24 Октябрь 2018

Роль духовности в современном мире

oboznik.ru - Роль духовности в современном мире

В статье рассматривается роль духовности в современном мире. Автором подчеркивается, что тема духовности приобретает особую значимость в контексте осмысления проблем современного мира, его глубокого системного кризиса. В статье доказывается, что выход из духовного кризиса требует трансформации ценностей техногенной цивилизации в ценности общечеловеческого характера.

Ключевые слова: мир, духовность, человек, нравственность, этика.

Структура и содержание духовности

Актуальность темы данной статьи обусловлена необходимостью возрастания роли духовности в современном обществе. Проблема духовности рассматривается нами как проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоление себя в процессе обновления и совершенствования, восхождение личности к своим идеалам, ценностям, как проблема жизнетворчества.

Приоритеты общественного сознания смещаются сегодня в сторону признания высшей ценности гармоничного развития человека и природы, осознания в глобальном масштабе реальных очертаний угрозы утраты человечеством своих сущностно человеческих качеств. Характерной особенностью развития современного социогуманитарного знания является повышенный интерес к изучению феномена духовности, его сущности, истокам и формам проявления, что обусловлено изменениями ценностных ориентиров человека и его бытия в условиях трансформации реального мира. Тема духовности приобретает особую значимость в контексте осмысления проблем современного мира, его глубокого системного кризиса. Кризис в значительной степени вызван утратой гуманистических нравственных ценностей, подчинением морали политико-идеологическим интересам. Становится все более очевидным, что одних только социально-экономических и политико-правовых реформ для его преодоления недостаточно. Необходимо сформировать новое мировоззрение.

см. также: Историческая психология русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Парадоксальность сегодняшней жизни состоит в том, что решение экономических, политических и социальных задач в наших условиях оказывается невозможным без выработки новых идеалов, без великой идеи. Признанным на сегодняшний день является тот факт, что поиск решения всего комплекса современных проблем лежит на пути духовного возрождения человека и общества. Нет сомнения в том, что мораль, этические нормы и ценности будут перманентно расширять и углублять свое воздействие на весь процесс развития человечества.

Его будущее зависит от параллельного роста интеллекта и нравственности каждого человека. В жизнедеятельности каждого из людей должен прекратиться уход от морали в связи с укоренением политики, только тогда мораль начнет восстанавливать свои позиции в качестве фундаментального регулятора общественных отношений.

Рационализм и вера, научный анализ и интуиция, формальная логика и нелинейность мышления – вот те аргументы, которыми современный человек обосновывает право на бессмертие своей жизнедеятельности. Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Помимо религии, сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств (живопись, музыкальное искусство, скульптура, кино, сценическое искусство (балет, опера, драма и.т.д.), а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, церемонии, символы, обычаи, обряды, этикет и др.).

Идея духовности своим истоком имеет мощную интеллектуальную традицию, берущую свое начало в античности. Нравственно-эстетические ценности представлены в работах Платона и Аристотеля; религиозные аспекты духовности отражаются в учениях Ф. Аквинского и А. Блаженного, мотивы гуманизма звучат у М. Монтеня. Рациональное понимание духовности обнаруживается в трудах Г. Гегеля, И. Канта, Б. Спинозы, И. Фихте. Экзистенциальные стороны духовности освещаются в трудах В. Франкла и М. Хайдеггера, антропологическое направление представлено Э. Фроммом и О. Шпенглером.

Русские религиозные философы Н. Бердяев, И. Ильин, В. Соловьев, С. Франк рассматривают истоки и сущность иррационального в духовных процессах. Неотъемлемые для человеческого становления и развития компоненты – это духовность и нравственность, каждый из них имеет свои характеристики. Как известно, именно духовность (то есть интеллект, творческое воображение, сознательная волевая целеустремленность, вера в сверхчувственное идеальное бытие) отличает людей от всех других живых существ на Земле, составляет родовую человеческую сущность.

Поэтому моральность можно рассматривать как главный элемент, как средоточие всей человеческой духовности. Более определенно можно сказать так, что мораль– абсолютно необходимое условие духовности, более того, она – единственное абсолютное условие духовности. На ее роль не может претендовать никакой другой структурный элемент духовности – ни научное познание, ни эстетическое, ни политическое, ни правовое сознание и т.п.

Нравственность – это сущностное качество человека, которое напрямую не зависит от других свойств его сознания. Так, например, Кант, утверждал полную автономию морального сознания. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на определение ее роли в системе общественных отношений. Гегель провозглашает нравственность основой всего общественного развития. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной).

В учении Гегеля выявляется сложное отношение между прогрессом и нравственным совершенствованием. Он проявляет большой либерализм к моральным слабостям в поступательном историческом развитии, показывает «терпимость» даже к имморализму в историческом продвижении человечества. Для него критерий – разумность: есть вместе с тем и нравственное, и что претворяется в историческую действительность, то разумно и нравственно. Он примиряется с объективным развитием, с «объективной необходимостью» человеческого прогресса [1].

Мы стоим перед необходимостью нравственного обновления общества. Нравственность – и предмет преобразования, и орудие преобразования: и цель, и средство к этой цели; и мерило обновления, и обновляющееся мерило; она – способ преобразования, который сам вместе с тем нуждается в преобразовании.

В качестве предмета преобразования и обновления она должна быть развернута в многообразие собственных норм, в стройную их систему, в конкретную целостность, – как у Гегеля. Между тем, нравственность должна быть и орудием обновления, средством преобразования современного человека и мира. Говоря о морали, необходимо подчеркнуть, что она не должна превращаться в морализирование. Баллестрем К.Г. считает, что мораль как сущностное проявление человеческого измерения – это одно, а абстрактное морализирование – нечто совершенно иное [2]. При всей своей научности утилитарный морализм означал по существу переход от объективного идеализма в этике к субъективному, от нравственности к морали (если пользоваться терминологией Гегеля), от историзма Гегеля или Шеллинга к отвлеченному морализму Канта.

В истории этики этот «аксиологический морализм» сыграл неоценимую роль в плане становления самостоятельной этической науки с целью обретения объективной значимости моральных суждений как предпосылки теоретической автономии этики. Новое миропонимание предполагает построение внутри него новой этики. Эту этику называют по-разному: «новая этика» (Г. и М. Мише), «глобальная этика» (Я. Тинберген), «новый международный моральный порядок» (Э. Ласло); многие же предпочитают называть ее экологическая этика (Г. Киефер, Д. Козловский и др.) Экологическая этика была выделена в качестве самостоятельной философской дисциплины в середине 70-х годов, вначале как разновидность прикладной этики, наряду с биологической, медицинской, физической, компьютерной, деловой этикой, профессиональной и т.д.

Однако экологическая этика выделилась из разряда прикладных наук, поднявшись на иной уровень, где задачей стала перестройка морали и питавшей ее метафизики. Основная задача экологической этики состоит в конструировании системы нормативных установок, определяющих отношение, поведение, действия человека, направленные на его естественное окружение. Экологическая этика, как отмечает Б. Колликот, должна ответить на три вопроса: какова природа природы, какова природа человека, каким образом человек должен относиться к природе? [3]. С этой широко поставленной задачей можно согласиться, если учесть, что главным для экологической этики, по мнению Б. Колликота, является последний вопрос, а все они решаются в нравственном ключе. Этика – это «поведенческий код, настроенный эволюционно», считает Э. Янч [4].

В его концепции мораль аккумулирует в себе жизненный опыт такой настройки. Многоуровневость эволюционирующей реальности обуславливает многоуровневость этики, индивид разделяет общую ответственность за общество, за культуру, за природу, за свои собственные творения и т.д. Возникает проблема соединить индивидуальную этику с этикой целостной системы, с общей этикой эволюционного процесса, координируя тем самым деятельность человека с эволюционной динамикой. Контуры этики будущего были очерчены Питиримом Сорокиным. Этот выдающийся социолог пришел к выводам, что бескорыстная созидающая любовь – это сила, которая, если ею пользоваться с умом, способна остановить агрессивные стычки между людьми и группами людей, превратить отношения из враждебных в дружеские. Он считал, что любовь может глобально влиять на международную политику и успокаивать межнациональные конфликты;

бескорыстная и мудрая (адекватная) любовь является жизненной силой [5]. В этих суждениях нельзя не видеть основ, на которых может созидаться этика современного глобализирующегося общества. На формирование экологического гуманизма, понимание природы как высшей общечеловеческой ценности, целенаправленно влияет экологическая идеология, являющаяся аксиологическим компонентом экологической культуры. В основе экологической идеологии должна лежать философии планетарного самосознания, Коллективного Разума, что диктуется глобальностью многих проблем современности, которые обострили противоречия жизни на всех уровнях.

Предотвращение экологической катастрофы и переход в сферуРазума возможны в результате включения природы в значимый мир реальности человека, развития духовности, несущей в себе принципиально новые связи природы и общества на основе равноценности всего живого. Современный кризис духовности является следствием экологического кризиса и совпадает с кризисом цивилизации. Выход из духовного кризиса требует трансформации ценностей техногенной цивилизации, прежде всего касающихся отношений в системе «человек – природа».

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1. – М., 1970.

2. Баллестрем К.Г. Власть и мораль (основная проблема политической этики) // Философские науки. – 1991. – № 8. – С. 84.

3. Колликот Б. Природоохранные ценности и этика // Гуманитарный экологический журнал. – 1999. – Т. 1. – Вып. 3. – С.40-67.

4. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 143-158.

5. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина [Электронный ресурс]. – Казань, 1999. – Режим доступа: www.iventev.narod.ru.

6. Православие.Ru // Интернет-журнал. – 11.112005

Теплякова Ю. О.

Другие новости и статьи

« О феномене американского патриотизма

Таллинский прорыв КБФ (август 1941 г.) »

Запись создана: Среда, 24 Октябрь 2018 в 13:06 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика