Роль искусства в духовно-нравственном формировании личности


9 декабря - день героев О

Роль искусства в духовно-нравственном формировании личности

oboznik.ru - Гениальные самоучки в русской музыкальной классике:  А.П. Бородин и М.П. Мусоргский

Анализируется роль искусства в формировании духовно-нравственного освоения мира человеком. Подчеркивается, что искусство, опираясь как на этические, так и эстетические составляющие фиксирует духовные ассоциации, включая оценочный фактор, и поэтому продукт духовной деятельности не отчуждается индивидом, а присваивается им, оказывая воздействие на его психику.

Ключевые слова: искусство, творчество, сущность человека, духовная культура, самовоспитание, эстетические представления

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой заключается в отображении действительности с помощью художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и уродливые, трагические и комические.

В процессе художественного творчества эстетические представления у людей, занимающихся искусством, имеют свойство закрепляться, то есть «овеществляться» различными материальными средствами, выступая произведениями искусства. Искусство, в отличие от всех других видов деятельности, представляет собой выражение внутренней сущности человека в ее целостности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-то одну свою сторону, а не всего себя целиком. В искусстве человек абсолютно свободен и его деятельность носит креативный творческий характер, творя особый мир, мир в котором полновластно торжествует творец. Говоря об искусстве, следует отметить, что искусство является как составной частью духовной культуры человечества, так и специфической формой практически-духовного освоения мира, в форме художественно- образного воспроизведение действительности. В основе искусства лежит эстетическое отражение и эстетические категории.

Так, исследуя своеобразие эстетического, Д. Лукач отмечает, что категории эстетического во все времена, не зависимо от того, какой вид искусства выходил на первый план, выражали самые живые, самые глубокие важные элементы социальной жизни и культуры. Будучи своеобразным «нервом» человеческого общества, эстетическое, по мнению Лукача, требует для своего «нормального» функционирования соответствующих «нормальных» условий в социально-экономической и политической сферах, а также нормального взаимодействия с нравственностью и другими сферами человеческой жизнедеятельности [1, с.56]. Искусство дает возможность человеку самовоспитаться и культивировать свою душу углубляясь в нее. Искусство является одной из тех чувственных сфер жизни, в которых поворот к духовному принимает реальную форму.

Произведения искусства оказывают непосредственное влияние на душу человека, представляя собой духовную пищу. Цель искусства служить развитию и совершенствованию человеческой души. В творчестве находит проявление духовность, по средствам обращения вглубь человеческой сущности, в осмыслении своей внутренней составляющей, в своей диалектической взаимосвязи с реальностью. Благодаря искусству, и об этом говорили еще древние греки, проявляется возможность формирования эмоциональной отзывчивости и, осознавая свои эмоциональные переживания, человек способен понять эмоции других.

По мнению Аристотеля, через искусство возникает то, формы его находятся в душе. Искусство, как отмечает древнегреческий мыслитель, частью завершает то, чего природа не в состоянии сделать, частью подражает ей [2, 33]. Формы искусства — это подражания (мимесис) формам бытия как естественным, так и искусственным, это подражание тому, что происходит в реальной жизни. Большой воспитательной силой как полагал Аристотель обладает трагедия, которая посредством сострадания и страха очищает страсти. Сострадание должно быть вызвано к герою, который страдает незаслуженно, а перелом в его судьбе должен осуществляться от счастья к несчастью, при этом причиной этого должна быть не порочность человека, а «большая ошибка». И только такое действие, с позиции Аристотеля, может вызвать в душах зрителя и страх (трепет) — путем отождествления себя с трагическим героем, и сострадание. Поэт в трагедии доставляет зрителям удовольствие — «удовольствие от сострадания и страха через подражание им», что было названо Аристотелем как очищение — катарсис [2, 89]. Через художественные образы, таким образом, искусство учит нас видеть мир глазами творца, и этот мир кажется нам совершенно иным, ему присущи иные ощущения, иные представления и совершенно иное понимание. Искусство способно сформировать некий общий опыт, которым можно поделиться, способно утверждать чувство единства и сплоченности всего человечества на общем фундаменте, дает возможность поверить в существование истинности, которая сохраняется и передается в непрерывном процессе преемственности. Искусство способно пробудить самое затаенное, то, что спрятано в глубине души человека.

Благодаря искусству человек получает возможность открыть в себе то, что он чувствует, раскрывая самого себя. Только искусству подвластно разбудить те чувства, с помощью которых человек способен не только воспринять по-новому мир, но и заставить себя думать по-новому. Как точно и метко отмечает Д.Т. Маркова, искусство воспитывает нашу чувствительность, сохраняет и освежает потускневшие воспоминания. Открыв от действительности являет собой иной способ проникнуть в нее, объять с помощью иных точек зрения, иных измерений ее сущности и таким образом раскрыть их глубину, способствуя раскрытию и пониманию самих себя. В большей степени искусство состоит в способности настроить определенным образом свое сознание, чтобы наблюдать, видеть, чувствовать[3]. Искусство призвано выполнять различные функции.

Среди самых разнообразных функций искусства следует отметить: познавательную (являясь средством образования и просвещения людей, искусство существенно пополняет знания человека о мире); мировоззренческую (в художественной форме выражает определенные чувства и представления); воспитательную (влияя на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться обобщенным и осмысленным опытом); эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало человека); коммуникативную (передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали)); прогностическую (произведения искусства часто обладают элементами предвидения); компенсаторную (влияя на психику человека, позволяют ему выжить в самых трудных условиях); гедонистическую (доставляет людям удовольствие). Искусство выполняет также очень значимую функцию, участвуя в социализации личности.

Оно осуществляет знакомство человека с системой моральных и эстетических ценностей, актуальных для общества, раскрывает модели поведения и рефлективные позиции, вводит человека в уже существующий обобщенный реальный социальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственно сконструированный опыт, выстроенный на основе мысленных образов и коллизий. К этому следует добавить средоорганизующую функцию искусства, связанную с проектированием эстетически организованной среды обитания человека, насыщенной образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Все это делает искусство одним из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества. Искусство способно как бы «удваивать» реальную жизнедеятельность человека, быть ее мысленным продолжением и дополнением и, тем самым, способствовать расширению жизненного опыта личности, позволяя человеку «прожить» много иллюзорных «жизней» в искусственно созданных «мирах». В целом роль искусства призвана в качестве важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека, в рамках его взаимодействия с окружающим миром выступать средством накопления и усвоения этого познания, являясь способом порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.

Современное искусство выступает художественной программой изменяющегося мира — мира, в котором социальные трансформации взаимосвязаны с внедрением продвинутых технологий, ускоряющихся процессов урбанизации, все более набирающей силу массовой культурой, непосредственно влияющей на стиль и образ жизни современного человека. Искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависящий от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видение мироздания, современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира. Именно в области искусства апробируются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социальной активности в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальную реальность. Характерной особенностью современного искусства является то, что оно буквально пронизывает и растворяется в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, формируя его взгляды на политику, экономику, этническую или расовую принадлежность, на права человека, на войну, мир, семейные отношения и эстетические приоритеты [4, с.12].

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира. Воспринимая произведения искусства, человек испытывает наслаждение, погружаясь в созерцание, что приводит к релаксации и дает время подумать о вещах, которые казалось бы не приносят практической пользы, но приносят пользу, прежде всего душе человека. Под воздействием искусства люди меняются, они уже не те, какими были до момента восприятия, они умножили свои чувства сопереживанием. Меняя внутреннюю жизнь, человек испытывает вдохновение, расширяется и углубляется чувственная сущность самой человеческой природы и он формируется как духовно-нравственная личность.

Литература

1 Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х томах / Д. Лукач // Перевод А.Ю. Айхенвальд, М.А. Журинская, А.Г. Левинтон, Е.Э Разлогова. Т.1.— М.: Прогресс, 1985. — 290 с.

2 Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель // Пер. В. Г. Аппельрота и комм. Ф. А. Петровского. — Памятники мировой эстетической и критической мысли. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 183 с.

3 Маркова Д. Т. Обучение изобразительному искусству и проблема духовности // Система ценностей современного общества . 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 07.04.2016).

4 Ткач Е.Г. Постмодерное общество: место и роль искусства: автореф. Диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: специальность 09.00.11 — «Социальная философия» / Е.Г. Ткач. — Москва, 2005. — 19 с.

Мороз Н.А. Сандыга О.И



Другие новости и статьи

« Александр Невский (1220 г. или 1221-1263 гг.)

Русский человек, русский характер, русский народ »

Запись создана: Среда, 19 Сентябрь 2018 в 7:59 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы