4 Сентябрь 2018

Формирование патриотического воспитания у современной молодежи на примере изучения истории и традиций казачества

oboznik.ru - Казаки в истории, в прессе и в реальности

Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Ключевые слова: казаки, служба Отечеству, духовность.

Развитие современного российского общества вызвало необходимость обновления системы патриотического воспитания. В условиях роста национального самосознания, современная наука все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, к традициям казачества, как к средствам воспитания подрастающего поколения. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Его рождение, становление и развитие насчитывает более тысячи лет и немыслимо без истории Руси – России. Многие важные события российской истории происходили при непосредственном участии казаков. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. В ней можно увидеть и традиции, и преданную службу Отечеству, и волю, освященную идеями православия, и первопроходцев, чьими усилиями разрасталась Россия. Президент России В.В. Путин охарактеризовал современное казачество как «уникальный и неотъемлемый пласт нашего общества, пронизанный идеями подлинного патриотизма, традиционных ценностей и самобытной народной культуры»[1, с. 6]. Руководитель страны выразил надежду, что казачество будет активно участвовать в решении правительственных задач социально-экономического плана.

Казаки от подобных проблем никогда «не открещивались» [1, с. 6]. Казаки верно служили Отечеству: начале – по договорам, затем – по присяге и, наконец, в составе Вооруженных сил как их неотъемлемая часть. Неизмерим вклад многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно казаки в числе первых осваивали новые земли, стояли прочным заслоном врагу на дальних окраинах Родины и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы. Молодое поколение, должно хорошо знать свою историю хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы сегодняшнего дня. Многие деятели культуры всегда связывали возрождение своей страны с возраждением казачества. Так, А. Куприн писал: «Пусть мои глаза и не увидят чаемого счастья Родины, но так же, как непоколебимо верую я в гредущее оздоровлениеи обновление Великой России, верю я в будущую неразрывную связь казачества с нею»[2, с. 17]. Граф Л.Н. Толстой высказывал такое мнение: «Казаки создали Россию»[3, с. 3]. История каждого народа уходит своими корнями в глубь веков, и ее начало видится каким-либо заметным, еле уловимым признаком, который, как писал В.О. Ключевский, «надобно искать прежде всего в памяти самого народа. Первое, что запомнил о себе народ, и должно указывать путь к началу его истории»[4, с. 120]. С историей зарождения и становления казачества дело обстоит значительно сложнее, потому что память о нем отложилась в сознании не одного, а многих европейских и азиатских народов. В защите южной границы и в оборонительной политики Русского государства важнейшая роль в XVII в. принадлежала слободским казакам. Таковыми назывались те казаки, которые в 1638 г. ушли из Речи Посполитой с атаманом Яцко Остряниным. Именно в этом году зафиксировано первое поселение черкасов «в степях, лежащих за пределами русской оседлости»[5, с. 112].

Постепенно черкасы стали заселять пустовавшую территорию будущих Харьковской губернии и Острогожского уезда Воронежской губернии, которая представляла в то время дикую степь. Здесь образовались поселения – слободы, отчего эта территория стала называться Слободской Украиной. К 1638 г. образовалось около тысячи слободских поселений[5, с. 121 ] Число переселенцев особенно возросло во время правления Б. Хмельницкого. Слободские хутора в бассейне Верхнего Дона были подчинены власти Московского полка и составляли Слободское казачье войско. Начало военной организации Слободского казачьего войска было положено созданием Острогожского казачьего полка, состоявшего из семи сотен: Астафьева, Иванова, Дубовика, Батуринской, Карабутинской, Буторлинской и Канатовской[6, с. 23]. Население полков делилось на казаков реестровых с обязательной службой и на помощников обязанных помогать им, мещан, крестьян и вольных. Слободские полки с начала были подчинены малороссийским гетманам, но затем освободились от их власти, и до Петра I пользовались самостоятельностью. Отметим, что слободские казаки не участвовали в предательских действиях малороссийских атаманов, за что и получили от Москвы царские «похвалы» и жалованные грамоты, в которых подтверждалось освобождение их от пошлин и оброков, от всяких повинностей кроме военной службы. Слободские казаки пользовались следующими льготами: правом свободного занятия пустых земель, свободой внутреннего казачьего устройства, освобождением выборных казаков отнесения строевой службы, свободой заниматься любыми промыслами, свободной от обложения податями торговли, правом откупа таможен и перевозов[6, с. 24].

Окрепшая и организованная в военном отношении Слободская Украина приняла на себя охрану рубежей Российского государства. Сегодня нет возможности вернуть прошлое, прежний уклад жизни, но необходимо восстановить связь поколений. Движение за возрождение казачества на базе общих социально-экономических, духовно-культурных и других интересов – одна из форм выражения национального самосознания. Необыкновенное сочетание русской вольницы с осознанным желанием служить Отечеству всегда было присуще казачеству.

Поэтому возрождение российской государственности нельзя себе представить без возрождения казачества. Казачество всегда первым подавало пример единства и братства, которое так нам необходимо. Что можно взять в нашу повседневную жизнь современного общества из многовекового опыта казачества? Достаточно многое и, прежде всего, тех кто посвятил свою жизнь службе Отечеству. Ведь, несмотря на репрессии и официальную политику ликвидации казачества, народ не мог забыть своей истории. Память многие годы хранила несправедливо нанесенные обиды, что способствовало сохранению традиций и бережному отношению к прошлому. Сохранился большой культурный пласт в виде народных обычаев, песен, любовного отношения к оружию. Обычаи оказались сильнее принимаемых законов и официальной политики. Казачество сохранило духовность и патриотизм, осознание самобытности своих корней. Казачество помнило себя не только как сословие, но и как неповторимая часть православного русского народа и стремилось сберечь самостоятельный стиль жизни, сложившийся в течении многих столетий. Были сохранены старинные рукописи и книги, иконы старинного письма и др. Казаки издавна были людьми государственными, и на первом месте у них была воинская служба.

С малых лет они посещали казачий круг и впитывали традиции старших, привыкали жить общими заботами. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землей, с сельскохозяйственным инвентарем (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах станицы. И отец, и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на "вы". Но если отец пользовался уважением и любовью всех членов семьи, поскольку он был глава семьи, то мать всегда чтилась в казачьем быту. Вся система воспитания делала казака воином. С 3-х лет мальчика уже сажали на коня, с раннего детства он начинал собирать снаряжение: подковы, «ухнали», сумы, седло. С 10 лет обязательно присутствовал на кругу, с 14 лет ухаживал за жеребенком. С 17 лет казаки из многих станиц собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы. Переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. Тренировки и упражнения шли круглый год. Мысль о делах военных была любимой у многих казаков[7, с.78]. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – далеко в века уходя – все были воины. Служили и старший, и младший брат, и от того создавались традиция службы и уважения к ней. Да, воевать казак умел.

Вряд ли велико преувеличение в рассказе о письме донского казака домой из Русского экспедиционного корпуса во Франции под Верденом: «Родные мои! Во Франции мне делать больше нечего. Все какие тут есть боевые ордена за две недели я получил»[8, с. 433]. А пока не было войны жил казак на своей земле хлеборобом. Вся войсковая земля была разбита на полковые округа, и казак призывался на действительную службу, начиная ее со старослужущими из родного куреня, а часто под опекой старшего брата. Это придавало особую прочность казачьим воинским формированиям, скрепленным клятвой, братством, честью. Не случайно в начале XX в. Германский император Вильгельм II назвал казачество единственным сохранившимся в мире рыцарством [8, с. 438] Казачья вольница была одним из последних проявлением самобытного демократизма. По словам современника первой в Европе организацией, действовавшей на демократических началах являлась Казацкая христианская республика.

Для казачества был традиционным принцип круговой демократии: власть круга над казаком, старшего над младшим, мужчины над женщиной. Веками формировался уклад жизни – общинно-демократический строй. Власть казачьего круга опиралась на обычаи, традиции, «мирской» авторитет, на такие выборные органы, как совет стариков, суд чести. У А.С. Пушкина мы читаем: «Совершенное равенство прав, атаманы и старики избираемые народом, временные исполнители народных постановлений; круги или совещания где каждый казак имел свободный голос и где все общественные дела решены были большинством голосов»[8, с. 433]. Мировоззрение и уклад жизни казачества во многом сформировала христианская мораль, в котором патриотизм не противопоставлялся принципу равенства всех людей и народов. Вера в Бога укрепляла казака на чужбине, в изгнании и в лихую годину. У людей вольных, знавших себе цену и живших интересами христианства, сформировались преданность православной вере и законам Божьим, как бы освещавшим каждое действие казака. Он не приступал к делу не помолившись, будучи уверенным, что ничего не происходит без воли Божьей. По давней традиции каждое заседание круга начиналось и заканчивалось общей молитвой. И казачьи поселения, станицы и полки не существовали без храма, в которых не только велись проповеди, но и распространялось просвещение[9, с.107]. У предков казаков следует учиться бережливому отношению к миру, в котором они обитали. Многое изменилось с тех пор, ушли в прошлое «казачьи обыкновения».

Задача всякого просвещенного человека – помочь возродиться лучшим традициям старших поколений. В этом важная роль принадлежит патриотическому воспитанию. Первые шаги в этом направлении казачеством были сделаны еще в начале 1990-х гг.: состоялся всероссийский поход донских казаков, а также посланцев кубанского, терского и забайкальского казачеств[1, с. 34]. Во время походов по местам боевой славы, в некоторых станицах и городах были сформированы отряды казаков для оказания помощи полиции и поддержания общественного порядка. Министерство обороны присвоило почетные наименования Донского и Кубанского казачества двум мотострелковым полкам сухопутных войск в Северо-Кавказком и Приволжско- Уральском округах, где стали проходить службу молодые казаки [8, с. 389]. Союз казаков на общественных началах готовит допризывную молодежь.

Это были первые шаги возрождающегося казачества. В Курске шестиклассников школы № 16 посвятили в казачата. Казачьи кадетские классы не случайно появились именно в 16-й школе – она расположена в Стрелецкой слободе, где исстари селились служивые люди, стрельцы, казаки [10, с. 8]. Что позволяет надеяться на лучшее будущее нашей Родины? Прежде всего вера и оптимизм, основанные на героической истории русского народа. В памяти нашего и последующих поколений навсегда останутся имена тех, кто посвятил свою жизнь защите и преумножению славы Отечества. И среди них почетное место занимает военное сословие – казачество, завоевывавшее и осваивавшее новые земли, участвовавшее во всех вооруженных конфликтах и воинах, а в мирное время, стоявшее не преступным форпостом на государственной границе.

Литература

1. Изюмов А. И. Союз казаков России 1990–2010. М., 2010.

2. Памятники Отечества. Альманах. № 2. М., 1980.

3. Казачья энциклопедия: концепция: словник / под ред. А.П. Федотова, М., 1996.

4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т.1. Курс русской истории. М., 1987. Ч. 1.

5. Слюсарский А.Г. Социально-экономическое развитие Слобожанщины. Харьков, 1964.

6. Квитка И.И. Записки о слободских полках. Харьков, 1883.

7. Быкадоров И.Ф. История казачества. Т. 1. – Прага, 1930.

8. Плеханов А.М. Казачество на рубежах отечества. М., 2009.

9. Мовчан А.И. Казаки. Быт и традиции. М., 2012.

10. Друг для друга. Курск, № 11. 2016.

Абакумова Е.А.

Другие новости и статьи

« Петр I - великий реформатор («революционер патроне») или безответственный разрушитель Святой Руси («антихрист»)?

Родина, отечество, человечество »

Запись создана: Вторник, 4 Сентябрь 2018 в 6:40 и находится в рубриках О патриотизме в России.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика