18 Сентябрь 2018

Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания личности

Проблема духовной культуры и ее ценностей сегодня включена в число глобальных проблем современности. Необычайно актуальны проблемы морального развития личности, становления ее нравственной культуры, формирования ценностных ориентаций на основе развития гуманитарного сознания.

Ключевые слова: духовность, нравственность, религиозное и нравственное воспитание, православная педагогика, духовно-нравственные ценности.

В настоящее время одним из наиболее важных моментов современного воспитания является усиленное внимания к исследованиям духовно- нравственного воспитания личности. Разнообразные аспекты вопросов нравственности и духовности личности обозначили значительное количество разнообразных концептуальных идей, сконцентрированных на ее разрешение.

Проблема духовно-нравственного воспитания как одна из главных и неоднозначных, охватывает такие категории: духовность и нравственность, духовное воспитание и духовно-нравственное воспитание, духовно- нравственные ценности и др., и рассматривать этот аспект нужно не только с взглядов педагогики, но и других наук, таких как психология, философия, социология. Обратимся к анализу сущностных характеристик основных понятий исследования. Само понятие духовность, в последнее время, очень часто используется в науках философии, аксиологии, социологии, педагогике и психологии и его можно причислить к числу определенных категорий, научная модальность которого не определена окончательно. Часто употребляемые термины заменяют начальное понятие такими понятиями, как «дух», «разум», «сознание», «душа», «культура» и т.д.

Первые попытки изучения суждений «дух» и «душа» были предприняты еще в античные времена (Аристотель, Платон), но наиболее полно и совершенно проблема духовности рассматривается в трудах выдающихся русских мыслителей серебряного века С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, и П.А. Флоренского. Так, Н.А.Бердяев считал, что невозможно обосновать дефиницию «дух», но можно говорить о его признаках - это доброта, любовь, справедливость, сострадание, творчество, свобода, и др.[1, c.90] В философии сложилось два фундаментальных типа духовности: первый тип – рациональный (Р. Декарт, Г. Гегель, французские материалисты XVIII века), где определяющая категория - это мышление и сознание. Второй тип – иррациональный (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ниццше, Н. Лосский, экзистенцианолисты), определяющая категория – это воля, интуиция, чувства. «Духовность - это сложное, устойчивое психическое образование, проявляющееся в жизнеощущении человека через такие трудно выражаемые внутренние качества, как тонкость, объемность, глубина, сила, противоречивое стремление к свободе и гармонии с окружающим миром и их осознание» [2, c. 152]

Таким образом, философия стремится соотнести рациональный тип и иррациональный тип духовности, обосновывая, что начала духовности исходят из души человека, обусловливая его жизненные цели и ориентиры. Приближения к духовности приносит ориентация личности на высшие ценности. Следовательно, личность может преодолеть дистанцию между духовным и идеальным, и является творцом и носителем духовности [3, c.18]. А.Е.Лихачев, исследуя проблему православной педагогики, рассматривает понятие русской духовности, по его мнению, это: эстетическое отношение к миру, стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброго расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служение Богу, Отечеству, ближним. [4, c. 33-36]

Учитывая разнообразность теоретико-методологических походов к сущности понятия духовность, мы можем выделить основные из них: духовность как свойство сознания; духовность как «предельная возможность» становления личности, основывающей отношения на человеколюбии, стремящейся к ценностям человечества; духовность как стабильное, константное состояние индивида, выражающееся в отношении к окружающему и себе, возвышающее личность к абсолютной ценности. Основой для исследования понятия духовности в трудах русских мыслителей начала XX века это христианское мировоззрение, которое на протяжении многих веков является традиционным для России. В исследованиях отечественных психологов Б.С.Братуся, Л.П. Буева, В.П.Зинченко, В.В.Рыжова, Б.В.Ничипорова, Л.А.Попова, В.И. Слободчикова, В.А.Пономаренко, Т.А.Флоренской, В.Д.Шадрикова и др. заложены основы духовно-нравственной психологии, как особенного подхода к рациональному познанию субъективности человеческого духа в границах его индивидуальности.

Понятия нравственность и духовность начинают употребляться в психолого-педагогической литературе, как равноправные понятия. Философские идеи, положения, мы находим и в педагогической теории. Понятие духовность становится предметом научно-педагогического анализа: А.Г.Андреева, Т.И.Власова, Е Л.М.Федорова, В.И. Максакова, О.Галицких, В.Д. Ширшов, В.А. Черкасов. В данном контексте духовность становится не просто результатом установленных процессов существования человека, а духовность обусловливает базис. Согласно взгляду А.Г. Андреевой, духовность нужно анализировать через взаимосвязь моральных качеств и нравственных ценностей, объединение высших гуманистических качеств личности, реализуемое в неразрывной связи материального и духовного [5, c. 16]

Одна из позиций, выстраиваемая в культурологической парадигме, представлена Н.Е. Щурковой [6, c. 208] под духовной деятельностью она понимает ценностно-ориентирующую деятельность, которая направлена на осмысление человека ценностей окружающего мира. Следовательно, мы выделим понимание духовности: как наивысшей ступени личностного воспитания человека, который строит взаимодействие с другими людьми на законах человеколюбия и стремится к приобщению к духовной культуре и духовным ценностям человечества как ориентирам самореализации. Понятия «нравственный» и «моральный» не включено в толкование слова «духовность» в толковом Словаре русского языка [7, c.157] В словарях и справочной литературе показаны разнообразные варианты определения категории нравственности. Духовность и нравственность действуют в нерушимой сплоченности, целостности и гармоничности. Данные понятия, необходимо рассматривать исключительно в слаженности, согласованности и единстве. «Нравственность - это то, как мы живем и действуем. Смыслы задает духовность, правила и способы действия - нравственность. Основой духовности является дух, а нравственности - душа, душевный мир человека» [8, c.121]

Рассматривая формирование духовно-нравственных качеств в педагогической науке, часто используются понятия «духовное воспитание», «духовное развитие». Характеризуя понятие формирование духовно- нравственных качеств, мы, в первую очередь, анализировали педагогические работы в области воспитания нравственности, духовности, духовной культуры, духовно-нравственных ценностей личности и этической культуры. В современном обществе проблема формирование духовно-нравственных качеств стоит в качестве основной и представляется не достаточно изученной в контексте целей, принципов и особенно использования средств социально- культурной деятельности. Актуализация данной проблемы прослеживается в исследованиях таких ученых, как В.И.Андреев, В.А.Беляева, Ю.П.Вавилов, Г.Н.Волков, И.А.Галицкая, В.И.Додонов, В.Д.Иванов, Т.Е.Конникова, Н.В.Мартишина, Б.Т.Лихачев, И.С. Марьенко, Н.Д.Никандров, Т.В.Певчева, Т.Н.Петракова, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.П.Черных, В.Д.Шадриков, Г.П.Щедровицкий и др. Опыт православной педагогики нам представляется важным для современного социокультурного образования.

В православной педагогике воспитание определяется изначально только как духовное, как содействие личности в познании духовного мира: «Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке» [9, c.426]. Важнейшим положением становится возрождение природы человека, ее иерархичности под влиянием Божественной благодати. Православные педагоги полагают, что воспитание должно быть направлено на сбережение Божественной благодати и увеличение ее даров. В педагогической науке в последние годы активно начали возникать диссертационные работы по воспитательным проблемам, в частности поступили исследования духовно-нравственного воспитания В.А.Беляевой, Т.И.Власовой, Т.А.Кондратюк, С.Г.Макеевой, Т.И.Петраковой, P.M.Салимовой, Э.В.Шевченко и др., исследования современных православных педагогов в данном направлении Е.Л. Чичкановой, И.А. Корабельщиковой А.В. Агеевой,

Е.Шестуна и др., необходимо анализировать через социально-культурную деятельность педагога, направленную на формирование духовно-нравственных качеств в аспекте стремления личности к духовной сущности на законах постижения собственных потребностей, ценностей и личностного самоопределения [10]. По мнению Н.А. Пархоменко, формирование духовно-нравственных качеств необходимо рассматривать как процесс становления личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек, любовь, семья, Родина, труд, мир, свобода, совесть, жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных [11, c.41]. Взаимосвязь с концепциями христианской педагогики в своих трудах показывает А. Д. Ширшов, «формирование духовно-нравственных качеств учащихся предполагает организованную и целеустремленную деятельность учителей, преподавателей, родителей и священнослужителей, направленную на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, а также качеств гражданина, патриота и защитника Родины.

В широком плане формирование духовно-нравственных качеств - это интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, способного соединить знания с верой» [12, c.51] . Таким образом, проведенный теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы дает право нам сформулировать следующие выводы, духовность и нравственность - не равнотождественные, но взаимообусловленные понятия.

Нравственность является основанием духовности, качественными характеристиками, содержанием которой выступают ценности, базирующиеся на знаниях и убеждениях, выступающие в качестве регулятора поведения и определяющие духовно-нравственные качества личности. Проведенный теоретический анализ показал, что в педагогических исследованиях формирование духовно-нравственных качеств определяется как: развитие устойчивой системы ценностей, саморазвитие и самовоспитание личности; милосердие, сострадание, душевность, доброта, честность, отзывчивость, справедливость, искренность, уважения к старшим, порядочность, любовь к Родине, чуткость, толерантность, сопереживание и пр.; изучение культурно-исторического наследия прошлого, национальных традиций, нравственных норм, принятых в обществе и т.п.

Литература

1. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Признаки духа /Н.А.Бердяев //Философия свободного духа. - М., 1994. - 345 с. С. 90

2. Природа и дух: мир философских проблем: Учеб. науч. пособие. В 2-х кн. Кн. 1: Человек в мире и мир человека / Под ред. В.Л. Обухова. - СПб.,1995.- 209 с. С. 152

3. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. – 1456с. С. 18.

4. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность /А.Е.Лихачев // Педагогика. -2001. - №3. - С.33-36.

5. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики: Автореф. дис. …канд. пед. наук /А.Г.Андреева. - М.,1996. - 16 с.

6. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.1998. - 208с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка : около 60000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /С.И.Ожегов. – М.,2006. – 1328 с.С. 157.

8. Безрукова B.C. Священник Алексий Мороз. Образ русской школы /В.С.Безрукова. - СПб. - Сатисъ, 2002. - 92 с. С. 121.

9. Левчук Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы /Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. -М.: «Планета 2000», 2003. - 63 с.С. 426

10. Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно- нравственному развитию учащихся: Дис. … канд. пед. наук /Т.П.Грибоедова. - Томск, 2000.

11. Пархоменко Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: Дис. … канд. пед. наук /Наталья Александровна Пархоменко. – Курск, 2002. – 136с. С.41

12. Сластенин В.А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя /В.А.Сластенин // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. Т.1.- М, 1995.С. 51

Завгородняя Е.Л.

Другие новости и статьи

« Обеспечение горючим частей и соединений Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане

Право граждан, уволенных с военной службы на «смешанную пенсию» »

Запись создана: Вторник, 18 Сентябрь 2018 в 10:36 и находится в рубриках О патриотизме в России.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика