27 Октябрь 2019

Некоторые вопросы финансово-правового статуса учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации

oboznik.ru - Либо увольнение, либо выговор: альтернативы нет?
#минобороны#закон#право

В статье рассмотрены некоторые вопросы правового регулирования отношений, складывающихся в процессе обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в частности финансово-правового положения военных учреждений. Вывод содержит положения о необходимости более досконального исследования указанных общественных отношений.

Ключевые слова: федеральные казенные учреждения, финансово-правовой статус, Министерство обороны Российской Федерации, бюджет.

Оборона страны всегда являлась одной из важнейших внешних функций государства. Применительно к реалиям настоящего времени, а так же коренным изменениям, происходящим как на международной арене, так и внутри нашего государства, данное направление приобретает все большую актуальность. Стоит отметить, что на протяжении двух последних десятилетий государство неоднократно реформировало законодательство в отношении организационно-правовых форм военных организаций. С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», нормы которого реформируют систему государственных учреждений посредством создания казенных учреждений, а так же изменения правового положения бюджетных и автономных учреждений. Проведение данной реформы обосновано низкой эффективностью расходования бюджетных средств государственными учреждениями на всех уровнях бюджетной системы.

Главной же целью данной реформы является снижение темпов роста расходов бюджетов. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ на федеральном уровне в казенные учреждения путем изменения типа учреждения переведены управления объединений и соединений, воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты. Надо сказать, что главное отличие между этими видами государственных учреждений – это объем финансирования деятельности из федерального бюджета. От полного – в случае с казенными учреждениями, и далее с уменьшенным объемом – у бюджетного, а затем с еще меньшим – у автономного. Недостающая часть денежных средств у бюджетного и автономного учреждений должна восполняться разрешенной для них деятельностью, приносящей доход.

Следующим шагом реформирования Вооруженных сил РФ стало введение Федеральным законом от 09 апреля 2009 г. № 57-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне"» нормы, в соответствии с которой «управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил РФ могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения (далее – ФБУ)» (п. 1 ст. 11.1). В данной статье Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ вид бюджетных учреждений был заменен на казенные учреждения (далее – ФКУ)1. Переходя к определению правового статуса федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, необходимо отметить, что его элементы в силу некоммерческого характера деятельности содержатся не только на нормах гражданского права, но и отражают нормы иных отраслей права, регулирующих соответствующие правоотношения.

Общая правоспособность ФКУ Минобороны России наступает с момента их государственной регистрации в качестве юридического лица. Учредителем учреждений является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждений осуществляет Минобороны России. Учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник имущества. Целью деятельности данных учреждений является обеспечение реализации полномочий МО РФ посредством оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) выполнения государственных функций. Стоит согласиться с мнением Д.С. Тишкова, что «именно целевая составляющая их деятельности выступает в качестве основного ориентира для установления особенностей правового регулирования их правового статуса».

Полномочия собственника имущества, которое является федеральной собственностью и находится у учреждений на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет МО РФ. Учреждения МО РФ не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Согласно действующему законодательству, учредительными документами государственного казенного учреждения являются: устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Таким образом, общая правоспособность федеральных казенных учреждений МО РФ вытекает из принадлежности данных учреждений как субъектов права к категории некоммерческих юридических лиц. Что касается определения отраслевой правоспособности учреждений МО РФ, необходимо иметь ввиду то, что первостепенное значение в правовом регулировании учреждений МО РФ составляют именно нормы финансового права.

Стоит обратить внимание, что основанием для отграничения специальной финансовой правосубъектности казенных учреждений от специальной финансовой правосубъектности бюджетных и автономных учреждений является, прежде всего, то, что на них распространяется принцип сметнобюджетного финансирования. Казенные учреждения планируют свою деятельность на основе бюджетной сметы, в то время как бюджетные и автономные учреждения – на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, доходы бюджетных и автономных учреждений, составляющие дополнительные источники финансового обеспечения деятельности учреждений, остаются в их распоряжении, т.е. могут использоваться на приобретение дополнительного оборудования, увеличение фонда заработной платы и др., а учредитель не несет за эти учреждения субсидиарную ответственность.

В отличие от них, казенные учреждения собственные дополнительные доходы перечисляют в бюджет учредителя, который, в свою очередь, несет за них субсидиарную ответственность. Переходя к бюджетной правосубъектности надо сказать, что под казенным учреждением Бюджетный кодекс понимает государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Действующие законодательство в области обороны относит реализацию их мероприятий к расходным обязательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» относит к компетенции правительства РФ определение порядка расходования средств федерального бюджета на выполнение Вооруженными Силами РФ задач, не связанных с их предназначением, а так же условия финансово-хозяйственной деятельности организаций ВС РФ . Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МО РФ и реализацию возложенных на него полномочий.

Для учета операций учреждениями Минобороны (в рамках бюджетных полномочий) открываются лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства либо в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Статья 162 Бюджетного кодекса РФ дает нам перечень бюджетных полномочий, которыми обладает получатель бюджетных средств. Подводя итог, следует отметить, что учреждения Минобороны РФ обладают общей, отраслевой финансовой, специальной финансовой правосубъектностью, а так же являются участниками финансовых правоотношений с присущими им особенностями. Признание бюджетного учреждения субъектом финансового права происходит в силу признания его правосубъектности и распространения на него действия финансового законодательства. Тем не менее, на наш взгляд, финансово-правовой статус учреждений Министерства обороны Российской Федерации в достаточной мере не исследован в юридической литературе.

Е.А. Еремина

Другие новости и статьи

« «…Германия будет использовать территорию Финляндии для нападения на СССР…»

Строительство основ социализма в СССР. Индустриализация страны в конце 1920―1930-х гг. »

Запись создана: Воскресенье, 27 Октябрь 2019 в 0:32 и находится в рубриках Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика