7 Июнь 2020

Формирование позитивных ожиданий – одно из непременных условий современного воспитания

oboznik.ru - Современен ли патриотизм в глобальном  мировом пространстве
#воспитание#нравственность#общество

Известно, что между образованием, которое бурно развивалось и развивается и современным воспитанием, которое безнадежно от него отстало, возникла зловещая пропасть, угрожающая существованию цивилизации. Чтобы ее преодолеть, надо осуществить прорыв в мировоззренческой сфере. Однако существующее на сегодняшний день рефлексивное (дословно – «обращенное назад») философское мышление не способно обеспечить объективное осмысление социума, а тем более дать четкие ориентиры на будущее.

Только опережающее образование, построенное на новых мировоззренческих позициях способно привести педагогику к преодолению кризиса, поскольку преодоление хаоса начинается с установления порядка в человеческих головах. Причем самая большая трудность – это преодолеть косность мышления именно тех людей, которые как кажется, более всех других только и пекутся о прогрессе именно в этой сфере.

Ключевые слова: образование, воспитание, нравственность, обмен, рынок, глобальные проблемы.

Наступившее третье тысячелетие характеризуется неизбежными интеграционными процессами в экономике, возникновением глобальной информационной сети Интернет, необходимостью совместного решения острейших глобальных проблем. Последние угрожают существованию не только отдельным странам или регионам, но всему человеческому сообществу. В этой связи можно говорить о необходимости новой формы общественного сознания, о новой мировой идеологии.

В отличие от экономической среды уходящей цивилизации, базирующейся, в основном, на свободном обмене материальными ресурсами, возникает новая информационная среда с соответствующей ей специфической формой обмена виртуальными ресурсами. Сегодня рынок – это не только конкуренция капиталов, но и конкуренция интеллектов, где более ценным товаром является интеллектуальный ресурс. Показательно, что наиболее интенсивный рост доходов характерен именно для тех фирм, которые занимаются разработкой информационных технологий и продуктов.

Интеллектуальная собственность становится главным богатством, а реальным обеспечением сделок все чаще выступают не денежные активы, а репутация партнера, его нравственные качества. Все это свидетельствует о том, что наступающая цивилизация является глобальной информационной цивилизацией, изменяющей не только правила функционирования рынка, а саму анатомию мировой политической системы. Недооцененным остается лишь тот факт, что без создания на планете адекватного нравственного климата, при котором социальное и духовное развитие общества должно быть приведено в соответствие с его интеллектуальным и материальным развитием, существование глобальной цивилизации окажется невозможным. Из бесчисленного множества витков эволюционной спирали мы вкратце рассмотрим всего лишь один – виток социальной эволюции как промежуточный результат бесконечного эволюционного потока. Это поможет и отдельно взятому человеку, и всему человечеству осмыслить не только прошлое, но и смоделировать будущее, определить свою судьбу, избежать печального конца.

Начавшись с незапамятных времен, технологическая эволюция будет и дальше интенсивно развиваться во всех сферах человеческого бытия. При этом главными ее направлениями, определяющими выживание цивилизации в предстоящую эпоху, будут не только информационные технологии и образование, сколько социальные технологии и воспитание, которые совместно будут определять будущие события, формировать переход к новому глобальному сообществу Проблема выживания, в первую очередь, обусловлена решением гуманитарных проблем, лежащих в основании всех глобальных проблем современности. На протяжении человеческой истории наука и мораль, образование и воспитание, вера и разум не всегда развивались в гармонии. И этому были свои причины. Бурное и неконтролируемое развитие науки, техники и экономики, особенно в последнее время, сопровождалось отставанием в развитии социальных технологий, что привело к целому ряду негативных последствий. В результате недостаточного понимания обменных процессов как законов естественного и тотального кругооборота веществ люди нарушили естественное равновесие социальных и природных циклов, нарушили те параметры окружающей среды, в пределах которых возможна жизнь.

Восстановить естественное равновесие между природой и обществом как совокупной средой своего обитания – единственный выход из создавшейся ситуации. Процесс бурного, взрывоподобного накопления объема знаний становится фактором, определяющим развитие цивилизации в предстоящую эпоху. Вопрос лишь в том, является ли этот однобокий процесс развития инструментом ее выживания? Стало очевидным, что ставка на приоритетное развитие науки и техники для власти над природой не оправдала себя, поскольку преобладание разума над другими ипостасями человеческого характера ведет общество к катастрофе. Поэтому на данном этапе эволюции следует двигаться по пути, который включает все человеческие отношения как обмен ресурсами в естественные ритмы биосферы и, даже, всего космоса. К сожалению, до сих пор наука не имеет рациональной картины, раскрывающей структуру социоприродных обменов и позволяющей их сознательное регулирование.

Разрабатываются частнонаучные картины реальности. Физики, например, изучают колебания и волны в физическом мире. Астрономы изучают циклические движения планет и других космических тел. Медики, изучая влияние разнообразных ритмов на жизнь и здоровье человека, исследуют синхронизацию и взаимосвязь внутренних ритмов организма с циклическими изменениями окружающей среды. Любое заболевание они рассматривают как результат изменения того или иного ритма, который является не просто колебательным процессом, а обменом ресурсами или его следствием. Кроме того, ритмами жизни в той или иной форме занимаются все религии и все направления философии. Но разноголосица их выводов не впечатляет, поскольку не дает целостной картины бытия, не дает однозначного и объективного ответа на вопрос об истоках научной, промышленной, духовной и нравственной прогрессивной эволюции. В этой связи мне хотелось бы сослаться на свой метод познания и на его основе показать два круга жизни, как два взаимосвязанных ритма. Я имею в виду, что один круг жизни – это жизненный путь каждого: детство, юность, молодость, зрелость. Другой – это ритм истории.

Первый круг жизни подобно суточному вращению Земли гармонически связан со вторым кругом жизни, с движением общечеловеческой истории, которое, на мой взгляд, предопределено и совершается подобно годичному циклу: тирания, крепостничество, либеральное и сервистическое6 время. Более того, эти два ритма социальной жизни как две системы отсчета, как два взгляда на реальность синхронизированы с множеством других ритмов – суточных, годовых и т.п., связывающих человека и человечество с цикличностью природы. Вопрос лишь в том, с какой позиции осмысливать и оценивать реальность. Было время, когда Земля считалась неподвижной и принималась за центр мироздания. Вокруг нее вращались Солнце, Луна, планеты и звезды. Эта система, возникшая в самой глубокой древности, получила завершение во 2 веке в учении Птолемея и продержалась в течение многих веков. Однако с появлением теории Н. Коперника и учений Галилея, Кеплера, Ньютона геоцентрическая система мира уступила свое место другой – гелиоцентрической системе.

В последующие за коперниканской революцией годы, а это несколько сотен лет, происходит незаметное для глаз современников постепенное изменение взглядов и на другие стороны действительности – на индивидуальную и общечеловеческую историю. Это было обусловлено освобождением общества от тотального гнета церкви и государства, переходу к вере Человека в себя, в свой собственный разум и свои силы. Это освобождение не только изменило формы и способы научного мышления, но и совершило переворот в общественных отношениях, обусловило появление либеральных свобод, прав человека, сопровождавшихся развитием производства.

Такой поворот событий явился непосредственным продолжением все того же коперниканского переворота во взглядах. От крепостнической ментальности были освобождены не только разум людей, но и их действия, что обусловило переход от феодального времени к современности. Однако под гнетом авторитарной морали и сегодня все еще остаются многие стороны человеческой жизни. Но если теория Н. Коперника касалась, в основном, физических реалий – обращения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси, то развиваемая мной сервистическая идея, как идея взаимного и вознагрождаемого служения, раскрывает изменение во взглядах людей на социум, на их отношение к природной среде обитания. Она соотносит ритм общечеловеческой истории с ритмами индивидуальной и коллективной жизни каждого. Однако и в первом, и во втором случае речь, по существу, идет об одном и том же – о выборе точки зрения на мир, физический или социальный7 . Этот подход является не только новым взглядом на природу человека и общества, но и суровой и актуальной необходимостью, которая требует срочного осмысления социальных явлений.

Он строится не только с учетом интересов того или иного лица, партии, народа, класса или конфессии, но и с учетом общечеловеческих интересов, с позиций поддержания на планете Земля самой человеческой жизни, возможности существования каждого отдельного индивида. Отсюда важность переворота от эгоцентрических систем во взглядах на человека и общество к единой общечеловеческой системе. На сегодняшний день существует два конкурирующих между собой эгоцентрических направления глобальной идеологии: однополярное и многополярное. Мной излагается третья, сервистическая концепция глобалистики, со своим новым мышлением, новой парадигмой веры, новым образом действий. Эта концепция может быть приемлема не только для отдельных стран или цивилизаций, но и для всего человечества. Проблему нравственности в качестве главной проблемы современности поставил создатель Римского клуба А. Печчеи.

По его мнению, решение всех проблем в “изменении самого человека, его внутренней сущности”. А “новый гуманизм”, по его словам, определяется чувством глобальности, любовью к справедливости и нетерпимостью к насилию. Подобные задачи, связанные с гуманизацией мирового сообщества, т.е. с утверждением нравственных ценностей на национальном и международном уровнях реализуют все гуманисты. Они утверждают, что современному капиталистическому обществу грозит опасность, которая в большей мере исходит не от тоталитарных режимов, а от недостатка общественных ценностей. От того, что люди не хотят сдерживать свои корыстные эгоистические интересы во имя общечеловеческих ценностей. В этом проявляет себя принцип рефлексивности, введеный для обозначения двусторонней связи между текущими ожиданиями людей и будущими событиями.

А поскольку рефлексивность является одной из ведущих движущих сил в развитии общества, постольку главная задача воспитания – это формирование у людей таких ожиданий, которые, в конечном счете, приведут и к нравственному прогрессу и сохранению общества8 . Идеи гуманизма имеют глубокие корни, связанные с мессианскими надеждами людей на установление справедливого социального порядка и приходом мессии. “Его истоки, отмечается в “ Гуманистическом манифесте 2000”, восходят к философии и поэзии древних Греции и Рима, Китая времен Конфуция, к движению чарвака в классической Индии. Художники и писатели, ученые и мыслители, разделявшие гуманистические взгляды, определяли лицо современности в течение более чем половины последнего тысячелетия”. Развивая идеи нравственного прогресса, современный гуманизм достиг своей зрелости в эпоху Возрождения. Он послужил развитию современной науки, породил новые идеалы социальной справедливости, а в наше время вдохновил демократические перемены. Однако сегодня представители гуманитарных и общественных наук не готовы исследовать социальные процессы в такой форме, и в таком объеме, в каких уже несколько сотен лет требует жизнь. У них нет ни соответствующих методов познания, ни соответствующих языковых средств.

Но если у человека нет адекватных понятий, то, спрашивается, как он сможет осмыслить реальность? Отсюда возникает принципиальная невозможность получения и обоснования нужных ему научных знаний. Поэтому эволюция языковых средств характеризует эволюцию сознания9 . При этом все социальные отношения, будь то экономические, политические, информационные и многие, многие другие – все это ритмы, а, значит, обмены ресурсами, колебания внешней для человека социальной среды. И, в зависимости от того, как он их понимает, как приспосабливается к ним, как ему удается настроить свой ритмический аппарат к данным формам обмена, зависит не только его здоровье, материальное, виртуальное и эмоциональное благополучие, но и весь ход общечеловеческой истории. За счет регулирования отношений обмена можно добиваться удовлетворения всех человеческих потребностей, улучшения качества жизни. Все это может быть достигнуто не во вред общечеловеческой эволюции, не во вред природе, как это объективно имеет место сегодня, а им на пользу.

Такие авторитарные и либеральные отношения, как “кнут и пряник” – это те вожжи, благодаря которым можно управлять не только людьми, но и природой, не только искусственным обменом веществ, но и естественным, приводя их в интересах человека к гармонии. Но власть не умеет и не хочет пользоваться этим аппаратом управления, поэтому и выходит, что такой мощный инструмент как научно-технический прогресс, объективно используется не в интересах человека и природной среды, а им во вред. Среди социальных теорий есть такие, которые достойны самого решительного осуждения, поскольку представляют угрозу выживанию человека. Это идеи национальной, конфессиональной, расовой или групповой исключительности, призывы к новому переделу мира, к применению оружия массового поражения в конфликтах. Призывы к делению человечества на “своих” и “чужих”, к сплочению “своих” для противостояния или даже полного уничтожения “чужих”, под какими бы привлекательными лозунгами и флагами они ни появлялись, представляют угрозу цивилизации.

Фактически, эти стремления уголовных элементов, экстремистских групп, преступных партий, консервативных конфессий, просто недостаточно развитых в социальном плане индивидов направлены либо на уничтожение цивилизации, либо на задержку ее развития либо на то, чтобы направить эволюцию человечества вспять. Без понимания перспектив общечеловеческого развития, а, значит, без мира между идеологиями и религиями, не может быть мира и между народами. Это означает, что проблема взаимопонимания как проблема соотношения веры и разума, до сих пор остается одной из самых актуальных и самых открытых проблем современности.

Чтобы решить глобальные проблемы и сохранить на Земле цивилизацию предстоит изменить многое: идеологию, характер взаимоотношений между странами, переустроить быт, изменить правила общежития, переосмыслить характер сексуальных отношений и многое другое. Но главное, надо изменить философское мышление, перевести его на новый, более высокий научный уровень. И тогда становится очевидной необходимость переворота от безнравственных эгоистических отношений прошлого, к отношениям ненасилия и высоконравственным альтруистическим общечеловеческим отношениям будущего. Это задача современного школьного и университетского образования и воспитания.

Литература

1. Ротенфельд Ю. А. Законы истории: есть у революции начало // Филос. науки. - 2014. - № 5. - С. 117-131.

2. Ротенфельд Ю.А. Революция в философии и проблема формирования элит в России и ближнем зарубежье. Философия элитологии. Сб. трудов Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием. Том 3/ Науч. ред. проф. А.М.Старостин. – Ростов н/Д.: Донское книжное изд-во, 2013, С. 51-68.

3. Ротенфельд Ю.А. Восхождение от рассудка к разуму // Философия и общество. – 2012. – № 1 (65) . – С. 26-41.

4. Ротенфельд Ю.А. От отдельных школьных предметов к синкретическому знанию // Филос. науки. - 2015. - № - С. 140-151.

5. Ротенфельд Ю.А. Философия как метапредмет в школе: основы интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний // Философия образования. – 2014. – № 1. – С. 117 – 124. U. Rotenfeld THE FORMATION OF POSITIVE EXPECTATIONS IS ONE OF THE INDISPENSABLE CO

Ротенфельд Ю.А.

Другие новости и статьи

« Вооруженный конфликт с Эстонией и его урегулирование

Менталитет как фактор формирования личности »

Запись создана: Воскресенье, 7 Июнь 2020 в 0:04 и находится в рубриках О патриотизме в России.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика