28 Октябрь 2019

Информационные технологии как инструмент современных гибридных войн

oboznik.ru - Информационные технологии как инструмент современных гибридных войн
#гибриднаявойна#война#общество

Аннотация. Данная работа посвящена анализу возможностей и особенностей инструментального применения информационных технологий при ведении современных «гибридных» войн. В работе рассматриваются вопросы, связанные с организацией информационно-коммуникационного воздействия на массовое сознание в странах- мишенях и анализируется современная политическая практика использования «некинетических» методов ведения войн нового типа. Ключевые слова: гибридная война, нелетальное информационное оружие, некинетические методы ведения войны, массовое сознание, информационное противоборство.

Идет война холодная, гибридная война

Гибридные войны в Общей теории войны

Некоторые особенности войн и вооруженных конфликтов современности

Изменяющийся характер современных войн и перспективы формирования постчеловека как «универсального солдата» армий XXI века

В современных условиях информационного общества и медиатизации публичного политического пространства социально- политическая реальность становится продуктом интенсивных информационно-коммуникационных процессов, основным объектом воздействия которых является общественное мнение.

По сути, то, какие характеристики будет иметь массовое мнение относительно тех или иных событий, явлений, процессов объективной действительности, становится результатом информационно- коммуникационной деятельности соответствующих интересантов – субъектов современного политического управления. Еще известный американский социолог У. Липпманн писал о том, что простому человеку объективная реальность недоступна для понимая в силу ее сложности, в связи с чем при помощи средств массовой информации создается упрощенная и понятная псевдореальность, выполняющая роль удобной объяснительной модели для общественного сознания и выступающая своего рода посредником между объективной реальностью и человеком.

Медиаизмерение становится преобладающим при оценке значительной частью представителей современного общества большинства процессов, событий, явлений, фактов, о чем писал в своем труде «Одномерный человек» Герберт Маркузе, считавший, что средства массовой коммуникации становятся инструментом контроля за массами со стороны политических элит, и лишь разрушение телевидения и подобных ему СМИ способно подорвать стабильность и основы сложившейся системы политического и экономического управления современных государств[1].

Действительно, сложно не согласиться с тем фактом, что на сегодняшний день именно средства массовой информации являются одним из важнейших инструментов формирования массовой медиареальности в интересах соответствующих групп влияния. В условиях обострения международной обстановки процессы виртуализации в медиапространстве приобрели лишь дополнительный импульс, что может быть отмечено в результате анализа деятельности средств массовой информации современных западных государств. Широкомасштабное и активное внедрение в массовое сознание фэйковых виртуальных медиамоделей, описывающих социально- политическую реальность, стало повседневной практикой значительной массы медиаресурсов, ставших своего рода фабриками по производству киберсимулякров, потребляемых массами. В зависимости от целей интересантов информационного воздействия любое событие, явление, факт могут видоизменяться СМИ и искаженно преломляться в медиапространстве в весьма широких пределах.

Сама объективная реальность становится управляемой в аспекте ее репрезентации в массовом сознании через посредника – медиасреду, выступающую инструментом управления общественным мнением, необходимым для формирования «правильного» восприятия массами реальной действительности [2]. Очевидно, что формирование выгодных для акторов глобального политического управления моделей массового восприятия реальной действительности позволяет осуществлять эффективный манипулятивный контроль над населением большинства стран, интегрированных в глобальное медиапространство, посредством использования технологий «мягкой силы», отклоняющих массовое сознание в необходимую соответствующим интересантам сторону. В ситуации, когда значительное число акторов предпринимает попытки воздействия на общественное сознание в публичном пространстве, мы можем говорить о конкурентном характере различных информационно-коммуникационных процессов, во многих случаях реализующихся в формате информационного противоборства.

Борьба за умы посредством формирования собственной альтернативной псевдореальности для общества, имеющей собственные смыслы, символы, ценности, модели представлений и соответствующие им модели поведения, на сегодняшний день становится одним из ключевых инструментов осуществления современного политического управления.

Особую интенсивность процессы подмены реальных социально- политических событий и процессов со стороны медиаресурсов приобрели в интернете, ставшем, по сути, глобальным сетевым пространством информационного противоборства. Возможность размещения материалов от имени любых пользователей, в т.ч. реально не существующих, а подменяемых своего рода симулякрами – аккаунтами, симулирующими репрезентацию реальных людей, высокий потенциал массированного экстерриториального «посева» и продвижения необходимого контента, значительный уровень доверия к горизонтальным коммуникациям и неформальному пользовательскому контенту позволяют сегодня осуществлять эффективное вторжение в национальные сегменты сетевого информационного пространства извне. Одним из наиболее привлекательных для интересантов информационного управления массовым сознанием сетевых ресурсов стали социальные медиа, отличающиеся массовостью, высоким уровнем виральности публикаций, горизонтальностью коммуникаций, низким уровнем контроля со стороны властей, а также значительным мобилизационным потенциалом.

Неслучайно именно социальные медиа (блоги, видеохостинги, социальные сети) активно использовались и, с высокой степенью вероятности, будут использоваться в ближайшей перспективе при проведении так называемых «цветных революций». Как показывает анализ практики последних лет, именно социальные медиа становятся площадками для соответствующей работы субъектов информационного управления массовым сознанием как внутри собственных стран, так и на территориях стран-мишеней информационной агрессии. С учетом радикализации политических настроений сетевых пользователей и высоким уровнем их политической активности, вполне закономерным представляется основное воздействие на сознание именно онлайн-аудитории, значительную часть которой составляет молодежь, проживающая в крупных городах и мегаполисах.

Именно данная аудитория, на наш взгляд, является ядром современных революционных процессов в «цветных» форматах, в связи с чем именно на нее направлен комплекс информационно- пропагандистской и манипулятивной работы, основной задачей которой является формирование протестных моделей восприятия действующих национальных политических режимов, а также соответствующих протестных моделей поведения, которые актуализируются посредством дальнейшей мобилизационной работы в сетевом пространстве. Кроме того, данная сетевая аудитория становится объектом информационного воздействия с целью разрушения традиционных ценностно-смысловых и культурно-символических моделей и их подмены на необходимые для интересантов протестные аналоги. В результате мобилизованная аудитория политически активных молодых людей, являющихся носителями радикальных протестных моделей поведения и не связанных более с традиционными для страны ценностями, смыслами, символами и культурными кодами, в оффлайновом пространстве становится мощным ресурсом для дестабилизации, а, в ряде случаев, и демонтажа, существующих политических режимов в государствах-мишенях. Очевидно, что для решения такой комплексной задачи, как формирование протестной аудитории в сетевом пространстве, задействуется широкий арсенал соответствующих информационно- пропагандистских и манипуляционных инструментов воздействия на массовое сознание.

Практически по любым общественно-значимым темам, событиям, процессам в сетевом пространстве формируется альтернативная государственной позиция, подвергаются критике и компрометируются представители национальной элиты, конструируется негативное представление о собственной стране и действующем в стране политическом режиме. Россия не является исключением, на протяжении целого ряда лет выступая в качестве мишени для внешней информационной агрессии как в традиционном, так и сетевом сегментах национального медиапространства. Актуальная политическая практика демонстрирует активное формирование, продвижение и внедрение в массовое сознание виртуальных медиамоделей псевдореальности, конструирование которых становится одной из составляющих современных процессов политического управления. Конструируемые модели медиареальности, как показывает актуальная политическая практика, используются для решения целого ряда сугубо прикладных задач: - внедрение в общественное сознание собственного населения представлений о легитимности и необходимости применения военной силы к противнику с соответствующей негативизацией образа врага.

Формирование среди граждан ощущения значимой угрозы со стороны противника и необходимости осуществления превентивной защиты. Управление информационной повесткой дня и конструирование выгодной модели социально-политической реальности, формирование атмосферы общественной поддержки действий собственного правительства; - формирование необходимых представлений у мирового сообщества относительно содержания, характера и цели действий по «демократизации» государств-оппонентов, негативизация образа «страны-изгоя» в международном пространстве, обеспечение международного осуждения страны, подвергающейся агрессии, ведущими мировыми державами; - подрыв уровня доверия со стороны населения стран-мишеней к их собственным государственным органам власти, политическим элитам и лидерам, разрушение традиционных ценностно-смысловых пространства и внедрение альтернативных, как правило, оппозиционных представлений, смыслов и соответствующих им моделей поведения, в результате чего осуществляется дестабилизация действующих национальных политических режимов и делигитимация

деятельности государственных органов власти и ключевых представителей политической элиты; - формирование атмосферы общественного недоверия и социальной напряженности в странах-мишенях, внедрение идей о необходимости смены политического режима, распространение оппозиционных символов, в дальнейшем использующихся для разделения общества по принципу «свой-чужой»; - раскрутка и популяризация лидеров оппозиции, выступающих с политической программой необходимости смены политического режима в стране, формирование протестных оппозиционных групп из числа политически активных представителей гражданского общества; - мобилизация протестно настроенных групп и организация с их участием массовых акцией неповиновения, столкновений с силами правопорядка, с последующим позиционированием в публичном пространстве любых действий действующего правительства как «кровавых, жестоких и беспощадных по отношению к собственному населению», в результате чего актуализируется максимально негативный образ представителей действующего национального режима на всех уровнях публичного политического пространства; -демотивация и деморализация представителей правоохранительных и силовых органов, превращение их в публичном пространстве в «жестоких убийц»; - осуществление государственного переворота и его позиционирование при помощи средств массовой информации и коммуникации в качестве «народной революции, свергнувшей диктаторский строй».

Мифологизация оппозиции как борцов за свободу, отдававших собственные жизни ради демократических ценностей в кровавом противостоянии с пытавшимся подавить их режимом, а также стигматизация прогосударственно настроенных представителей и групп общества как носителей девиантного поведения, высказывающих заказное мнение на деньги режима; - получение тотального контроля над национальным информационным пространством страны-мишени, блокировка возможности публичного высказывания альтернативных идей и смыслов, переход на внешнее управление завоеванным государством. Позиционирование в мировом публичном пространстве совершившегося переворота и захвата власти подконтрольной оппозицией как успешного освобождения и демократизации страны, находившейся долгие годы под диктатом тоталитарного лидера, которого в большинстве случае ждет суд и суровый приговор.

Как можно заметить, технологии конструирования медиареальности позволяют при помощи нелетальных методов ведения войны оказывать существенное давление на существующие национальные режимы и подрывать их стабильность, обеспечивая международную изоляцию, рост оппозиционных и протестных настроений, что, по сути, в современном мире является более значимыми инструментами осуществления противоборства в сравнении с традиционными вооружениями. В связи с этим информационно-коммуникационные технологии пропагандистского и манипуляционного воздействия на массовое сознание собственного населения и населения стран-мишеней весьма интенсивно развиваются и применяются в современной политической практике. «Мягкое» изменение массовых представлений населения большинства развитых стран является на сегодняшний день трендом в процессах глобального политического управления, позволяющим без применения военной силы вести при помощи манипулятивных технологий в формате гибридных войн информационную борьбу со странами-мишенями. Несомненным выглядит тот факт, что очередной этап глобального противостояния ведущих акторов мировой политики будет связан с активным использованием соответствующих «умных» технологий политического управления, подразумевающим широкомасштабное использование информационных технологий.

Очевидно, что «форматирование» массового сознания и приведение его к удобному для интересантов манипулятивного воздействия состоянию, формирование новых массовых стереотипов и представлений о социально-политической реальности, разрушение и трансформация традиционных ценностно-смысловых национальных пространств позволяют в широких пределах осуществлять политическое управление на глобальном уровне и достигать необходимых целей в «мягких форматах». По итогам проведенного анализа мы можем сделать вывод о том, что процессы виртуализации социально-политической реальности в интересах глобальных акторов политического управления, осуществляющих контроль над ключевыми средствами массовой коммуникации, приобрели интенсивный и масштабный характер.

Практически любая общественно значимая тема порождает соответствующие информационно-пропагандистские потоки в медиапространстве, представляющие интересы различных групп влияния. Пространство социальных медиа при этом используется наиболее активно, позволяя осуществлять оперативный экстерриториальный «посев» необходимого пропагандистского контента, а также осуществлять его широкомасштабное вирусное распространение. Внедренные подобным образом на горизонтальном коммуникационном уровне представления о событиях социально- политической реальности позволяют различным группам влияния в широких пределах осуществлять управление массовым сознанием в медиапространстве, что актуализирует необходимость реализации самостоятельной национальной информационной политики Россией, как независимым субъектом современных глобальных политических отношений, имеющим адекватные способности и возможности симметричного противодействия информационной агрессии в глобальном масштабе.

Литература

1. Маркузе Г. Одномерный человек // Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003. -С.386-401

2. Липпманн У. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновой – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. –384 с.

3. Володенков С.В. Информационное противоборство как составляющая современных «гибридных войн» роль и особенности // «Гибридные войны» в хаотизирующемся мире XXI века / под ред. П.А. Цыганкова. М.:, Издательство Московского Университета, 2015. –С. 187-210..

Володенков С.В.

Другие новости и статьи

« Образование СССР и первый раунд борьбы за власть в 1922―1923 гг.

Опыт СССР: культура прошлого в «обществе будущего» »

Запись создана: Понедельник, 28 Октябрь 2019 в 0:25 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика