Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

Духовность и нравственность в традиционной культуре
oboznik.ru - Система нравственного воспитания В.А. Сухомлинского

В статье рассматривается традиционная культура как носитель духовно-нравственных ценностей, на примере масленицы анализируются традиционные праздники как важные аспекты существования традиционной культуры. Исследуется влияние традиции на духовно-нравственные ценности современного человека.

Ключевые слова: традиционная культура, традиции, этнос, масленица ментальность.

В современном переменчивом мире происходит стремительный процесс глобализации. В глобализованной цивилизации стирается барьер между культурами, и возникает тенденция появления новой культуры, получившей название мультикультурализма. Данный тип культуры включает в себя синтез двух или более культур, которые превращаются в единую, тем самым уничтожаются народные традиции как отжившие, не встраивающиеся в новую культуру. В свою очередь, мультикультурализм - это движущий процесс массовой культуры, и в этом – его положительный аспект.

Одной из важнейших отрицательных черт данного процесса, является потеря этносом своей идентичности и появление новых систем ценностей, не присущих этому этносу. В таких условиях происходят изменения в духовно-нравственной жизни людей, которые зачастую оказывают неблагоприятное воздействия в развитие не только молодежи, но и всего народа, для которого данные духовные и нравственные ценности носят отрицательный характер. Иногда, в данном типе организации культуры, духовно-нравственные ценности отходят на второй план, замещаясь материальными потребностями, диктуемыми обществом. Таким образом, происходит деградация духовного мира человека, следствием чего является потеря духовно-нравственных ценностей. В свою очередь, под давлением массовой культуры традиционная культура выступает как важное звено не только в сохранении исторической памяти и идентичности человека, но и является источником нравственной и духовной жизни народа.

Важной функцией традиционной культуры является то, что она способна транслировать зародившиеся в ней этические принципы посредством традиций от поколения к поколению, тем самым определяя себя как память народа. Целью данной статьи является анализ традиционной культуры как источника духовно-нравственных ценностей народа. Исследователями традиционной культуры являются отечественные ученые, такие как М.М. Бахтин, B.Е. Гусев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.А. Некрасова, Б.Н. Путилов, В.Н.Топоров, М.Б. Туровский, К.В. Чистов и другие. В.Е. Давидович, Г.И.Зверева, М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, Л.З. Немировская, Ю.Н. Солонин, Э.В. Соколов, А.А. Аронова, Ф.И. Буслаева, В.В. Бычкова, А.Н. Веселовского, И.В. Кондакова, М.С.Корелина, C.В. Лёзова, А.В. Михайлова, Г.С. Померанца и другие, которые занимались исследованием традиционной культуры и духовно-нравственных ценностей.

В традиционной культуре огромную роль играют такие понятия как традиция и ритуал. В свою очередь, «традиция (от лат. traditio передача)- передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь»[8]. То есть, традиция - это передача информации, которая по форме является ценностной категорией бытия человека. В понимании традиции следует отметить понятие ритуала, который является закрепляющим действием какой либо традиции. Таким образом, традиционная культура - это тот тип культуры, в основе которого лежат народные традиции, зародившиеся в определенный период у определенного этноса. Другими словами, традиционная культура является синонимом народной культуры. Однако, для понимания традиционной культуры следует обратиться к истокам ее зарождения. В данном вопросе следует обратиться к философской мысли Шпенглера: «Она (культура – Н. Н.) расцветает на почве строго очищенного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полный цикл своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова вернулась в прадушевную стихию »[4, с. 264].

Согласно Шпенглеру, культура развивается только в природе, и природа дает начало развитию культуры. Культура - это прообраз второй природы, видоизмененной при помощи субъективной мысли человека. Но одной из проблем в концепции Шпенглера является то, что культура смертна, данное же представление не отвечает современному пониманию традиционной культуры. Обратимся к другому мыслителю ХХ века П.А. Сорокину, который критикует Шпенглера за то, что культура способна погибнуть под влиянием цивилизации. Ученый приводит следующие аргументы: «Тщательное изучение ситуации показывает, что настоящий кризис представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым последует новая интеграция, столь же достойная внимания, каковой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета.

Точно так же как замена одного образа жизни человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации» [2, с.432]. В данном случае Сорокин утверждает, что культура в период кризисных ситуаций цивилизации не погибает, а интегрируется в цивилизацию , модернизируя себя. На основании синтеза мнений ученых о том, что культура вырастает из природы, и что она вечна, мы можем проанализировать формирование традиционной культуры на примере истории отечества. Рассмотрим формирование традиционной культуры у восточных славян.

В названный исторический период традиционная культура развивалась, приспосабливаясь к определенному типу цивилизации. Подтвердить мысль о том, что традиционная культура не подвержена гибели, а способна к модернизации, можно на примере некоторых празднований, связанных с природой и традициями. Такими праздниками являются Масленица, символизирующая приход весны, Троица как православный праздник, имеющий символичную форму празднования наступления лета, Ивана Купала как начала самых жарких дней лета. Данные праздники связаны с природой, в течение исторического периода своего развития, они прошли определенные видоизменения, но сохранили свою символическую суть.

Эти праздники в современной культурологии называются обрядово-календарными праздниками, синтезировавшими природное и культурное начала, дошедшие до нашего времени благодаря сохранившимся традициям. Рассмотрим эволюцию традиций на примере праздника Масленицы. Обратиться к такому писателю и ученому XIX века как М. Забылин. В своей книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» М. Забылин пишет: «В этом последнем зимнем празднике оканчивающим зиму, видны смесь стихии языческих и христианских обычаев старого и нового»[1, с.47]. В данном смысле Масленица - это синтез двух культур, праздник, связанный с природой в языческой культуре, и продолжающий свое существование после крещения Руси.

Следует отметить, что принятие христианства и изменение концепции дальнейшего развития цивилизации не привело к гибели традиционной культуры, а приспособило, модернизировало ее. По утверждению М. Забылина, данный праздник существовал на протяжении всей истории отечества: «В Москве до конца XVIII катание производились на Москве реке… При Петере Великом масленичные потехи помещались близь красных ворот» [1, с.37]. Таким образом, праздник масленицы как традиционный праздник славян существовал в самые давние периоды нашей истории. Цивилизационные изменения не привели к исчезновению данного праздника, а модернизировали его в соответствии с новым цивилизационным устройством общества. Это убедительно доказывает, что традиционная культура бессмертна.

Она может погибнуть только тогда, когда погибнет носитель данной культуры, которым является народ. Таким образом, традиционная культура будет существовать, пока существует народ. Важной особенностью традиционной культуры и ее праздников является то, что она формирует ментальность общества. Обратимся к интернет Словарю Академик «Ментальность (лат. mens – ум, образ мыслей, склад ума) мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы»[9.]. Итак, ментальность - это то, что определяет народ как социальную и родовую общность, его нравственные и духовные ценности. Точно так же, как родители воспитывают в ребенке личность, традиционная культура, как культура общества, влияет на человека, формирует его идентичность с обществом и самоидентичность, опеделяет шкалу духовно-нравственных ценностей. Таким образом, традиционная культура – это такой тип культуры, который синтезирует в себе человеческое и природное начала.

В традиционной культуре народ создает свою субъективную, неповторимую вторую природу, являющуюся истоком народной культуры. Традиционная культура бессмертна и может погибнуть только в результате гибели последнего представителя данной культуры. В традиционной культуре синтезируется мудрость поколений, хранящаяся в фольклорных праздниках, обрядах, литературе. Она является прародительницей и учителем народа, который выступает как ее создатель. Это дает нам основания утверждать, что традиционная культура, в современном меняющемся мире, является островком духовной стабильности этноса. Именно она способствует развитию такой его характеристики как идентичность, заключающаяся в понимании народом самого себя, своего менталитета, ценностей.

Традиционная культура является средоточием духовно-нравственных ценностей и идеалов народа. Одним из продуктивнейших способов возрождения духовно- нравственного воспитания является обращение к народному наследию: обрядам, традициям, истории нашего государства. Именно в этом наследии заключена народная жизненная мудрость, которая воспитывает, вдохновляет, обогащает. Современные тенденции развития общества приводят к тому, что традиционная культура отходит на второй план, утрачивая свою народную основу. Это, в свою очередь, приводит к утрате самобытности народа, потери его идентичности. Тем самым, народные ценности, как ценности традиционной культуры, заменяются лжеценностями, в которых преобладает сугубо материальное начало, духовное же отходит, в лучшем случае, на второй план, в худшем – в небытие.

Литература

1. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия Оригинальное название: Русскiй народъ, его обычаи, обряды, преданiя, суевѣрiя и поэзiя. Забылин М Издание книгопродавца М. Березина: М.1880 - 622 с.

2.Сорокин П. А.Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. Сорокин П.А — М.· Политиздат, 1992. — 543 с.

3.Теоретическая культурология. Ахутин А.В., Визгин В.П., Воронин А.А. и др. — М.: Академический Проект; РИК, 2005. — 624 с.

4.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.1.Гештальт и действительность/Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. /Шпенглер О. —М.: Мысль,1998. —663с.

7.http://tradicii.com/narodnye-prazdniki-rossii-kak-mnogo-prazdnikovkhoroshikh.html 8.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1236/%D0%A2%D0%A0%D0%90% D0%94%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%AF 9.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1911/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82

Новак Н.И.

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , ,

Запись создана: Вторник, 7 Март 2017 в 18:03 и находится в рубриках О патриотизме в России. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.