Общечеловеческие ценности как основа духовного развития студентов высших учебных заведений



Общечеловеческие ценности как основа духовного развития студентов высших учебных заведений

oboznik.ru - Призывать студентов в армию?
#ценности#духовность#нравственность

В статье рассматриваются некоторые аспекты духовного развития личности студентов высших учебных заведений, раскрывается роль в этом общепризнанных духовных ценностей, анализируются современные подходы к проблемам духовности, сакральных ценностей, духовной направленности личности. Ключевые слова: духовность, духовное развитие личности, духовные ценности, общечеловеческие ценности, сакральное.

Духовное развитие личности - одна из существенных проблем в социальном преобразовании общества, которая очень часто рассматривается в контексте религиозного воспитания. В связи с этим возникает необходимость глубокого всестороннего анализа современных подходов к проблеме духовности и аргументированный выбор позиции. В современный период необходимость духовного развития личности студентов в высших учебных заведениях становится общепризнанной. Среди многих факторов, которые способствуют созданию условий развития их духовности и влияют на формирование личности, особое значение имеет правильный выбор духовных ценностей. Прежде всего, это фундаментальные, общепризнанные духовные ценности, которые отображают общечеловеческие нормы нравственности, так называемые вечные ценности. На следующем, конкретно-историческом уровне необходим выбор приоритетных духовных ценностей и расстановка акцентов.

На социально- конкретном уровне необходим учет особенностей конкретной образовательной ситуации, которая сложилась под влиянием социально-экономических условий. Ш. А. Амонашвили и В. А. Загвязинский [1, c.15] подчеркивают, что особенно важно при этом по-настоящему видеть, ценить и сохранять вечные человеческие ценности в качестве стратегических ориентиров образования, а также выявлять приоритеты и правильно расставлять акценты в условиях конкретной образовательной ситуации. Психолого-педагогическая составляющая духовного развития личности должна строиться на стремлении к духовности, учитывать внутренние побуждения и тенденции развития личности студентов. Наша система образования, как и культура в целом существенно пострадала вследствие того, что десятилетиями из духовной жизни общества вычеркивался целый культурный пласт, который несли в себе религия и связанные с ней философские течения, произведения искусства, памятники культуры.

Бесспорно, положительной является наметившаяся тенденция повышенного внимания к религиозной культуре, становление нормальных цивилизованных отношений между государством и церковью, реализация права на свободу совести, когда человек может, открыто высказывать свои убеждения, свободно проявлять симпатии к идеалам. Эти процессы положительно влияют на развитие духовной личности. Проблема духовного развития личности как составляющей национальной системы воспитания занимались выдающиеся философы, педагоги – Г. С. Сковорода, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, П. Д. Юркевич и др. К сожалению, современные концепции духовного развития личности строятся без четко определенной методологии, состоят из идей, теорий, взглядов, которые берутся из разных религиозных, философских, исторических источников. Если для марксистской философии определяющей категорией был материализм, который провозглашал детерминизм и прогнозируемую познавательность, то сейчас стало модным говорить о бессознательном, иррациональном, экстрасенсорном. Причем это объединяется понятием “духовность”.

Следует отметить, что смысл понятия духовность точно не определен. Ни в “Словаре русского языка”, ни в “Советском энциклопедическом словаре”, ни в “Философском энциклопедическом словаре” нет определения понятия “ духовность”. Все, что связано с этим понятием, как в философии, так и в обыденности речи выводится из понятия “дух”. Еще большую путаницу вносит раскрытие этого понятия не только в разных смысловых и содержательных контекстах, но и с позиции противоречащих друг другу мировоззренческих установок. Говоря о духовном развитии личности, необходимо учитывать характер системы высшего образования. Но вместе с тем невозможно отбросить традиции системы воспитания, основой которой является православие. Анализируя основы сакральной педагогики, В. И. Ильченко, В. М. Шелюто отмечают, что обращение к ценностным ориентирам, заложенным в православной религии, предполагает ориентацию современной педагогики на незыблемые, вечные, сакральные ценности, разработку качественно новых технологий обучения и воспитания [2].

Сакральное – это многоуровневое понятие. Оно проявляется через конкретное явление, смысл, понятие. И только проявившись на всех уровнях, оно обретает свою целостность. Сакральное знание предполагает развитие высших психических функций человека, развитие его души, стремящейся к обретению духовной истины. В основе сакрализации лежит признание священного или (сакрального) как противоположного светскому, мирскому. Вместе с тем, современная система образования предполагает тенденцию формирования умения правильно мыслить с точки зрения формальной логики и “здравого смысла”. Однако формальная логика является только одним из инструментов познания. В сакральной педагогике на первый план выступают эмоции, творчество, интуиция, порождаемые сердцам, а не рассудком. Система подготовки студентов высших учебных заведений может и должна использовать идеи сакральной педагогики, которые провозглашают необходимость осознания человеком истины, заключающейся в том, что путь к истинному благу – это огромный труд души и жизненный подвиг.

В свою очередь система образования должна способствовать формированию рационального мышления, но и создавать определенные предпосылки усвоения человеком сакральных истин. Как справедливо отмечают В. И. Ильченко, В. М. Шелюто [2, с.120], задача воздействия заключается в том, чтобы определить и показать идеал, к которому человек должен двигаться и помогать ему на некотором жизненном отрезке в этом трудном пути, обязательно сделав его субъектом этого целенаправленного движения. Без личностного идеала истинное воспитание невозможно [4, с.65]. Введение в систему подготовки элементов сакральной педагогики должно способствовать формированию одухотворенной всесторонне развитой личности. Поэтому наряду с пересмотром учебных программ, введением новых историко-философских, культурных учебных предметов необходимо совершенствование непосредственно технологии обучения.

Духовное развитие личности предполагает построение системы его подготовки на основе гуманно-личностного подхода. Заложенные в личность аксиоматические постулаты, составляющие духовно-философское начало, рождают восприятие человека как явления, носителя своей миссии и энергии духа. Строится целостная картина природы, в которой в качестве движущих сил намечается целостность трех стадий: развития, взросления, свободы. Таким образом, возникает необходимость иного раскрытия смысла основных понятий, иного понимания цели образования, сути личности. Приоритеты переносятся на воспитание благородства личности, развитие духовного мира, прекрасного, стремления к добру. Особое внимание необходимо уделять вопросам социализации личности, ее идентификации в контексте национальной культуры, ее духовному становлению и самоопределению с учетом традиции православия. Важной задачей является правильное определение приоритетов, при этом нельзя забывать о культурной основе, которая реализуется в деятельности традиционных и инновационных технологий. Можно использовать и внедрять дидактические средства развития духовности личности: 1) создание учебной

ситуации, когда студентам необходимо осуществить аксиологический выбор; 2) организация самостоятельной творческой познавательной деятельности, которая направлена на усвоение таких понятий, как “добро”, “любовь”, “дружба”, “Родина”, “прекрасное” и т. п.; 3) сравнительный анализ поступков человека, их целей, мотивов; 4) использование системы познавательных задач, которые построены с учетом постепенного углубления духовного развития личности. Анализ структурных компонентов личности, позволяет сделать вывод, что потребности, мотивация, стремления служат психологической основой возникновения личностной системы ценностей и непосредственно зависят он нее. Активность, саморегуляция, воля, являются своеобразными реализаторами ценностной системы в практической деятельности. В зависимости от уровня общечеловеческих ценностей в “ценности для себя” формируется духовная направленность личности.

Анализ философской литературы свидетельствует о наличии трех основных теоретико-методологических подходов к освещению проблемы общечеловеческих ценностей: 1) субъективный подход, который отвергает объективную основу существования общечеловеческих ценностей; 2) авторитарный подход, при котором ценности выводятся из божественной природы (или совокупности реакций, или из “совокупности общественного отношения”), навязываются индивиду окружающей среды извне (религией, марксизмом, бихевиоризмом, рефлексологией, реактологией и т. п.); 3) объективный подход к этике, которая признает и объединяет две основы существования общечеловеческих ценностей: рационалистическую, (мировой Дух, который определяет и формирует духовную природу человека и систему ценностей) и естественнонаучную (система ценностей формируется, исходя из биологической, социальной, национальной природы человека). Именно этот подход является достаточно плодотворным для решения проблемы общечеловеческих ценностей в плоскости объективной гуманистической этики, психологии и педагогики.

Поскольку духовные ценности в конечном итоге адресованы личности, их систематизация предусматривает познание объективных законов ее бытия (не только объективируемых форм ее деятельности в виде общественных структур, но и форм ее существования в относительной независимости от конкретно-исторических форм общества). Таким образом, анализ основных философских походов к проблеме свидетельствует, что, во-первых, ценностные системы человечества складывались и трансформировались в процессе исторического развития общества; во-вторых, их значимость не ограничивалась хронологическими рамками любой социальной общности; в-третьих, в процессе исторического развития сформировалась система общечеловеческих ценностей, которая стала приоритетной в современную эпоху; в-четвертых, общечеловеческие ценности становятся частью психологической структуры личности как индивидуальные ценности и выступают в качестве связи между культурой общества и духовным миром личности. Общечеловеческие ценности – это существенная составляющая духовной культуры человечества, совокупность общих и общезначимых нравственно-эстетических идеалов, которая отображает отношение человека к тем или другим свойствам объективной, предметной или субъективной идеальной реальности.

Они сформировались в процессе активной субъект-объектной деятельности людей на основе потребностей, мотивов, интересов, культурно-исторического и нравственного опыта человека [3]. Это, прежде всего домашний очаг, семья, родная окружающая среда, город или село, где прошло детство, Родина, дух поколения, любовь человека к своему народу. В перечень семейных, региональных, национальных, общечеловеческих ценностей включается также представления о чести, достоинстве, благородстве, искренности, толерантности, христианской морали, религиозных ценностях других цивилизаций.

Перечень представлений об общечеловеческих ценностях можно дополнить представлениями о государстве, мире, свободе, мужестве, патриотизме, демократии, мудрости, мастерстве, искусстве и т.д. Именно эти ценности составляют воспитательный идеал, отражаются в обычаях, традициях, искусстве. Идеал формируется на протяжении веков и по традиции переходит от старших поколений к младшим, которые его дополняют и совершенствуют. Выше перечисленные ценности являются фундаментом целеустремленности личности. При проектировании образовательного процесса в высших учебных заведениях возникает вопрос о выборе модели развития учащихся. Здесь можно говорить об интеллектуальном развитии студентов, развитии их эмоционально- чувственной сферы, воображения, творческих способностей, развитии мышления, профессиональных умений и навыков. Общий интеллект и разнообразные способности личности студентов следует развивать, включать в профессиональную деятельность, заботясь об их самоопределении. Однако главным является духовное развитие личности, которое, прежде всего, основано на любви.

Литература

1. Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. П. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000. - №2. – С. 11 – 16.

2. Ильченко В. И., Шелюто В. М. Кризис современного мировоззрения и проблема сакрального. – Луганск, 2000. – 124 с.

3. Климова О. А. Духовное развитие будущих учителей в процессе обучения // Вісн. Луган. держ. пед. ун-ту імені Тараса Шевченка. – 2002. – № 8 (52). – С. 111 – 118. 4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11т. – М., 1948. – Т. 2.

Климова О. А.



Другие новости и статьи

« Современный взгляд на сущность и содержание войны

Корпоративная культура вуза как компонент духовно-нравственного воспитания студентов »

Запись создана: Воскресенье, 14 Апрель 2019 в 1:00 и находится в рубриках О патриотизме в России.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы