Менталитет как фактор формирования личности
Представлена научная проблема, отражающая духовную составляющую человека и общества. Менталитет – явление с характерной сущностью, реально сказывающийся на формировании личности человека, что важно учитывать в условиях нестабильности современной жизни.
Ключевые слова: менталитет, ментальность, духовность, личность, нация, народ, страна, общество.
Менталитет – духовное явление. При анализе любого явления необходима его понятийная оценка. Не является исключением и «менталитет». Правда здесь существует определённая тонкость: раскрывая понятие «менталитет», необходимо определить и суть «ментальности». Дело в том, что эти понятия в теоретических источниках зачастую тесно смыкаются, вызывая смысловую некорректность, так как методологических наработок в этом плане нет. Присутствуют разные подходы, разобщённые ракурсы, отдельные взгляды, но нет единой научной позиции.
С одной стороны, это понятно, так как сохраняется научный интерес, позволяющий исследователям сохранять индивидуальность, что в конечном итоге приведёт достижение истины; с другой, это означает, что в области гуманитарного знания ещё не найдена, не понята та закономерность, которая лежит в основе сущности, о которой ведётся речь. Автором в процессе подготовки статьи проанализирован спектр теоретических подходов относительно дефиниций менталитета и ментальности и представлена собственная позиция.
В ряде работ [1] менталитет и ментальность рассматриваются как наиболее общие понятия, синтезирующие содержание смежных терминов, таких как «национальный характер», «душа народа», «душевный склад» в единую теоретическую композицию. Они представляются как активно действующее онтологическое ядро сознания народа, система национально- культурных архетипов, проявляющихся в социокультурных смыслах и стереотипах. Эти категории представляются как отражение в мысли универсальных законов объективного мира, всеобщих форм бытия, всеобщих сторон и связей общественной действительности.
Менталитет и ментальность представляются также как общий тип поведения, свойственный индивиду и представляемый определённой социальной группой, в котором выражено их понимание мира в целом и их собственного места в нём. Менталитет, в отмеченных работах, предполагает сложную внутреннюю структуру, включающую определённый набор компонентов: систему значений – актуальные для данного типа мышления идеи; ценности; типичные интеллектуальные и аффектные реакции; способы рационального и эмоционального освоения мира; коды культуры; формы принятого и отвергаемого поведения – поведенческие установки, стереотипы, ожидания; социальные представления; габитус – систему предрасположенностей к усвоению определённой культуры. По мнению ряда специалистов, менталитет имеет иерархическую структуру, элементы которой различаются по возрасту, происхождению, ментальности. Наиболее глубинным ментальным уровнем, обладающим «инвариантным ядром значения», являются универсальные для человека архетипы. На менее глубинном уровне находятся ментальные групповые образования, которые состоят как из унаследованных моделей восприятия и понимания, так и культурных моделей, являющихся продуктом современной действительности.
К числу структурообразующих категорий менталитета также относят национальную идентификацию, ментальный тип понимания пространства и времени, национальный характер, национальную идею, религиозный опыт, идеологию, элементы обыденного и научного сознания, пласты мифологического сознания и коллективного бессознательного. Основой менталитета и ментальности представляются – социальность, историчность, самоидентификация, многослойность и полифоничность. В целом в понятие менталитета и ментальности включены духовные образования, имеющие соционациональное происхождение. Однако в этом многообразии смыслов, значений, культурных универсалий и т.п., способных, по мнению авторов анализируемых работ, дать предметное понятие менталитету и ментальности, эта предметность оказывается размытой, глубинные связи и отношения не выявлены. По мысли автора, менталитет и ментальность – базовые понятия в системе научных терминов, относящихся к духовной культуре страны, народа, нации. Духовные особенности, присущие им, заключены в менталитете и конкретизированы в ментальности.
Культура нации возникла исторично в социальном времени и пространстве посредством различных форм и видов деятельности. Создавая в течение столетий систему культурных ценностей по сферам жизни общества – системообразующим институтам общественной жизни – в экономике и экологии, управлении и педагогике, науке и искусстве, физической культуре и медицине, обороне и общественной безопасности, общество определяло некий духовный стержень, закрепляя свою внутреннюю духовную связь. Формировался духовный облик страны, возникало общественное сознание нации, отражающее всё многообразие форм его бытия. На основе общественного сознания, естественных норм, принципов, территориальных традиций, народной культуры складывался менталитет нации, включающий всё то духовно ценностное, что создавалось веками. Параллельно формировалась личность индивида, в чертах которого ментально закреплялись присущие нации актуальные и потенциальные жизненные правила, включающие честность, патриотизм, достоинство, человечность, мораль и т.п.
Россия за свою многовековую историю, как и многие другие нации, пережила немало сложных эпох, на которые приходились набеги и войны, конфликты и катаклизмы, что приводило к социальным, территориальным, духовным изменениям, нашедшим своё отражение в менталитете нации, а, значит, и в структуре личности россиянина: его психике, сознании, индивидуальной культуре, деятельности. При этом важно подчеркнуть, что российский менталитет, складываясь культурно-исторически, впитал в себя всё то ценностное, что было присуще нации с её самобытностью, традициями, культурой. Менталитет отражал дух и душу нации через её собственное бытие, закреплённое в культуре. Менталитет – мера духовных ценностей нации. При таком понимании менталитета становится очевидна его роль в формировании качеств личности, её становлении как целостной, всесторонне развитой, гармоничной. Духовное – это то, что порождено сознанием индивида и общества. Пройдя через сознание субъекта деятельности в качестве идеи, проблемы, гипотезы, концепции, теории эта духовность трансформируется в практику, материализуясь в конкретном продукте: книге, художественном полотне, кинокартине, автомобиле, самолёте, космическом корабле или ином артефакте. Эта онтологическая данность связана именно с человеком разумным, деятельным, являет понимание сущности духовных ценностей нации, включающих материальное выражение, отражающее её культуру. При этом надо иметь в виду один весьма важный философский аспект: материальное и духовное в обществе являют противоречивое единство многообразных форм его бытия. Формирование личности с учётом ментальных факторов процесс диалектичный и потому не сводится лишь к менталитету.
Менталитет, присущий нации, «срабатывает» на подсознательном уровне в процессе формирования качеств личности в среде её жизни и деятельности. Однако необходимо помнить, что в общественном бытии бывают дискретные моменты: возможен некий разрыв в пространстве и во времени, когда тот или иной исторический период как бы выпадает из присущей нации социальной поступи по объективным или субъективным, внешним или внутренним причинам, например, развязанная война, диктатура хунты, «майданная» демократизация или «бездумная» перестройка. В эти моменты истории нация, с её сложившимся менталитетом, на какое-то время испытывает духовные трудности, поэтому может формироваться неадекватный тип личности с искривлённым сознанием и, соответствующим этому искривлению, качеством. Теперь, некоторые суждения по поводу ментальности. Ментальность – это особенное в менталитете. Если менталитет присущ нации и исторически формируется вместе с её культурой, то ментальность проявляется в конкретных социальных и национальных структурах общества. Ментальность – выразитель духовных ценностей социо- и нациокультурных структур общества. Становление ментальности тоже имеет исторические корни, которые применительно к России весьма многообразны. Это относится к её огромной территории, на которой проживают более 100 этносов, каждый из которых имеет свою ментальность, то есть духовную особенность. Кроме того, социальная структура российского общества, также весьма многообразна и духовно красноречива.
В каждом из социальных слоёв общества существуют свои духовные особенности, которые отражаются в его ментальности: ментальность элиты, ментальность среднего класса, ментальность маргиналов и т.п. Однако необходимо иметь в виду одну весьма важную деталь: менталитет нации не является механической суммой ментальностей её этносов и социальных слоёв, он отражает духовные ценности, традиции, культуру нации в целом. Ментальность же несёт в себе черты конкретного этноса или социального слоя, причём не важна количественная сторона, суть в качестве национальной или социальной структуры, потому как они формировались исторично и впитали в себя все многовековые традиции, культуру. Как представляется, главным в содержании менталитета, является система ценностей, которые складываются исторически в процессе развития нации, её культуры, социальной и национальной структур. Ценность являет собой общезначимую правильность: правильность в оценках, идеях, поступках, делах, предметах, услугах и т.п. Мотивом в ценностных характеристиках, ценностном подходе являются потребности – потребности индивида, потребности социальной группы, потребности этноса, потребности нации. Применительно к менталитету мы говорим о духовных ценностях, имея в виду их номинальное материальное обеспечение. Однако в ряде теоретических источников предполагается обязательное формальное деление на материальные и духовные ценности.
За первыми представляются вещи (материальные блага), за вторыми духовные смыслы (ценности культуры). Дуалистичность ценностного подхода порождает методологический хаос в понятийном поле смыслов культурологического, социологического и философского уровня. Автор придерживается диалектической позиции, согласно которой духовное не может существовать без материального: например, книга – она материальна как предмет, но духовна по содержанию. Согласно диалектической методологии определяется система ценностей, отражающих их ментальный уровень. Типология ментальных ценностей представляется следующей: а) фундаментальные ценности нации; б) традиционные ценности; в) групповые ценности; г) индивидуальные ценности. Фундаментальные ментальные ценности зарождались, вызревали и приобретали статус ментальных исторически, отражая культуру народа.
Их можно структурировать по десяти сферам – системообразующим институтам жизни общества: в экономике и экологии, управлении и педагогике, науке и искусстве, медицине и физической культуре, обороне и общественной безопасности. Традиционные ментальные ценности отражают весь колорит, присущий многонациональной стране, обладающей огромным потенциалом и прошедшей как великие испытания, так и испытавшей немалые радости. Здесь взаимодополняют друг друга патриотизм и национальная гордость, конфессиональное и партийное многообразие, многонациональное братство и соборность, свободолюбие и ненависть к врагам, преклонение и достоинство, любовь к ближнему и жертвенность, взаимопомощь и защита обездоленного. В центре традиционных ценностей находится общенациональная идея, объединяющая нацию, как в дни испытаний, так и в дни процветания. Групповые ментальные ценности складывались непросто, потому как за многовековую историю России княжескую, монархическую, тоталитарную, демократическую групповые идеи не воспринимались как необходимость и государством не приветствовались. Однако они имели место быть и в современную эпоху достаточно содержательны. Эти ценности можно представить как следование определённым нормам и правилам жизни: идеалам свободы, равенства и справедливости; развитие чувства человеческого достоинства и признание человеческой индивидуальности; либерализм; инакомыслие и гражданственность; открытость и самобытность.
Индивидуальные ментальные ценности отражают общий уровень культуры общества. Поэтому они объективированы как исторически, так и эпохально. Исторически индивидуальные ценности россиян предполагают трудолюбие, душевность, общительность, мастерство, образованность, здоровье, порядочность, дружелюбность, человечность, взаимопомощь, честность, совестливость, терпимость, скромность, отзывчивость. Новые эпохальные реалии жизни вносят свои коррективы, которые могут стать предвестниками ментальных корректировок, так индивидуальный акцент стал переноситься на профессионализм, предприимчивость, влиятельность, умение отстаивать свою позицию, общую культуру. Ментальные ценности общества в современной действительности наличествуют актуально и потенциально. Поэтому сегодня не стоит искать их чёткого проявления или сокрытия, они бытийствуют на этих уровнях, а конкретное проявление опосредуется действительностью. Другой вопрос, он заключается в том, какой тип личности стоит за историческим и современным менталитетом и кого получит общество в результате деятельности по формированию и воспитанию индивида на современном этапе?
Принято говорить об особенностях ментального влияния на индивида, однако это влияние не абстрактно, оно происходит в процессе социализации и профессиональной деятельности. Человек не может находиться в социальном вакууме, он постоянно, прямо и косвенно находится в определённой среде, где и формируются его качества личности.
В процессе социализации индивид непрерывно взаимодействует с социумом, с обществом, усваивая накопленный поколениями опыт, в том числе и усваивая ментальную составляющую нации, социальные особенности. В процессе профессиональной деятельности индивид «шлифует» свои качества личности, опять же с учётом ментальных проявлений. Однако не всё так просто в процессе формирования личности с учётом менталитета нации. Духовные ценности сами по себе не становятся достоянием людей, они должны пройти сквозь их сознание, затронуть психику, отразиться на личной культуре и собственной деятельности. Только тогда они станут достоянием индивида как личности, трансформируются в его качества. В современной России достаточно много примеров, на основе которых можно сделать определённый анализ того, как менталитет отражается в структуре личности, влияет на формирование качеств. В частности, показателен пример постсоветского студенчества гуманитарного профиля, оценка которому была дана в рамках исследования социологии молодёжи[2]. На основе собственной методологии, включающей изучение ценностных ориентаций личности студентов по двум направлениям – материальному и духовному, авторами исследования был сделан ряд выводов.
Во-первых, выводы относительно материальных ориентаций, включающих терминальные ценности – личное здоровье, семью, материальное благополучие. Они весьма неутешительны. Во-вторых, выводы относительно духовных ориентаций. К духовной составляющей авторами исследования были отнесены: а) религиозность; б) политичность и гражданственность; в) идеология; г) познание; д) эстетика; е) этические ориентации. Здесь было также выявлено много антидуховного. Представленные критерии об особенностях влияния менталитета на формирование личности современного россиянина не беспочвенны, они объективированы нашей действительностью и выводы необходимо делать именно сейчас, потому как завтра может быть уже поздно, так как в общественном развитии может случиться социальный коллапс: несоответствие между социальными потребностями и общественными возможностями. По этой позиции вызывает тревогу и ситуация, складывающаяся в средствах массовой информации, при воздействии на сознание и психику индивида. Множественные телевизионные ролики, клипы, рекламные обещания, кинофильмы, различные шоу, журнальные и газетные публикации обрушивают на индивида потоки информации явно извращённого, а то и прямо негативного содержания. В частности, стоит обратить внимание на название кинофильмов, предлагаемых зрителю в недельных телепрограммах: «Верхом на пуле», «Секс и 101 смерть», «Убийство смертью», «Шоссе смерти», «Сегодня ты умрёшь», «Байки из склепа», «Криминальный талант», «Бандитский Петербург», «Прикосновение зла», «Адвокат дьявола» и т.п., впечатление такое, что телеэкран предназначен только для девиантного зрителя или становящегося таковым.
С учётом далеко непростой ситуации в социально- экономической жизни в стране эта информационно-негативная атака вызывает ответную реакцию со стороны потребителя этой продукции, особенно из среды молодёжи. Нестойкая психика молодого человека, отсутствие устойчивых ментальных позиций и желание быстрого превращения себя в самость толкают ребят на девиантные действия, а зачастую и криминальные. Согласно информации Федеральной службы исполнения наказаний РФ в стране около одного миллиона заключённых и если раньше средний возраст арестантов в колониях строгого режима приближался к сорока, то сейчас это 27-28 лет, а в обычных колониях большинство осужденных – молодёжь 22-23 лет[3]. Это – современное поколение, сформированное в «постперестроечный» период российского бытия. Относиться к этому факту необходимо архисерьёзно, так как эти люди – граждане Отечества, а какова у них ментальная основа, сказать весьма сложно. В этом случае система духовных ценностей явно нарушена и возникают неинституциональные ценности, точнее антиценности, разрушающие человеческую личность, сводящую её к разряду отщепенцев общества, ориентированных на маргинально-криминальную среду, которая порождает себе подобных и не выпускает их в нормальный мир. Таким образом, можно сделать вывод о том, что менталитет нации является тем особенным, которое сформировано веками в историческом пространстве страны и обладает огромной духовной силой, способной влиять на формирование личности, её качества.
Литература
1. В частности: Иванова, Т.В. Ментальность, культура и искусство / Т.В. Иванова // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6; Гусенко, О. К определению понятия менталитет / О. Гусенко // Русская история: проблемы менталитета: Тезисы докладов науч. конференции. Москва, 4-6 октября 1994. – М., 1994; Козловский, В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе / В.В. Козловский // Социология и социальная антропология. Межвуз. сб. – СПб., 1997; Рёдель, А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу / А.И. Рёдель // СОЦИС. – 2000. – № 12; Большакова, А.Ю. Феномен русского менталитета: основные направления и методы исследования / А.Ю. Большакова // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М.. 1999; Кожевников, В.П. Русский менталитет / В.П. Кожевников, А.В. Мурунова. – Н.Новгород, 2006; Губанов, Н.Н. Менталитет и творчество / Н.Н. Губанов // Вестник Тюменского государственного университета. – 2010. – Выпуск № 5. 2. Соколов, А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова // СОЦИС. – 2003. – № 1. – С.115-123. 3. Российская газета. – 2007. – 8 ноября.
Петров В.П.
Другие новости и статьи
« Формирование позитивных ожиданий – одно из непременных условий современного воспитания
Запись создана: Воскресенье, 7 Июнь 2020 в 0:16 и находится в рубриках О патриотизме в России.
метки: менталитет, духовность
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика