Увольнение в связи с утратой доверия лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемные вопросы



Увольнение в связи с утратой доверия лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемные вопросы

oboznik.ru - Либо увольнение, либо выговор: альтернативы нет?
#закон#право#увольнение

Корякин В.М., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.

Филиппова М.Ю., кандидат юридических наук, заместитель директора по учебно-методической работе Юридического института ФГБОУ ВО "Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II".

В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы института расторжения трудового договора с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил в связи с утратой доверия к работнику. Дается анализ новаций трудового и военного законодательства по данному вопросу, формулируются некоторые предложения по совершенствованию правового регулирования увольнения в связи с утратой доверия.

Ключевые слова: расторжение трудового договора, противодействие коррупции, утрата доверия.

Dismissal in connection with loss of trust of persons of the civil personnel of Armed Forces: issues
V.M. Korjakin, M.Yu. Filippova

Korjakin V.M., doctor of legal Sciences, associate Professor, Professor of the Department of military administration, administrative and financial law of the Military University.

Filippova M.Yu., candidate of legal Sciences, Deputy Director on uchebno-methodical work of the Law Institute of FSBEI "Moscow state transport University of Emperor Nicholas II".

The article examines the theoretical and practical problems of the Institute of termination of the employment contract of persons of the civil personnel of the Armed Forces in connection with loss of trust to the employee. The analysis of the innovation employment and military law on this issue, and to elaborate some proposals on improving the legal regulation of dismissal in connection with loss of trust.

Key words: termination of employment, anticorruption, loss of confidence.

Понятие "утрата доверия" как основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в отечественном трудовом праве присутствует довольно давно, однако до недавних пор оно имело ограниченное распространение, поскольку касалось только случаев совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)) <1>. Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что расторжение трудового договора по указанному основанию возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые дают работодателю основание для утраты доверия к ним (данный вывод подтвержден в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

——————————–
<1> До принятия ныне действующего ТК РФ аналогичное основание увольнения работника было предусмотрено в п. 2 ч. 1 ст. 254 КЗоТ РФ.

Как разъясняется в комментариях специалистов, в рассматриваемом случае не имеет значения, относится ли обслуживание денежных и товарных ценностей к основным или дополнительным, а также иным обязанностям виновного работника. Утрата доверия должна быть обоснована конкретными фактами совершения работником виновных действий, послуживших основанием его увольнения с работы <2>. При этом совершение им правонарушений (например, обмеривание, обвешивание, получение оплаты за услуги или товар без соответствующего оформления и т.д.) может быть и не связано с его трудовыми обязанностями (например, хищение, взяточничество и иные корыстные правонарушения, совершенные не по месту работы) <3>.
——————————–
<2> Трудовой кодекс Российской Федерации: рекомендации по применению: В 2 кн. М., 2005. Кн. 1 / Авт.-сост. И.В. Гейц. С. 279.
<3> Ковалев В.И. Все о труде гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2008. С. 265; Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 172 - 173.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в вышеназванном Постановлении разъяснил, что если виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то трудовой договор может быть расторгнут с ним по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, но не позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Как правило, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ могут быть уволены лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, которые относятся к категории тех, кто несет полную материальную ответственность за вверенные им денежные или товарные ценности на основании специальных законов. К работникам, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, могут быть отнесены, например, кассиры, заведующие складами, кладовщики и некоторые другие категории работников. Их увольнение с работы допускается как при совершении ими систематических действий, так и при однократном грубом совершении противоправных действий. При этом увольнение по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может иметь место вне зависимости от того, заключен ли с работником договор о полной материальной ответственности или нет <4>.
——————————–
<4> Трудовой кодекс Российской Федерации: рекомендации по применению. С. 280.

Кроме того, как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1999 г. (утвержден Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 1999 г.) со ссылкой на Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда N 14В-99пр-8, основание расторжения трудового договора, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является самостоятельным, и наличия вступившего в силу приговора суда не требуется. Достаточно конкретного факта совершения лицом гражданского персонала виновных действий, дающих основание для утраты к нему доверия со стороны командования воинской части (военной организации).

Следует отметить, что теоретические и практические аспекты расторжения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ нашли достаточно подробное освещение в научных публикациях <5>, чего нельзя сказать о схожем основании увольнения, предусмотренном п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Это обусловлено тем, что данный пункт включен в ТК РФ относительно недавно - Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Указанная норма, действующая с 1 января 2013 г., предусматривает возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с утратой доверия к работнику (лицу гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации) в следующих случаях:
——————————–
<5> См., напр.: Москалева О. Увольнение в связи с утратой доверия // Трудовое право. 2014. N 9; Пресняков М. Увольнение в связи с утратой доверия: типичные ошибки работодателя // Там же. 2012. N 12; Степанова Е. Увольнение по причине утраты доверия: при каких обстоятельствах оно возможно? // Там же. 2014. N 9; и др.

а) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов <6>, стороной которого он является;
——————————–
<6> Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

б) непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
в) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми.

Данными нормами ТК РФ был дополнен в рамках реализации антикоррупционной стратегии в Российской Федерации, одним из направлений которой является распространение на отдельные категории лиц, работающих по трудовому договору, некоторых запретов, ограничений и дополнительных обязанностей, установленных законодательством для государственных и муниципальных служащих.
Учитывая относительную новизну данного института отечественного трудового права, попытаемся провести его научный анализ, поскольку в научной литературе вопрос увольнения в связи с утратой доверия рассматривается чаще всего применительно к лицам, проходящим государственную или муниципальную службу <7>.
——————————–
<7> См., напр.: Корякин В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия: постановка проблемы // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 10; Сокрашкин Э.Г. Проблемы реализации института утраты доверия // Законность. 2015. N 10; Избиенова Т. Утрата доверия как основание увольнения с государственной гражданской службы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. N 3; и др.

Прежде всего следует выяснить содержание самого понятия "утрата доверия". Этимологически оно состоит из двух терминов: "утрата" и "доверие". Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля утрата - это то, что утрачено, потеря, убыток, ущерб, урон, лишенье; утратить - значит потерять, лишиться, погубить <8>. Схожим образом трактует данное слово и Словарь русского языка С.И. Ожегова: утрата - потеря, ущерб, урон; утратить - лишиться чего-нибудь, потерять что-нибудь <9>.
——————————–
<8> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб., 1863 - 1866. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/.
<9> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 733.

Термин "доверие" В.И. Даль трактует как "чувство или убеждение, что такому-то лицу, обстоятельству или надежде можно доверять, верить; вера в надежность кого-либо, чего-либо"; доверить - значит "поверить, поручить, отдать на веру, на совесть, уполномочить; полагаться на кого-либо, верить ему, не сомневаться в честности его" <10>. По С.И. Ожегову доверие - это уверенность в чьей-то добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому- или чему-нибудь <11>.
——————————–
<10> Даль В.И. Указ. соч.
<11> Ожегов С.И. Указ. соч. С. 145.

С учетом того что термин "доверие" в значительной мере относится к области морали и нравственности, более развернутое определение данного понятия можно найти в словарях по этике. Так, в одном из них под доверием предлагается понимать отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

Противоположностью доверию являются недоверие, подозрительность, когда подвергаются сомнению верность лица общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий <12>.
——————————–
<12> Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. 4-е изд. М., 1981. С. 77.

Как психологическая категория доверие является важнейшим социально-психологическим феноменом, включенным в процессы межличностного взаимодействия, общения, совместную деятельность людей. Оно оказывает влияние прежде всего на эффективность тех или иных форм их взаимодействия. С точки зрения психологической науки "доверие есть форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе, сущность которого представлена в соотношении меры доверия к миру и меры доверия к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного" <13>.
——————————–
<13> Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: Дис. … д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 1998.

В трудовом праве термин "утрата доверия" рассматривается как утрата уверенности работодателем в правомерности дальнейшего поведения работника, если в трудовые обязанности последнего входит выполнение специальных функций, требующих наличия доверительных отношений с работодателем, и если данное обстоятельство может негативным образом сказаться на исполнении им должностных обязанностей (трудовых функций) <14>.
——————————–
<14> Избиенова Т. Указ. соч.

Исходя из приведенных толкований под утратой доверия к работнику со стороны работодателя, как нам уже приходилось писать, следует понимать такие последствия действий (бездействия) работника, которые порождают у его руководителя (начальника) обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои обязанности <15>.
——————————–
<15> Корякин В.М., Филиппова М.Ю. Утрата доверия как основание расторжения трудового договора: проблемы правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2016. N 6. С. 131.

Увольнение лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с утратой доверия преследует двоякую цель: во-первых, покарать правонарушителя; во-вторых, восстановить функционирование нормальных трудовых правоотношений в военной организации, в которой данное лицо замещает определенную должность. При этом восстанавливается не только право работодателя на прием на работу иного, более достойного кандидата, но и конституционное право иных лиц на труд, а также нормальное функционирование военно-служебных и трудовых отношений, пострадавших в силу совершения работником серьезного дисциплинарного проступка.
Уяснив сущность и содержание понятия "утрата доверия", рассмотрим далее, на какие категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации распространяется основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренное п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Для этих целей обратимся к Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции". Согласно п. 1 указанного нормативного правового акта на лиц, занимающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные антикоррупционным законодательством (в Постановлении приводится конкретный перечень таких обязанностей, ограничений и запретов). При этом законодатель делегировал руководителям государственных органов полномочия по установлению перечней конкретных должностей, при замещении которых работники обязаны соблюдать антикоррупционные ограничения, запреты и исполнять дополнительные обязанности, несоблюдение (неисполнение) которых может повлечь увольнение в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя.

В порядке реализации указанных полномочий Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175 утвержден Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно данному Перечню к числу лиц, с которыми трудовой договор может быть расторгнут в связи с утратой доверия, отнесены:
- должности руководителей военных организаций и их филиалов, а также их заместителей;
- должности в структурных (обособленных) подразделениях военных организаций: руководитель подразделения и его заместитель; главный бухгалтер и его заместитель; начальник финансово-экономической службы и его заместитель; заведующий кафедрой, профессор, доцент кафедры и др. (всего 10 наименований должностей);
- должности специалистов организаций: экономист, бухгалтер, юрисконсульт, инспектор-ревизор, преподаватель, члены военно-врачебной комиссии военных комиссариатов и др. (всего 20 наименований должностей).
Ввиду новизны рассматриваемого института трудового права правоприменительная, в том числе судебная, практика по применению п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ пока не наработана. Однако уже сегодня можно выявить ряд проблемных вопросов, связанных с расторжением трудового договора в связи с утратой доверия к работнику в случае несоблюдения им ограничений и запретов, а также неисполнением обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством.

Так, следует согласиться с высказываемым в научной литературе мнением о том, что понятие "утрата доверия" носит оценочный характер и возможность применения последствий утраты доверительных отношений предполагает наличие значительной доли усмотрения работодателя <16>. В ТК РФ и иных актах трудового права, в отличие от законодательства о государственной службе, отсутствуют специальные нормы, определяющие порядок применения данного основания увольнения, что может повлечь нарушение трудовых прав работников. Усмотрение воинского должностного лица, субъективное толкование им понятия "утрата доверия" потенциально создают условия для коррупции, для нарушения прав лиц гражданского персонала <17>.
——————————–
<16> Избиенова Т. Указ. соч.
<17> Корякин В.М. Усмотрение в деятельности командира // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2.

По нашему мнению, восполнить указанный пробел возможно было бы путем использования порядка применения взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотренного в отношении государственных гражданских служащих и закрепленного в ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Данный порядок должен включать:
а) обязательное проведение проверки обстоятельств совершения лицом гражданского персонала правонарушения, за которое п. 7.1 ч. ст. 81 ТК РФ предусмотрена возможность увольнения в связи с утратой доверия;
б) обязательный учет характера совершенного работником коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения лицом гражданского персонала других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующих результатов исполнения работником своих должностных обязанностей;
в) установление конкретных сроков применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия;
г) возможность замены увольнения применением к лицу гражданского персонала иного дисциплинарного взыскания при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов;
д) возможность и порядок обжалования взыскания в комиссию по трудовым спорам или в суд.

В целях принятия более обоснованных, объективных и законных решений о расторжении трудовых договоров с лицами гражданского персонала в связи с утратой доверия предлагается повысить в этом деле роль комиссий организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов (Положение о таких комиссиях утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2014 г. N 388). Согласно действующей редакции указанного Положения комиссия по итогам рассмотрения вопросов, отнесенных к ее компетенции <18>, вправе предложить соответствующему командиру (начальнику) применить к виновному работнику конкретную меру ответственности. Такая формулировка отдает решение вопроса о возможном увольнении работника в связи с утратой доверия на усмотрение руководителя (работодателя), что, на наш взгляд, не отвечает принципу объективности при применении взысканий за совершение коррупционных правонарушений. Поэтому предлагается скорректировать Положение о комиссиях таким образом, чтобы окончательное решение об увольнении работника в связи с утратой доверия принимала только комиссия, и такое решение должно носить для соответствующего командира (начальника) обязательный характер.
——————————–
<18> В соответствии с п. 9 названного Положения на заседаниях комиссии рассматриваются вопросы: о недостоверности и неполноте поданных работником сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; о несоблюдении работником требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; о соблюдении (несоблюдении) работником требований Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" и др.

Еще одна проблема, требующая своего нормативного разрешения, состоит в необходимости закрепления законодательного механизма, препятствующего поступлению лица, уволенного в связи с утратой доверия, в течение определенного времени на работу на должность, включенную в указанный выше Перечень, установленный в Министерстве обороны Российской Федерации. Данная идея применительно к государственной гражданской службе нашла свое обоснование в диссертационном исследовании Р.С. Сорокина. Указанный автор предлагает в Федеральном законе "О противодействии коррупции" закрепить положение о том, что лицо, уволенное в связи с утратой доверия, не может в течение определенного времени (например, одного года) занимать должности государственной (муниципальной службы) <19>.
——————————–
<19> Сорокин Р.С. Увольнение с государственной службы как мера противодействия коррупции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2016. С. 9.

Поддерживая и развивая данную идею, полагаем необходимым установить такое ограничение и в отношении лиц гражданского персонала, с которыми трудовой договор был расторгнут в связи с утратой доверия к ним по инициативе работодателя. В этих целях предлагается:
- ст. 13.2 Федерального закона "О противодействии коррупции" дополнить абзацем следующего содержания:
"Указанные лица в течение одного года после увольнения в связи с утратой доверия не могут замещать должности государственной и муниципальной службы, а также должности, указанные в абзаце первом настоящей статьи";
- дополнить ТК РФ ст. 64.2 следующего содержания:
"Статья 64.2. Ограничения в заключении трудового договора с отдельными категориями лиц.
Граждане, уволенные с государственной или муниципальной службы в связи с утратой доверия, а также лица, с которыми трудовой договор был расторгнут по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 ч. 1 статьи 81 настоящего Кодекса, в течение одного года после увольнения не могут быть приняты на работу на должности в Центральном банке Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами".
Реализация указанных предложений позволила бы обеспечить, с одной стороны, защиту прав и законных интересов работников, а с другой стороны, интересов государственных органов и военных организаций путем создания правовых барьеров от проникновения на работу по трудовому договору в Вооруженные Силы Российской Федерации недобросовестных, нечистых на руку граждан.

Библиографический список

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб., 1863 - 1866 // http://slovari.yandex.ru/~книги/.
2. Избиенова Т. Утрата доверия как основание увольнения с государственной гражданской службы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. N 3.
3. Ковалев В.И. Все о труде гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: За права военнослужащих, 2008.
4. Корякин В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия: постановка проблемы // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2011. N 10.
5. Корякин В.М. Усмотрение в деятельности командира // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2007. N 2.
6. Корякин В.М., Филиппова М.Ю. Утрата доверия как основание расторжения трудового договора: проблемы правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2016. N 6.
7. Москалева О. Увольнение в связи с утратой доверия // Трудовое право. 2014. N 9.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
9. Пресняков М. Увольнение в связи с утратой доверия: типичные ошибки работодателя // Трудовое право. 2012. N 12.
10. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: Дис. … д-ра психол. наук. 19.00.05. Ростов н/Д, 1998.
11. Сокрашкин Э.Г. Проблемы реализации института утраты доверия // Законность. 2015. N 10.
12. Сорокин Р.С. Увольнение с государственной службы как мера противодействия коррупции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. 12.00.14. Саратов, 2016.
13. Степанова Е. Увольнение по причине утраты доверия: при каких обстоятельствах оно возможно? // Трудовое право. 2014. N 9.
14. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998.

 



Другие новости и статьи

« Духовно-нравственные основы формирования научного мировоззрения молодежи на основе правдивого изучения исторического прошлого

Практико – правовой анализ экономических проблем России на современном этапе »

Запись создана: Среда, 17 Апрель 2019 в 16:18 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы