18 Май 2021

Вооруженный конфликт на Халхин-Голе. 11 мая - 15 сентября 1939 года

oboznik.ru - Халхин-Гол (1939 г.)
#военныйконфликт#конфликт#история

В мае 1939 года в отдаленных степях Монголии, в районе реки Халхин-Гол, неподалеку от монголо-маньчжурской границы возник вооруженный конфликт, который вошел в военную историю под названием «конфликт на Халхин-Голе». Его виновником полностью является Япония, которая этот конфликт спровоцировала и осуществила вооруженное нападение на Монголию. Существует несколько причин, породивших данный конфликт. Главной, несомненно, являлось стремление Японии пересмотреть монголо-маньчжурскую границу в пользу Маньчжоу-Го в районе реки Халхин-Гол. Этот конфликт, подобно хасанскому, возник как очередной пограничный инцидент в связи с расхождением сторон в определении линии границы.

Пограничный спор в этом месте границы возник не случайно. Именно здесь японцы начали подготовительные военно- экономические мероприятия, расцененные в МНР и СССР как начало подготовки конфликта против них. Японцы планировали строительство железной дороги вдоль реки Халхин-Гол. Эта дорога приобретала военно-стратегическое значение. В случае военного конфликта дорога могла обстреливаться с монгольской территории артиллерией и быть выведена из строя. Поэтому японцы добивались переноса границы на 20-30 км к Западу от действующей границы, то есть в сторону Монголии.

Это означало, что от МНР отчуждалась значительная часть ее территории и передавалась Маньчжурии (Маньчжоу-Го) и, таким образом, граница стала бы проходить по реке Халхин-Гол. До конфликта она проходила на 20-30 км восточнее реки Халхин-Гол. Монгольская сторона доказывала, что японцы строят дорогу незаконно, прокладывая ее по территории МНР. Когда японцам на географических картах не удалось доказать, что это не монгольская территория, а маньчжурская, они прибегли к решению вопроса о переносе границы в сторону Монголии военной силой. Этот конфликт имел и другие причины. Велико было стремление Квантунской армии взять реванш за поражение в районе озера Хасан. Через военную победу необходимо было также поднять пошатнувшийся авторитет императорской армии, как в глазах общественного мнения своей страны, так и в глазах своих союзников - Германии и Италии. Инциденты на монголо-маньчжурской границе имели место уже в 1936 году, некоторые из них сопровождались боевыми действиями. В частности, 31 марта 1936 года японо-маньчжурские войска осуществили нападение на пограничную заставу на 72 грузовиках при поддержке 12 танков, бронемашин и 4 самолетов. В бой вынуждены были вступить регулярные монгольские войска и противник отступил.

Подобная ситуация на монголо-маньчжурской границе привела к подписанию 12 марта 1936 года в Улан-Баторе Протокола о взаимопомощи между СССР и МНР. Это фактически означало, что Советский Союз брал под защиту независимость МНР от захвата со стороны Маньчжоу-Го и Японии. С сентября 1937 года здесь стал дислоцироваться 57 особый корпус Красной армии, насчитывавший 30 тыс. солдат и офицеров, 265 танков, 280 бронемашин, 107 самолетов. Военные действия на границе МНР и Маньчжоу-Го возобновились в 1939 году. 11 мая на монгольский пограничный пост на спорном участке совершил налет отряд японо-маньчжурской кавалерии численностью до 300 человек, поддержанный 5-7 бронемашинами и авиацией. Перебив пограничную заставу в 20 конных бойцов, японцы вышли к восточному берегу реки Халхин-Гол. Эти события и положили начало крупномасштабному вооруженному конфликту на реке Халхин- Гол. Нападение на пограничную заставу повторилось 14 мая. К 28 мая японцы вытеснили монгольские погранотряды и захватили так называемые спорные территории, то есть оккупировали законную монгольскую территорию. Формально конфликт был четырехсторонним. В нем принимали участие МНР и СССР, с одной стороны, и Маньчжоу-Го и Япония, с другой стороны. Но фактически это было выяснением отношений между СССР и Японией. 19 мая председатель Совнаркома и нарком по иностранным делам СССР В.М. Молотов предупредил посла Японии Того о недопустимости нарушения границы с МНР. Однако дипломатическое предупреждение не возымело никакой реакции со стороны японского правительства. Японцы наращивали свои силы на захваченных территориях.

Правительство Монголии вынуждено было обратиться за помощью к командованию размещенного на ее территории 57-го Особого корпуса. Им командовал комдив Н.Ф. Фекленко. Он же координировал боевое взаимодействие советских и монгольских войск. Монгольская территория к востоку от реки Халхин-Гол простиралась в глубину до 20 километров и имела ширину по фронту 60-70 км. На этом сравнительно небольшом участке и разыгрались основные военные события лета 1939 года - бои на Халхин-Голе. К концу мая непосредственно в район пограничного конфликта подтянулись советские и монгольские войска. 9-я мотострелковая бригада прошла 700 км пути по степи за 13 дней и остановилась в небольшом степном городке Тамцак - Булак, где были расквартированы подразделения 6-й монгольской кавалерийской дивизии. 17 мая из Улан-Батора вышла колонна машин 149-го стрелкового полка 36-й мотострелковой дивизии, которая преодолела путь в 1060 км за 11 дней. Японские войска в районе Халхин-Гола в первые дни боев 28 - 29 мая имели над советско-монгольскими войсками перевес в пехоте в 2,5 раза, кавалерии - 3,5 раза, но уступали им по орудиям крупного калибра в 1,5 раза и по бронемашинам в 5-6 раз.

Преимущество в тяжелой боевой технике и решило исход первого сражения на Халхин-Голе. Ожесточенные бои, продолжавшиеся два дня (28 - 29 мая), закончились победой советско-монгольских войск. Японцы были отброшены за пределы государственной границы. Убитыми они потеряли более 400 солдат и офицеров, по пути отступления бросили большое количество военного имущества. В июне, практически в течение всего месяца, японцы не возобновляли военных действий на суше. Но в воздухе началась самая настоящая воздушная война. Японская авиация стремилась завоевать господство в воздухе. 57-й особый корпус имел в своем составе 100-ую авиационную бригаду, состоявшую из истребительного и штурмового полков. Авиабригада заметно уступала противнику, как по количеству самолетов, так и по опытности летчиков. Учитывая это, из Забайкальского военного округа был переброшен истребительный полк в составе 63 истребителей И-15 и И-16, а также бомбардировочный полк в составе 59 бомбардировщиков. За два дня воздушных боев (27-28 мая) было сбито 15 советских истребителей, 11 летчиков погибло. Японская авиация потеряла только один самолет.

28 мая комкор Фекленко в донесении начальнику Генерального штаба Б.М. Шапошникову сообщал: « Авиация противника господствует в воздухе». В этой связи были приняты срочные меры. Уже в начале июня наркомат обороны СССР отправил в Монголию 48 опытных летчиков, прошедших боевую школу в небе Испании и Китая. Среди них было 22 Героя Советского Союза. Группу летчиков возглавил известный военный летчик, заместитель командующего ВВС РККА Герой Советского Союза комкор Я.В. Смушкевич. Увеличивалась численность советской авиации в Монголии. Непосредственно в районе Халхин- Гола, где шли боевые действия, советская авиация располагала 150 истребителями и 116 бомбардировщиками, противник имел 125 истребителей и 116 бомбардировщиков. Теперь воздушные силы стали примерно равными, хотя их наращивание продолжалось. Между тем, в командовании 57-го особого корпуса произошли серьезные изменения. В начале июня командиром корпуса по рекомендации начальника Оперативного управления Генштаба РККА М.В. Захарова был назначен заместитель командующего Белорусского особого военного округа по кавалерии комкор Г.К. Жуков, а Фекленко был отозван в Москву.

Жуков, ознакомившись с обстановкой, предложил свой план боевых действий: прочно удерживать плацдарм на правом берегу Халхин-Гола и подготовить сильный контрудар по противостоящей группировке японской Квантунской армии. Он также убедил наркома обороны К.В. Ворошилова в необходимости увеличения пехотных частей, а также количества танков, артиллерии и самолетов. В 20-х числах июня, уже при новом командире 57-го особого корпуса Жукове, начались упорные воздушные бои. 22 июня 105 советских истребителей приняли бой со 120 японскими истребителями, которые потеряв 31 самолет, удалились в Маньчжоу-Го. В этом воздушном бою советские потери составили 14 самолетов, погибли 11 летчиков, в том числе командир 22 - го истребительного полка майор Н.Г. Глазыкин. Крупные воздушные бои произошли также 24 и 26 июня.

С обеих сторон участвовало примерно 50-60 самолетов. За два дня японцы потеряли 25 самолетов. Противнику все же удалось нанести внезапный удар по полевым аэродромам 27 июня. Советские потери составили 16 самолетов. Однако попытка осуществить бомбардировку аэродромов и 28 июня была пресечена советскими истребителями. В воздушных боях с 22 по 28 июня японская авиация потеряла 90 самолетов. Потери советской авиации были гораздо меньшими - 38 самолетов. Исход этих воздушных боев во многом решили новые модернизированные истребители И-16, И-153 «Чайка» и опытные летчики, которые управляли этими самолетами. В частности, в воздушном бою 22 июня армаду японских самолетов возглавил ас Фукуда Такео, о котором восторженно писала японская пресса. Однако в первые минуты боя на истребителе И-16 его сбил молодой советский летчик, старший лейтенант Виктор Рахов. В период боев он сбил 8 японских самолетов лично и еще 6 в группе.

Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В ходе этих вооруженных боев советские летчики сумели взять господство в воздухе, что имело стратегическое значение для всего хода военных действий на Халхин-Голе. В начале июля японское командование ставило задачу прорвать оборону советских войск восточнее реки Халхин-Гол, окружить их, уничтожить и выйти на западный берег. Общее руководство японской группировкой осуществлял бывший военный атташе Японии в Москве генерал-лейтенант Митанаро Камацубара. Он считался специалистом по Красной армии. На этом участке боевых действий противник добивался преимущества в живой силе. Но советское командование предусмотрительно создало подвижной резерв, состоявший из 11-й танковой бригады, имевшей до 150 танков, 7-й моторизованной бригады, располагавшей 154 бронемашинами, 8-го монгольского бронедивизиона, вооруженного 45-миллиметровыми пушками. 2 июля японская группировка перешла в наступление.

Она форсировала реку Халхин-Гол и захватила стратегически важную гору Баин-Цаган с окрестностями, находившуюся в 40 километрах от границы Маньчжоу-Го, то есть вторглась на 40 км вглубь территории Монголии. Японцы сразу же начали ее укреплять фортификационными сооружениями и втаскивать на гору противотанковые и дивизионные пушки. На восточном берегу Халхин-Гола также начались жаркие бои. Противнику сопутствовал успех. Но ситуацию переломило использование подвижного бронерезерва. Стремительный удар танкистов, поддержанный огнем всей имеющейся артиллерии, ошеломил противника. Этот удар был нанесен тогда, когда противник еще не успел организовать на захваченных территориях активную оборону и поэтому, вынужден был отступить, неся большие потери. Бои за гору Баин-Цаган шли почти непрерывно три полных дня – со 2 июля и до раннего утра 5 июля. Наземные бои сопровождались воздушными боями.

В небе над Баин-Цаганом японцы потеряли 45 истребителей пикировщиков. К утру 5 июля сопротивление японцев прекратилось, и началась их беспорядочная переправа на восточный берег реки. Г.К. Жуков так описывает это: «Японские офицеры бросались в полном снаряжении в воду и тут же тонули, буквально на глазах наших танкистов». На горных склонах погибли более 10 тыс. японских солдат и офицеров, были уничтожены почти все танки, большое количество артиллерии. После тяжелого поражения за гору Баин-Цаган, японцы больше не рисковали переправляться на западный берег реки Халхин-Гол, бои после 6 июля продолжались на восточном берегу реки. Японские войска еще не были разгромлены и продолжали оккупировать территорию Монголии. После победы советско-монгольских войск на Баин-Цагане Г.К. Жуков начал готовить наступательную операцию с целью освобождения всей монгольской территории. Действовавший в районе Халхин-Гола 57-й особый корпус был развернут в 1-ю армейскую (фронтовую) группу под командованием Г.К. Жукова. Войска получили необходимое усиление. Прибыли новые воинские части, боевая техника и т.д. После Баин-Цаганского побоища японцы 23 июля пытались отвоевать плацдарм советско-монгольских войск на восточном берегу Халхин-Гола. Однако добиться своей цели в ходе двухдневного боя им не удалось. Одновременно с 21 по 26 июля шли упорные воздушные бои. Противник в этот период потерял 67 самолетов, советские потери составили 20 самолетов.

К началу главных событий военного конфликта на Халхин-Голе 1- я армейская группировка советско-монгольских войск имела в своем составе около 57 тысяч человек, 542 орудия и миномета, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолетов. Ей противостояла 6-я отдельная армия под командованием генерала Огису Риппо, имевшая 75 тысяч человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка, 500 самолетов. Ожесточенность предстоящих сражений объяснялась тем, что обе стороны ставили задачу уничтожить противника и достичь поставленных целей. Генерал Риппо планировал наступление на 24 августа. Наступление советско-монгольских войск началось 20 августа в воскресный день. Это был упреждающий удар. Для командования 6-й японской армии наступление РККА оказалось полной неожиданностью. Многие генералы и старшие офицеры были в увольнении и не находились в войсках. Артиллерийский и авиационный удар был очень мощным и удачным, поэтому противник в течение полутора часов не мог открыть ответный удар. На центральном участке фронта в течение шести дней - с 20 по 25 августа шли ожесточенные бои.

23 августа Жукову пришлось ввести в бой свой последний резерв: 212-ю авиадесантную бригаду и две роты пограничников. Противник, скованный на этом участке фронта, не смог оказать необходимой поддержки своим войскам на фронтах. Это позволило к исходу 26 августа южной и северной группировкам советско-монгольским войск окружить всю 6-ю японскую армию. После этого началось ее дробление и уничтожение по частям. Бои на Халхин- Голе были отмечены многими примерами героизма и самопожертвования. Летчики В.Ф. Скобарихин, А.Ф. Мошин, В.П. Кустов совершили воздушные тараны. Пилот М. Ююкин, приказав экипажу покинуть борт самолета с парашютами, направил свой горящий бомбардировщик в скопление японских солдат и их боевой техники. Тем самым он совершил первый в истории авиации огневой таран. Танкисты батальона В.А. Копцова впервые форсировали водную преграду - реку Халхин-Гол - в подводном положении. К вечеру 28 августа хорошо обученная и вооруженная, обладавшая трехлетним опытом войны в Китае, 6-я японская армия за 9 дней фактически перестала существовать. Последние очаги сопротивления были ликвидированы 29-30 августа. К утру 31 августа 1939 года территория Монгольской Народной Республики была полностью освобождена от японцев.

Японцы предпринимали и после этого несколько локальных попыток проникновения на монгольскую территорию. 4 сентября два японских пехотных батальона пытались захватить высоту Эрис-Улайт- Обо, но потеряв на ее скатах свыше 350 человек убитыми, отошли за линию государственной границы. 8 сентября эту пограничную высоту пытались захватить четыре пехотные роты, но потеряв только убитыми около 500 человек, вынуждены были отступить. Поражением японцев закончились и воздушные бои, которые произошли 2, 4, 14 и 15-го сентября. В них японская авиация потеряла 71 самолет, тогда как за всю первую половину сентября советская авиация - только 18 самолетов. Поражение японцев на Халхин-Голе до основания потрясло Квантунскую армию. Ее высшее командование вынуждено было в полном составе уйти в отставку. Через своего посла в Москве Сигэнори Того японское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой о прекращении военных действий на монголо-маньчжурской границе. 15 сентября 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе Халхин-Гола, которое вступило в силу на следующий день.

Потребовались еще отдельные переговоры по демаркации границы между Монголией и Манчжоу-Го. 9 июня 1940 года государственная граница МНР была полностью восстановлена. За победу на Халхин-Голе 70 командирам и бойцам Красной армии было присвоено звание Героя Советского Союза. 21 военнослужащему это звание было присвоено посмертно. Среди Героев 33 человека были танкистами и 23 - летчиками. Командующий 1-й армейской группой Г.К. Жуков также получил звание Героя Советского Союза. Трое военнослужащих (летчики С.И. Грицевец, Я.В. Смушкевич и Г.П. Кравченко) были награждены второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. Свыше 17 тыс. красноармейцев и командиров были награждены орденами и медалями.

В период четырех месячных боев на Халхин-Голе японские войска потеряли около 61 тысячи человек убитыми, ранеными и пленными. Их потери только убитыми составили 25 тыс. человек (существуют данные - 17 045 человек). Советско-монгольские потери убитыми и ранеными оцениваются в 26 тыс. человек. Пленных с обеих сторон было мало. Стороны производили два обмена военнопленными. Первый - 27 сентября 1939 года. Было обменено по 88 военнопленных; второй - 27 апреля 1940 года - передали по 116 человек. Обмен производился по принципу «один на один». По потерям боевой техники данные существуют следующие: РККА потеряла 253 танка и 207 самолетов; японская сторона: по танкам японских данных не существует; самолетов - 660. Победа на Халхин-Голе имела большое значение. В немалой степени она способствовала пересмотру политики Японии в отношении СССР. Японские правящие круги перестали рассматривать СССР в качестве главного объекта для будущей агрессии.

Полынов М.Ф. СССР/Россия в локальных войнах и 
вооруженных конфликтах ХХ-ХХI вв. Учебное пособие. – СПб., 
2017. – Изд-во Инфо-Да. – 162 с.

Другие новости и статьи

« Реформы Александра II и развитие музейного дела в Сибири

Русская словесность как ресурс сохранения статуса русского языка как мирового »

Запись создана: Вторник, 18 Май 2021 в 0:19 и находится в рубриках Межвоенный период.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика