Ценностные ориентации и направленность личности у молодежи с разным уровнем социальной активности
Аннотация: В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и направленности личности у студенческой молодежи. Ценностные ориентации личности и ее направленность рассматриваются как мотивационные компоненты социальной активности. Определены особенности сочетания ценностных ориентаций и типов направленности личности в группах молодежи разного пола и с разным уровнем социальной активности. Ключевые слова: ценностные ориентации, направленность личности, социальная активность, направленность социальной активности, студенческая молодежь.
Проблемы формирования, развития и стимулирования социальной активности молодежи остаются актуальным предметом исследований в психологии, социологии и педагогике на протяжении многих лет. Основные тенденции развития молодежного сообщества таковы, что в последние годы отмечается рост понимания молодежью значимости собственной роли в процессе становления и развития общества. Однако, несмотря на постоянное привлечение молодых людей к процессам, протекающим в обществе, социальная активность молодежи остается незначительной, что не соответствует требования современного социума.
В настоящее время актуальной практической потребностью является включение молодежи в жизнедеятельность различных институтов общества на уровне субъекта социальной активности. Особое значение в понимании социальной активности молодежи имеет исследование ее ценностного компонента. Это связано, с одной стороны, с определением ведущих мотивов социальной активности современной молодежи, а, с другой, - с пониманием направленности активности личности, которую определяет система ценностных ориентаций [2]. Таким образом, социальная активность субъекта связана, в большей степени, с его ценностями, которые определяют способы и средства осуществления различных видов социально-значимой деятельности [1]. Студенчество - это самая социально активная часть молодежи, и как социальная группа, она характеризуется особыми условиями жизни, общественным поведением и психологией [3]. В результате исследования, объектом которого выступали студенты московских вузов в возрасте от 18 до 20 лет (молодежные лидеры, члены молодежных общественных объединений и студенческих советов, активисты), была установлена специфика ценностей и направленности личности в группах молодежи с разным уровнем социальной активности [4].
В целом студенческая молодежь имеет следующую систему ценностных ориентаций (ценности представлены по мере увеличения ранга): 1) «быть любимым» и «суметь воплотить себя, свои мечты в жизнь»; 2) «быть здоровым» и «иметь интересную работу»; 3) «быть уверенным в своем будущем» и «целеустремленность»; 4) «жизненная мудрость», «достижение высокого общественного положения», «чтобы тебя понимали», «быть уверенным в себе»; 5) «жить жизнью полной развлечений, удовольствий», «иметь широкий круг общения», «воспитанность, хорошие манеры», «быть хорошим специалистом». Анализ данных исследования с учетом фактора пола позволил выявить статистически значимые различия в системе ценностных ориентаций юношей и девушек. Так, у юношей в большей степени, по сравнению с девушками, представлены ценности «жить жизнью полной удовольствий, развлечений» и «жизненная мудрость». В то время как у девушек в большей степени представлены ценности «быть любимым», «иметь широкий круг общения», «свобода от внутренних противоречий», «суметь воплотить себя, свои мечты в жизнь».
В исследовании определено, что у большинства студентов ведущей направленностью личности является направленность «на себя», на втором месте представлены направленности личности «на объект» и «на сохранение отношений», на третьем месте – «на дело» и «на самореализацию». Кроме того, у юношей чаще определялись направленности личности «на объект» и «на сохранение отношений», а у девушек - «на другого человека», «на группу» и «на самореализацию». Критериями выделения уровня социальной активности выступали: соотношение инициативы и организаторских способностей - высокий уровень (инициативный); соотношение ответственности и деятельности как исполнителя-специалиста - средний уровень (исполнительский); участие в мероприятиях - низкий уровень (допустимый). Исследование показало, что все студенты проявляют активность на допустимом уровне, т.е. регулярно участвуют в предлагаемых мероприятиях. Однако в зависимости от вида мероприятия, часть студентов проявляют себя как координаторы и ответственные за какой-либо объем работы и переходят на исполнительский уровень (65 %). На инициативном уровне активность проявляют лишь 40% студентов, выступая инициаторами деятельности и мероприятий.
Таким образом, инициативность, интерес к деятельности, ее вид, знания, навыки и умения в этом виде деятельности, наличие организаторских способностей выступают факторами, определяющим уровень социальной активности студентов в целом. И юноши, и девушки, в большей степени проявляют социальную активность на исполнительском уровне, однако, юноши, активнее как инициаторы и чаще выступают в роли организаторов различных мероприятий, что отличает их от учащихся старших классов школ, где организаторами чаще становятся девочки. Анализ ценностных ориентаций в группе респондентов, проявляющих социальную активность на инициативном уровне, обнаружил следующую иерархию ценностей. Как наиболее важные, чаще всего указывались ценности «быть здоровым», «суметь воплотить себя, свои мечты в жизнь», «жизненная мудрость». По результатам исследования данная группа молодежи характеризуется достаточно высоким уровнем притязаний и мотивацией достижения, а также особенностями направленности личности. Типы направленности личности представлены в следующей последовательности (по мере убывания средних значений): «на себя», «на сохранение отношений», «на объект», «на самореализацию», «на дело».
Инициативная молодежь в большей степени стремится к расширению сферы своих знаний и возможностей, их правильного приложения к жизни, к жизненному самоопределению и самореализации, к получению опыта межличностного взаимодействия, к повышению уверенности в себе. Она демонстрируют жизненную мудрость, широту знаний и общую культуру, воспитанность, хорошие манеры, терпимость к взглядам и мнениям других людей, умение здраво и логично мыслить – качества, необходимые для успешной самореализации. Кроме того, у данной группы респондентов в большей степени выражена установка на результат деятельности, чем на ее процесс. Анализ ценностных ориентаций в группе респондентов проявляющих социальную активность на исполнительском уровне, обнаружил следующую иерархию ценностей. Как наиболее важные, чаще всего указывались ценности «быть здоровым», «иметь интересную работу» и «быть хорошим специалистом». Эта группа молодежи, также как и первая, по результатам исследования характеризуется высоким уровнем притязаний и мотивацией достижения.
Однако большинство ее представителей в настоящий момент не имеют высокого социального статуса в своей группе, но все они желают его повысить в будущем. При этом они достаточно высоко оценивают и свои шансы в достижении желаемого статуса, и степень трудности его достижения. Типы направленности личности у молодежи, проявляющей активность на исполнительском уровне, представлены в следующей последовательности (по мере убывания средних значений): «на себя», «на самореализацию», «на дело», «на объект», «на позицию».
Эту группу социально активной молодежи, также как и первую, в большей степени характеризует направленность на сохранение гармонии в будущем, на расширение сферы своих возможностей, стремление к реализации своих потенциалов. У этой группы респондентов выражена установка на результат деятельности, также как и у респондентов с высоким уровнем социальной активности. Таким образом, данная группа молодежи проявляет социальную активность в направлении совершенствования своих умений в различных видах деятельности, получения более значимой позиции и высокого статуса в группе, привлекательной карьеры. Их характеризует направленность на сферу своих личных интересов, на жизненную стабильность и уверенность, причем данная тенденция более свойственна девушкам-студенткам. Анализ ценностных ориентаций молодежи, проявляющей социальную активность на допустимом уровне, обнаружил, что студенты чаще всего выбирали ценности «быть здоровым», «быть любимым» и «жить жизнью полной удовольствий, развлечений».
Причем, значимых различий в наиболее выраженных ценностных ориентациях у юношей и девушек данной группы не обнаружено. Типы направленности личности у данной молодежи представлены в следующей последовательности (по мере убывания средних значений): «на себя», «на сохранение отношений», «на другого человека», «на группу». У респондентов данной группы в большей степени выражена установка на процесс деятельности, чем на ее результат, что является их отличительной особенностью. Для молодых людей данной группы высоко значим их статус, потому что он позволяет им интересно и весело проводить время, получать положительные эмоции и организованный досуг. Положительные эмоции молодежь получает от самого процесса участия в различных мероприятиях. Таким образом, по результатам исследования в целом можно сделать вывод, что ведущей направленностью личности у всех студентов является направленность личности «на себя». В группах респондентов, различающихся по полу и по уровню социальной активности, по данному показателю статистически значимых различий не выявлено. Студенческая молодежь демонстрирует также направленность личности «на сохранение отношений», «на объект», «на самореализацию», «на дело», «на позицию», «на другого человека», «на группу», но они имеют меньшую степень выраженности и различаются как у юношей и девушек, так и в группах с разным уровнем социальной активности.
Особенностями направленности личности студентов с активностью на инициативном уровне является сочетание направленности «на себя», «на сохранение отношений» и «на самореализацию», на инициативном уровне - «на себя», «на позицию» и «на дело», а на допустимом уровне - «на себя», «на другого человека» и «на группу». В системе ценностных ориентаций всех студентов первое место занимает ценность «быть здоровым», далее следуют ценности «суметь воплотить себя, свои мечты в жизнь», «быть любимым», «иметь интересную работу», на третьем месте - «жизненная мудрость», «быть хорошим специалистом», «жить жизнью полной удовольствий, развлечений».
Анализ ценностных ориентаций в группах студентов с разным уровнем социальной активности показал значимые соотношения ценностей, объясняющих особенности проявления социальной активности. Так, у студентов с активностью на инициативном уровне выявлено сочетание ценностей «суметь воплотить себя, свои мечты в жизнь» и «жизненная мудрость», у студентов с активностью на исполнительском уровне - «иметь интересную работу» и «быть хорошим специалистом», у студентов с активностью на допустимом уровне - «быть любимым» и «жить жизнью полной удовольствий, развлечений». Настораживает тот факт, что ценности «принимать участие в жизни группы» и «уметь подчинить свои собственные интересы интересам дела» в данной выборке студентов представлены редко. Кроме того, типы направленности личности «на группу» и «на другого человека» представлены только у студентов с допустимым уровнем активности, что указывает на слабость коллективистских принципов, достаточно низкий уровень помогающего поведения и альтруистических тенденций у молодежи. Данный факт нуждается в дальнейшем осмыслении и изучении мотивационно-ценностных оснований активности студенческой молодежи, ее смыслового контекста и групповых детерминант.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Акатов Л.И. Ценностные ориентации и их влияние на жизненные позиции современного студента//Материалы Всероссийской научно- практической конференции «Психологическая помощь учащимся в современном изменяющемся мире» Курск, 18-20 октября 2006 / Под ред. А.С. Чернышева. Курск, 2006. С.110-112
2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 334с.
3. Севрюкова О.И. Динамика ценностных ориентаций студенческих лидеров на протяжении обучения в вузе//Материалы Всероссийской научно- практической конференции «Психологическая помощь учащимся в современном изменяющемся мире» Курск, 18-20 октября 2006 / Под ред. А.С. Чернышева. Курск, 2006. С.140-141 4. Соколова Е.С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. С.197-202.
Балабанова Е.С., к.псих.н., доцент кафедры социальной и этнической психологии, Московский гуманитарный университет
Другие новости и статьи
« Культура и искусство - вечные духовно-нравственные ценности в воспитании молодежи
Стратегии получения персональной пенсии в СССР »
Запись создана: Пятница, 25 Октябрь 2019 в 0:30 и находится в рубриках О патриотизме в России.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика