Духовность и патриотизм в системе высшего образования



Духовность и патриотизм в системе высшего образования

oboznik.ru - К новому качеству образования

Статья посвящена проблемам воспитания духовности и патриотических качеств в системе высшего образования. Опираясь на труды известных педагогов, психологов, в статье акцентируется: воспитание патриотических качеств – главный стабилизирующий фактор общества, составляющая духовности. Подается толкование понятий «мораль», «нравственность», «духовность», «патриотизм», показывается их влияние на развитие личности.

Ключевые слова: мораль, нравственность, духовное развитие, духовно- нравственное воспитание, патриотизм.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Повседневные «столкновения» человека с проявлениями экономических конфликтов, политические потрясения, конфликты на национальной почве вызывают неопределенность жизненных устоев, приводят к потере положительных идеалов – все это, в конечном итоге, лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность в обществе, способствует разрушению жизненных ориентиров. Главными критериями решения социальных проблем в современном обществе становятся духовно-нравственные ценности общества, патриотизм, любовь к Родине, народу, созидательно-добротворческая деятельность человека. На первый план выходит осознание необходимости патриотизма во всех его проявлениях.

В мире духовно-патриотического воспитания человек пребывает в многообразии социально-этических объектов, событий, ценностей. Уровень духовно-патриотического развития человека и общества, а также умение личности ощущать, понимать патриотизм, жить и творить по его законам выступают показателями прогресса человечества. Каждый человек под патриотизмом и патриотом понимает что-то свое, поэтому прислушаемся к мнению различных авторов и дадим свое определение патриотизму. В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [1,с.52]. Развернутое определение есть в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…» [2,с.46]. В толковом словаре В.И.Даля слово патриот трактуется «как любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» и, следовательно: патриотизм – любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее [3, с.24].

Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 годов. Патриотами тогда называли себя борцы за великое дело, защитники и освободители республики, которые противостоят идеологически и на практике изменникам и предателям Родины, сторонникам уходящего режима – роялистам. В современном толковании патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавший привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств

патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. В условиях, когда духовность становится одной из главных составляющих патриотизма, а, в свою очередь, духовность есть важнейший постулат православия, можно сослаться на высказывание патриарха Алексия II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» - то же самое, что бездомный человек. Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть».

«Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Мы считаем, что сегодня у нас в этом заключается основная задача патриотов: созидание собственной страны» [4]. Короткий экскурс в историю и высказывания авторитета Православной церкви позволяет говорить о том, что основной задачей педагогов является не просто формирование патриотизма у молодежи, а извлечение уроков истории и не допущение ошибок, которые могли бы привести к человеческим жертвам. Во все века люди ценили нравственную воспитанность. В современном обществе меняется характер и содержание обучения и воспитания студентов высших учебных заведений, но цель остается прежней – формирование личности специалиста с твердыми нравственными принципами, умеющего ориентироваться в любой ситуации, обладающего новым экономическим мышлением, способного к непрерывному образованию и развитию. Воспитание в период обучения в вузе – существенный этап социализации личности.

В это время студент в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Для студента, пришедшего в вуз, начинается новая жизнь, полная открытий, трудностей и проблем.

Педагогу необходимо помочь ему освоиться в этом новом для него мире, сделать так, чтобы юношеские годы остались в памяти светлым периодом жизни. Система духовно-нравственного воспитания студенчества ставит перед собой задачу научить молодое поколение следовать в жизни таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, истина, любовь, труд, знания, культура, Родина, Земля (как общий дом человечества), Мир (как покой и согласие между народами), праведное поведение и ненасилие. В словаре русского языка С.Ожегова отмечается, что духовность – это «свойство души», где отдается предпочтение духовным ценностям (наука, культура, религия, искусство и т.д.) над материальными, которые (духовные ценности) обеспечивают интеллектуальное, эстетическое, нравственное развитие личности, соответствующее отношение к окружающему миру, своего рода, родного края, Родины, своего народа, формируют умение ценить и приумножать духовное багатство страны [1, с. 25].

Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, отражает образованность, патриотизм, нормы нравственности и поведения, трудолюбие человека, является ценнейшим качеством и достоинством, формирует человека, имеющего значение в судьбе общества. Нравственность, в свою очередь, являясь своеобразным методом познания мира, приводит в порядок поведение людей с точки зрения доброты и зла. Формируя такие важные для человека нормы поведения, как достоинство, честность, целомудрие, обязанность, совесть, благородность, самоотверженность, нравственность выполняет задачу правильного подхода к миру социальных ценностей.

Ценность личности зависит от ее культуры, истинный смысл которой заключается в развитии благородных качеств характера, общественных и духовных достижений людей. Именно характер позволяет человеческой личности достичь в жизни спокойствия и радости, поэтому одной из главных целей образования является воспитание характера с детства. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по- разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [5, с. 87]. А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».

«Мораль – это важничанье человека перед природой» [6, с.46]. Владимир Иванович Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло» [3, с.18]. У Ожегова мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [1, с. 37]. Не можем не вспомнить и слова В.А.Сухомлинского, который говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения, учить «умению чувствовать человека» [7, с.89].

В современном толковании, к примеру, в кратком словаре по философииГ.Г.Кириленко и Е.В.Шевцова, понятие нравственности приравнено к понятию морали. «Мораль (нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, социальным классом, народом, обществом)» [8, с.78]. Исходя из вышеизложенных теоретических положений, применительно к вузовской практике, можно утверждать, что духовно-нравственное воспитание является составной частью образовательного процесса и одним из видов деятельности, которым занимаются педагоги высшего учебного заведения. Под духовно-нравственным воспитанием в вузе понимают комплекс взаимосвязанных и согласованных по целям, задачам, месту, времени, привлекаемым ресурсам мероприятий по созданию в нем необходимых информационных, социально-правовых, психолого-педагогических, бытовых, культурно-досуговых условий для осуществления и совершенствования образовательного процесса, осуществляемых всеми его субъектами с целью удовлетворения соответствующих потребностей личности, общества и государства.

К системе духовно-нравственного воспитания предъявляют определенные требования, которые определяются задачами, условиями и особенностями образовательного процесса, основными из которых являются: высокий уровень морально-нравственных и психологических качеств сотрудников органов управления и научно-педагогического состава вуза; единство и непрерывность морально-психологического воздействия на студентов и сотрудников вуза; соответствие модели, алгоритма и технологий духовно-нравственного обеспечения требованиям нормативных документов, научно-методических рекомендаций, принятой системе и алгоритму решения задач в вузе; обеспечение высокой оперативности подготовки соответствующих мероприятий и полноты охвата ими контингента студентов и сотрудников. Духовно-нравственное воспитание формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение студента, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Ценность личности зависит от ее культуры, истинный смысл которой заключается в развитии благородных качеств характера, общественных и духовных достижений людей. Оптимизация системы работы вуза по духовно-нравственному воспитанию молодежи способствует утверждению традиционных духовно- нравственных ценностей и межнационального согласия, формированию нравственных отношений в сфере образования, уважения молодежи к труду, ее готовности к профессиональному самоопределению, самостоятельной творческой деятельности и сознательной активности в решении вопросов собственной жизни и жизни социума, развитию его экономического и культурного пространства.

Проводимые мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в вузе позволят в значительной мере снизить социальную напряженность и разобщенность студентов в их ближайшем жизненном окружении, повысит уровень культуры отношений, поможет комплексно решать вопросы профилактики национальной и религиозной нетерпимости, утверждения принципов толерантности, гражданской и социальной солидарности. Устойчивое состояние системы вуза по духовно-нравственному воспитанию предполагает поддержание и развитие у студентов необходимых морально-нравственных и психологических качеств. Создание в вузе информационных, социально-правовых, бытовых, психолого-педагогических, культурно-досуговых условий, способствуют достижению конечной цели духовно-нравственного воспитания студентов.

Литература

1.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. – М., 1978. – Т.2, 3.

2. Педагогический энциклопедический словарь // гл.ред. Б.М.Бим-Бад. – М., 2002.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И.Даль. – М., 1978. – Т.2.

4. Алексий II. Интервью газете «Труд». – 2005. – 3 ноября.

5. Новая философская энциклопедия. – М., 2000. – Т.1.

6. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1993.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. 8. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. – М., 2002.

Жаданова Е.Н.




Другие новости и статьи

« «Грабналог»: крестьянская конспирология эпохи НЭПа

Начало Первой мировой войны. 1914 год »

Запись создана: Четверг, 11 Октябрь 2018 в 14:17 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы