноевропейской научной и публицистической литературе уже в течение нескольких столетий не угасает полемика вокруг миссии и ценностей современного образования, далеко не все исследователи считают современные тенденции в этой области прогрессивными.

Еще Т. Адорно обозначил развал того образования, которое определяло университетскую культуру со времен В. фон Гумбольдта, довольно строгими, но справедливыми терминами, а именно меркантильной и конформистской «культурной индустрией» посмодернизма. Диагноз Т. Адорно у его последователей изменился, но стал еще строже. Конрад Пауль Лиссман развивает теорию Т. Адорно в своей работе «Теория необразованности: ошибки образованного общества» («Theorie der Unbildung. Die Irrtьmer der Wissensgesellschaft» (2006)), говоря о прерывании «регулирующей функции» образования, которая существовала прежде [2]. «Отчужденная духовность» Т. Адорно у К. Лиссмана становится «приветствуемой бездуховностью». «Без мышления, т.е. без попытки проникнуть в суть эмпирии и дойти до рефлексивного и саморефлексивного толкования, т.е. без того, что Т. Адорно называл истиной как последней референцией образования, – об этом сейчас не может быть и речи» [3, с. 70]. Образование было заменено моделированием «навыков и компетенций», при этом исчезла «та индивидуальность, которая раньше считалась получателем и распространителем образования». Это привело к тому, что личности, которые вступали в процесс образования, рассматривались исключительно как «человеческий капитал», и вся организация процесса образования должна была измеряться в соответствии с экономическими программами [5]. Между тем образование уже давно не имеет функции репродукции сословных структур и обучения только навыкам специальности, в большей степени оно ответственно за передачу основных компетенций, которые необходимы, чтобы закрепиться в существующих рыночных отношениях в качестве рабочей силы. Оно служит теперь для производства и воспроизводства человеческого капитала, который должен приносить доход [6, с. 30].

Представленные выше характеристики отражают негативную траекторию развития, в некоторой степени даже радикальную, однако следует заметить, что имеются доказательства в ее пользу, и это становится практической проблемой. В качестве свидетельства раскола образования немецкие исследователи приводят следующие примеры: «отсутствие ориентации в современном обществе, многочисленные и повторяющиеся кризисы, увеличение роли «негативного футуризма» («мы должны оставить вещи такими, как они есть, потому что они могут стать еще хуже»), преграды на пути достижения цели («мы не видим шансов что-либо изменить»), гражданская пассивность, паралич воли» [5, с. 3]. С другой стороны, освобождение университетов от их миссии воспринимается как индикатор негативных трансформаций. Если В. фон Гумбольдт рассматривал университеты как «вершину», «на которой аккумулируется все, что происходит важного для моральной культуры нации», в современных исследованиях и экспертных оценках университет рассматривается как набор дифференцирующих функций – научных исследований и преемственности в науке; академической подготовки специалистов; общем обучении; вкладе в культурное самосознание и интеллектуальное развитие, – в новом понимании университетов их миссия редуцирована до функций, в то время как функции должны быть раскрыты в их адаптации к данному обществу посредством построения соответствующих программ. О культурных, моральных или даже гражданских обязательствах университетов речи, как правило, не идет.

Все чаще университеты рассматриваются исключительно как предпринимательские структуры. Однако с наступлением двадцать первого века на повестке дня должны стоять не структура и процессы как самоцель. Будущее должно строиться вокруг индивида: студента, клиента, их потребностей [4, 5]. Результаты действия современной системы высшего образования некоторыми зарубежными [2,3,5] исследователями представляются пессимистичными: специалист, обладающий знаниями и самосознанием, замещается служащим, который способен только догадываться, откуда взять нужную ему информацию, содержащую при этом лишь качественные параметры; автономия в принятии решений профессора замещается зависимостью от включе- ния/невключения в научные исследовательские программы; вы- полнение измеряемых параметров замещает качественную работу преподавателей и ведет к их депрофессионализму; бюрократия аудита довлеет над еще оставшимися профессионалами, в то время как об- разовательная деятельность и научные исследования подвергаются ис- кажению вследствие использования исключительно количественных индикаторов: учреждения по оценке деятельности и аккредитации становятся «инстанциями профессионального поклонения», в то время как профессиональным идеалом становится выполнение стандартов или «добывание» грантов; бюрократия системы менеджмента качества растет быстрее применяемых стандартов, при этом бюрократическая система не спешит брать на себя ответственность за содержание тех стандартов, которые уже изданы; преподаватели университетов теряют былой авторитет и превращаются в своего рода служащих, которые имеют научные степени и звания; назидательные отношения ученик-учитель замещены отношениями «предоставляющий услугу – клиент» [5, с. 4-5]. В современных условиях конкуренции необходим новый взгляд на тот итог, который должен быть получен в результате усилий со стороны государственных органов управления, преподавателей, административного корпуса, обучающихся, используемых материальных ресурсов. Именно этот итог в виде высокообразованного гуманистически ориентированного индивидуума должен получать оценку общества в лице органов государственной власти; на уровне регионов должно определяться, какой вклад в развитие общества и индивидуума приносит вуз, и в особенности классический университет, в каком состоянии благодаря или вопреки деятельности вузов находится в настоящее время социальное, правовое, экономическое и культурное положение региона или области, насколько стейкхолдеры удовлетворены деятельностью вузов.

Литература

1. Ковалева Е.Н. Миссия университета: от концепции образования Вильгельма фон Гумбольдта до теории человеческого капитала // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2014. № 4 (12). С. 58-66.

2. Adorno T. W. Theorie der Halbbildung. – Suhrkamp; Frankfurt am Main, 2006.

3. Liessmann K. P. Theorie der Unbildung. Die Irrtьmer der Wissensgesellschaft, Piper, Mьnchen, 2008.

4. Lьhmann, H. Humboldts Bildung heute. Festansprache im BerlinReinickendorfer Humboldt-Zyklus aus Anlass des Berliner HumboldtJahres – 2010. – URL: http://www.nachdenkseiten.de/ upload/ pdf/ 100822_ Humboldts_ Bildung_heute_Luehmann.pdf

5. Marga A. Verfall der Bildung? Ansprache bei der ComeniusKonferenz, Hermannstadt, 5. Mдrz 2010. Neue Didaktik 2010. – №10. – URL: http:// dppd. ubbcluj.ro/germ/neuedidaktik/artikel/2010/ 1_Artikel%20Prof%20Marga.pdf

6. Mьnch R. Globale Eliten, lokale Autoritдten. Bildung und Wissenschaft unter dem Regime von PISA, McKinsey&Co., Suhrkamp, Frankfurt am Main, 2003.

Е.Н. Ковалева

Другие новости и статьи

« Образы российской национальной идентичности в отечественных СМИ

«Мягкая сила» как структурный элемент социальной миссии современного российского университета »

Запись создана: Вторник, 29 Октябрь 2019 в 0:02 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика