Книга как источник духовно-нравственного развития личности

oboznik.ru - Книги как орудие трех великих духовных сил

oboznik.ru - Книги как орудие трех великих духовных сил

В статье раскрывается духовно-нравственный потенциал литературы для формирования православных христианских ценностей учащейся молодежи. В ходе анализа произведений выяснилось, что многие писатели, педагоги считали, что первыми воспитателями детей должны быть родители, а потом уже школа. Воспитание христианских ценностей, добродетелей в учебном заведении должно происходить в процессе изучения художественной литературы. Это является главной функцией литературы Ключевые слова: воспитание, ценность, христианские ценности, духовно-нравственный потенциал, литература, педагогика.

Наш современный социум в условиях своей деградации нуждается в построении основ общественной жизни на основе христианских ценностей как исконно русских. Мы должны сформировать духовно богатую нацию, которая сможет представлять нашу страну и культуру в мировом сообществе. Для этого, в первую очередь, необходимо заниматься воспитанием учащейся молодежи, ведь именно от нее зависит, как в дальнейшем будет развиваться наша страна в плане нравственности и культуры, не деградирует ли дальше.

Православные христианские моральные ценности – это неотъемлемая часть нашей национальной культуры, поскольку они являются неизменными на протяжении многих столетий существования нашего народа.

Современный социум все более осознает необходимость строить основы общественной жизни именно на основе христианских ценностей. Так, 2015 год в нашей Луганской Народной Республике был объявлен годом духовности, а 2016 – годом духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Педагоги, работники сферы образования особенно остро чувствуют потребность перестройки образования и воспитания на христианских принципах. Многие из них подчеркивают, что литература играет огромную роль в формировании православных ценностей, нравственности учащейся молодежи. Вопросами формирования христианских ценностей, воспитания отдельных духовных качеств учащейся молодежи во время учебно- воспитательного процесса занимались В. Варенко, О. Кудрявая, О. Новикова, М. Савченко, В. Скляднева и др. О формировании христианских ценностей в процессе изучения литературы писали К. Ушинский, В. Сухомлинский, Е. Пасечник, Б. Степанишин и др.

Цель статьи – раскрыть духовно-нравственный потенциал литературы для формирования православных христианских ценностей учащейся молодежи. С развитием письменности в мировом сообществе появились литературные сочинения, философские трактаты, многие из которых были посвящены воспитанию духовно-нравственных ценностей. Первые письменные памятки Киевской Руси, которые до нас дошли, датируются ХІ веком. Это изборники, сочинения митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Нестора, «Наставление Владимира Мономаха детям» и другие.

Кроме того, что там описываются исторические события, данная литература отображает воспитательные аспекты того времени. Формирование морально-духовных ценностей закладывалось именно на принципах православной христианской морали в эпоху Киевской Руси, начиная с крещения страны в 988 году князем Владимиром. Именно с этого момента зарождается история педагогики нашей страны. Большая часть книг того времени была на религиозную тематику, отсюда и их направленность на воспитание православных ценностей: любви к ближнему, уважения и почитания старших, милосердия, честности, трудолюбия, жизни в мире и др. В те времена появились первые государственные школы: дворцовые (для богатых), монастырские, школы грамоты, ремесленные школы. Учителями были священники и дьяки, вот они и формировали у молодежи, прежде всего, христианские моральные ценности. В «Повести временних лет» сказано: „И нача ставит по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом. Постав нача поимати у нарочите чады на учение книжное”[4; c. 143]. Огромный воспитательный потенциал имело «Поучение Владимира Мономаха детям» – литературный памятник ХІІІ века. Князь пытался воспитывать детей при помощи христианских ценностей: «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый –не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый — молчи, умертви грех… Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души… Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас…. Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев… Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово.

Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой… Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее… постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…» [3; c. 215-217]. Все эти принципы актуальны и в наше время. Мы можем с помощью данного произведения, показать, что ценности вечны. «Поучение Владимира Мономаха детям» изучается, как в школе, так и в университетах на филологических факультетах. И используя духовно-нравственный потенциал данного литературного памятника, мы можем заложить основы морали школьникам, а позже – студентам. Как мы видим, Владимир Мономах учит, что нужно уважать людей, а в особенности, старших.

Говорит он и том, что нужно заниматься благочестивыми делами, творить добро, быть милосердными, и такого человека Бог будет охранять. «Поучение…» Мономаха дополняется и жизненным опытом, благодаря чему возрастает воспитательная роль данного произведения. «Поучение» Владимира Мономаха содержит не только характерные для того времени взгляды на процесс воспитания и его цели, но также и способы достижения этих целей. «Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо…», – пишет князь [3; c. 220]. Таким образом в своем произведении Владимир Мономах показывает воспитательную роль личности учителя в процессе формирования культуры поведения детей. Автор обосновал значимость примера в воспитании. Га примере своего отца и собственном опыте он призывал к прилежности в обучении, верности своей Родине, трудолюбию. Он утверждал, что молодежь достигнет вершин, если не будет бояться трудностей, бороться с проявлениями лени, вершить добрые дела. Очень популярным в те времена был и «Киево-Печерский патерик». Одним из персонажей данного произведения является игумен Печерского монастыря Феодосий. Он каждый день с детства ходил в церковь слушать проповеди и призывал всех, чтобы они молились Богу и жили по христианским

законам: не воровали, не сплетничали, не оговаривали друг друга, не прелюбодействовали, не ссорились, не пьянствовали, любили других людей. Это уникальное произведение является показательным примером христианской жизни, оно формировало православные ценности учащейся молодежи того времени на примере жития святых. Ведь известно, что дети всегда хотят кому- то подражать, тем более каким-то героям. Этими героями в то время стали святые. Например, взять того же Илью Муромца, о котором составлено много легенд. Он защищал Русь, а, в конце концов, пришел к Богу, в Киево-Печерский монастырь, где молился, соблюдал христианские каноны, жил жизнью православного христианина. Когда богатырь умер, ему присвоили статус святого.

Его мумия, так же как и остальных святых Киева, находится в пещерах при Киево-Печерской Лавре, куда ходят паломники, туристы. «Киево- Печерский патерик» также рекомендован для изучения в школе и в университете. Он также играет огромную дидактическую роль в воспитании учащейся молодежи. Период времен Киевской Руси является очень важным и для литературы, и для истории педагогики. Как писал великий историк М. Грушевский, это были времена, когда люди в стране жили полной, инициативной, национальной жизнью в полном значении этого слова. Эта жизнь была полна высокоморальными ценностями. Люди были хорошо воспитаны и чувствовали себя равноценными в коллективе христианских народов. В данный момент многие из произведений времен Киевской Руси изучаются в школах и университетах, но в основном, уделяется внимание историческим моментам. Воспитательный потенциал этих литературных памятников не раскрывается полностью, так как формирование христианских православных ценностей на протяжении десятилетий существования СССР не считалось важным. Церкви закрывали, шли гонения на верующих людей. Люди вынуждены были скрывать, что они ходят в церковь. И главными ценностями объявлялись патриотизм, коллективизм, трудолюбие, гуманизм.

Поэтому сейчас нужно обращать внимание молодого поколения на исконно русские ценности, вернуться к истокам морали. Нужно подчеркивать воспитательную роль произведений времен Киевской Руси и пытаться приобщить учащихся к истинным христианским ценностям, о чем говорят и многие педагоги, как современные, так и корифеи педагогики, например, К. Ушинский, В. Сухомлинский. Сущность национального воспитания, по мнению К. Ушинского, – это сочетание исторической традиции и культурного наследия народа, для которого православная религия является определяющим началом, а взаимодействие школы и церкви обеспечивало воспитание высоконравственного человека. В сочинении «О народности в общественном воспитании» педагог отметил: «Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, – это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию; оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины» [6; c. 254]. В произведении «Человек как предмет воспитания.

Попытка педагогической антропологи» К. Ушинский писал: «У детей мы видим выразительно способность урожденной веры. Эту способность надо облагородить и развить чувством эстетического и морального, чувством христианства». [7; c. 215]. По его мнению, нельзя воспитать морально совершенную личность без христианских ценностей. Осознавая проблему воспитания на христианских принципах в школе, К. Ушинский пишет: «Мы берём здесь христианскую идею, конечно, только в её форме, независимо от того специального догматического содержания, которое было вложено в неё христианским учением. Но, тем не менее, мы не можем не назвать этой чисто психологической идеи, выведенной из глубокого понимания души человеческой и её законов, не можем не назвать христианской; иначе мы были бы пристрастны и несправедливы» [7; c. 217].

В последующие ХІV – XVI столетия православие оставалось синонимом культуры. Неоднозначную роль играли полемичные произведения украинской литературы, поскольку писатели выступали за православную религию и призывали к формированию христианской нравственности. Самым выдающимся полемистом был Иван Вишенский. Им написано около 20 произведений, среди которых «Зачанка мудрого латынника с глупым русином в диспутацию», «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих», «Послание к епископам». Последнее произведение изучается в школе и в университетах. В нем писатель осуждает предательство, ренегатство церковной верхушки и сочувствует простому народу, который обманули правители. Автор изобличает жадность православных и католических служителей, которые не соблюдают христианские заповеди (кормить голодных, жаждущих поить, путников привечать, голых одевать, больным помогать и др.). А они хотят лишь обогащения. И. Вишенский призывает народ не забывать православную религию, соблюдать христианские ценности и изгонять предателей.

В полемической литературе религиозного характера большую роль играли и произведения З. Копыстенского, И. Галятовского, Л. Барановича и других. Было бы ошибкой ограничить творчество этого периода лишь только полемической литературой. Ведь писались в то время также произведения религиозно-нравственного, научного характера, художественная проза, стихи, драмы. Таким образом, для данного периода истории педагогики характерной была направленность восстановление православной религии, христианской морали, вознесение индивидуально-духовных начал в человеке. Именно на этом нужно концентрировать внимание учащихся при изучении литературных произведений, написанных в ХІV – XVI столетиях. В XVII – XVIII веках образование достигло высокого уровня, особенно начальное. В начальных школах преподавались основы письма, счета и Закон

Божий. Были основаны запорожские и полковые школы. Казацкие дети в возрасте от 5 до 13 лет обучались чтению и грамматике по «Букварю», «Псалтырю», «Охтоихму». Так Эпифаний Славинецкий в своей работе «Гражданство обычаев детских» делит «порядок учения детского» на три части: первая часть – это обучение христианским ценностям, вторая – обучение «свободным» наукам, последняя же – с начал жизни обучаться «благолепным» обычаям. К ученикам предъявлялись такие требования: не прерывать шептанием и невежливыми разговорами чтение, любить молчание и умеренность во всем. Это произведение схоже с произведением Яна Амоса Каменского «Правила поведения…». Оба эти произведения являются актуальными и в наше время, ведь многие учащиеся не умеют себя вести на занятиях. И их нужно обучать правилам поведения при помощи подобных трудов.

Педагогические, дидактические идеалы XIX столетия формировались на достижениях времен Киевской Руси, казацкого периода, на основе фольклора, обычаев, обрядов, религиозных морально-этических постулатов. Это касается и литературы. Немало сделал для духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Империи П. Кулиш. Просвещение, проблема доступности обучения для всех, проблема воспитания духовных ценностей, проблема «отцов и детей» - это далеко не все вопросы, которые волновали писателя и педагога. Воспитательным идеалом П.Кулиша был христианский. Любимой его книгой – Библия, и для того, чтобы перевести Вечную книгу на украинский язык, писатель выучил самостоятельно древнееврейский язык.

В своем педагогическом произведении «Как воспитывать детей» П. Кулиш отмечает, что не нужно потакать всем желаниям ребенка, он к этому привыкает и становится требовательным, жестоким, чёрствым, начинает наплевательски относиться к людям, к их проблемам, горю. Именно родители являются первыми воспитателями ребенка, они должны закладывать мораль в сердца и души своих детей: «Кто хочет от своих детей дождаться себе утехи, тот учи их религии домашней сызмальства, учи тогда еще, когда они у тебя младенцы, да не одними словами, а также и самим делом. Если желаешь быть святыней в глазах у своих детей, то пусть и они будут святыней тебе…» [2; c. 49]. Родители должны служить примером для своих детей: «Пусть дети привыкнут видеть в тебе одну силу, а также благость и правду. Дом должен быть первой школой и первой церковью человека.

Только тому будет праведная польза из школьной науки и церковной, кто вышел из хорошего дома». При изучении данного произведения мы должны акцентировать внимание учащихся на том, что религиозное воспитание такое, каким его видел писатель, возможно лишь в рамках семейного воспитания. Огромную роль для формирования нравственности учащейся молодежи играют произведения Ивана Франко, для которых характерна библейская тематика. Писателя волновали религиозные, морально- этические проблемы. Это, например, такие стихотворения, как «Христос и крест», «Легенда о Пилате», поэмы «Смерть Каина», «Моисей».

Поучительно-воспитательным содержанием наполнен «Паренетикон». Автор, отталкиваясь от библейских моральных истин, призывает жить в согласии с Богом и собственной совестью: Господь сказав:”Яка тобі заслуга, Коли кохаєш свого брата, друга? А ви любіте своїх ворогів!” Подумай добре, що Господь велів! [8; c. 177]. Здесь мы видим заповедь христианства (Новый Завет ): « Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Насчет воспитания детей поэт категоричен. Он говорит о том, что родители должны быть первыми учителями моральных ценностей у своих детей:

Ворог батько, ворог мати, Що не вчили сина! І піде він в світ блукати, Як та сиротина [8; c. 182]. Известный украинский методист Б. Степанишин считает, что учитель- словесник на уроке литературы выполняет две функции, которые сочетают, – преподавание литературы и преподавание морали. Концепция нравственного воспитания, по мнению ученого, основана на принципах народной педагогики и христианских моральных ценностях. Педагог выделил самую главную функцию литературы в школе – это «воспитание высокой христианской морали – сознательной веры в Бога, порядочности, доброты, уважения к старшим, рыцарства и других добродетелей и христианской благотворительности» [5; c. 51].

Таким образом, отметим, что в течение всей истории развития отечественной педагогики, за исключением советского периода, христианские ценности были характерным признаком учебно- воспитательного процесса. Многие писатели, начиная со времен Киевской Руси, указывали в своих произведениях на важность воспитания учащихся на принципах православной морали. Первыми воспитателями должны быть родители, а потом уже школа. Педагогические идеалы прошлого актуальны и в наше время, только их стоит подкорректировать в соответствии современными реалиями.

Литература

1. Грушевський М.С. Історія української літератури: В 6 т. 9 кн. / М.С. Грушевський [упоряд. В.В. Яременко; приміт. С.К. Росовецького]. – К.: Либідь, 1993. - Т.2. – 264 с.

2. Куліш П. Як виховувати дітей // Маловідомі першоджерела української педагогіки (друга половина ХІХ - ХХ ст.) : хрестоматія / [упоряд. Л. Д. Березівська та ін.; наук. ред. О. В. Сухомлинська]. - К. : Наук. світ, 2003. - С. 48-49.

3. Мономах Владимир. Поучение детям // Древнерусская литература. – М.: Слово/Slovo, 2001. – 736 с.

4. Повесть временных лет // Древнерусская литература. – М.: Слово/Slovo, 2001. – 736 с.

5. Степанишин Б.І. Викладання української літератури в школі: Методичний посібник для вчителя. – К.: РВЦ „Проза”, 1995. – 255с.

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – 416 с.

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т.10: Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии". – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1950. – 665 с.

8. Франко І. Зібрання творів: У 50-ти т. / І.Я. Франко [Редкол.: Є.П. Кирилюк (голова) та ін.]. - К.: Наук. думка, 1986. - Т.45: Філософські праці [Ред. т. В.Ю. Євдокименко; упоряд. та комент. В.С. Горського та ін.]. - 1986. - 574 с.

Шинкаренко Я.В.

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Достоевский Ф. М.

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , ,

Запись создана: Четверг, 9 Март 2017 в 18:18 и находится в рубриках О патриотизме в России. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.