9 Ноябрь 2019

Присвоение звания «Ветеран труда» лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: новации правового регулирования

oboznik.ru - Присвоение звания «Ветеран труда» лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: новации правового регулирования
#закон#право#ветеран

Филиппова М.Ю., кандидат юридических наук, заместитель директора по учебно-методической работе Юридического института ФГБОУ ВО “Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II”.

Рецензент - доктор юридических наук, доцент В.М. Корякин.

В статье раскрываются порядок и условия присвоения звания “ветеран труда” лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, раскрываются проблемные вопросы в данной сфере, формулируются некоторые предложения по совершенствованию законодательства о ветеранах.

Ключевые слова: ветеран труда, ведомственные награды, ведомственные знаки отличия в труде, трудовой стаж, страховой стаж, выслуга лет.

Assignment the title of “labor veteran” to persons of the civil personnel of armed forces: the innovations of legal regulation
M.Yu. Filippova

Filippova M.Yu., candidate of legal Sciences, Deputy Director on teaching-methodical work of the Law Institute of FSBEI “Moscow state transport University of Emperor Nicholas II”.

The article reveals the conditions and procedure of awarding the title “veteran of labor” to persons of the civil personnel of the Armed Forces of the Russian Federation, reveals the problematic issues in this sphere, formulates some proposals on improving the legislation on veterans.

Key words: veteran labor, departmental awards, departmental distinctions in work, work experience, insurance experience, seniority.

С 1 июля 2016 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах” Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости”. В соответствии с указанным законодательным актом претерпели довольно существенные изменения условия присвоения гражданам звания “Ветеран труда”.
Согласно новой редакции ст. 7 Федерального закона “О ветеранах” к ветеранам труда относятся три категории граждан:
1) лица, имеющие удостоверение “Ветеран труда”;
2) лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
3) лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Относительно первой из перечисленных категорий (”лица, имеющие удостоверение “Ветеран труда”) следует согласиться с высказанным в научной литературе мнением о том, что данная норма несколько противоречит соотношению таких общефилософских понятий, как “причина” и “следствие”, “форма” и “содержание”. Удостоверение ветерана является лишь документальным подтверждением права гражданина на соответствующие меры социальной поддержки, основанием же для его выдачи является наличие у гражданина заслуг перед обществом и государством <1>. Возможно, в данном случае имеются в виду удостоверения ветеранов труда, выданные гражданам до вступления в силу Федерального закона “О ветеранах”, т.е. до 1995 г., в том числе в советский период отечественной истории. Так, согласно ст. 15 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г., в системе государственных наград СССР существовала медаль “Ветеран труда”. Лицу, награжденному данной медалью, выдавалось соответствующее удостоверение.
——————————–
<1> Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону “О ветеранах”. М., 2006. С. 73.

В связи с изложенным для устранения двоякого толкования рассматриваемой нормы представляется целесообразным подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона “О ветеранах” изложить в следующей редакции: “имеющие удостоверение “Ветеран труда”, выданное до вступления в силу настоящего Федерального закона”.
Что касается третьей из названных категорий граждан, относящихся к ветеранам труда, то в силу понятных причин в числе лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время отсутствуют лица, начавшие трудовую деятельность в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим применительно к теме настоящей публикации основное внимание уделим второй из названных категорий граждан, относящихся к ветеранам труда.

Из содержания подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона “О ветеранах” следует, что лицо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, претендующее на присвоение звания “Ветеран труда”, должно одновременно отвечать двум условиям:
а) наличие наград:
- орденов или медалей СССР или Российской Федерации;
- либо почетного звания СССР или Российской Федерации;
- либо почетной грамоты Президента Российской Федерации;
- либо благодарности Президента Российской Федерации;
- либо ведомственных знаков отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в Вооруженных Силах;
б) наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В первом из названных условий - наличие наград - специального рассмотрения требует упоминание о ведомственных знаках отличия за заслуги в труде и службе.

Следует отметить, что законодатель идет по пути ужесточения требований к кандидату на присвоение звания “Ветеран труда”, поскольку в действовавшей до 1 июля 2016 г. редакции рассматриваемой нормы не имелось указания на наличие у претендента определенной продолжительности работы или службы в соответствующей сфере деятельности или отрасли экономики (в нашем случае - в Вооруженных Силах Российской Федерации). При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что данный критерий касается только награждения ведомственными знаками отличия и не распространяется на государственные награды и на награды Президента Российской Федерации (почетная грамота и благодарность).
Таким образом, лицо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, претендующее на присвоение звания “Ветеран труда”, должно иметь либо государственные награды или награды Президента Российской Федерации, либо ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе). При этом ведомственные знаки учитываются только в том случае, если награждение ими связано с не менее чем 15-летним стажем работы (службы) претендента в организациях Вооруженных Сил <2>.
——————————–
<2> Важно иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания “Ветеран труда” при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, т.е. к тем, кто был награжден ведомственными знаками отличия до указанной даты, не предъявляется обязательное требование о том, что награждение знаками отличия должно быть связано с не менее чем 15-летней работой (службой) в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Следует обратить внимание и на то, что законодатель в рассматриваемой норме употребляет понятия “работа” и “служба” и трактует их как равнозначные. Из этого следует, что в указанные 15 лет включается как работа по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, так и военная служба в Вооруженных Силах, а также государственная гражданская служба в Министерстве обороны Российской Федерации. Например, гражданин, уволенный с военной службы с общей продолжительностью военной службы 10 лет, имеющий ведомственные награды Министерства обороны Российской Федерации и поступивший на работу в военную организацию в качестве лица гражданского персонала, может претендовать на присвоение звания “Ветеран труда” по истечении 5 лет работы (при условии его соответствия критерию, связанному с общим трудовым (страховым) стажем).

Специального рассмотрения требует вопрос об отнесении тех или иных ведомственных знаков отличия к знакам, учитываемым при присвоении звания “Ветеран труда”. В научной литературе справедливо указывается на неполную урегулированность данного вопроса, а также на множественность и разнообразие различного рода ведомственных знаков отличия и ведомственных наград, что на практике создает трудности как для самих граждан, так и для органов, уполномоченных выдавать удостоверения ветеранов труда <3>.
——————————–
<3> Как получить и оформить звание ветерана труда? // Азбука права: электронный журн. 2016; Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону “О ветеранах” (постатейный). М., 2007 (комментарий к ст. 7); Слобцов И.А., Шашкова (Кузнецова) О.В., Шашмурина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах” (постатейный) (комментарий к ст. 7) // СПС “КонсультантПлюс”.

В целях разрешения данной проблемы Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388 ст. 7 Федерального закона “О ветеранах” дополнена п. 1.1, согласно которому Правительству Российской Федерации поручено определить порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия <4>. Порядок учреждения таких ведомственных знаков отличия иными федеральными государственными органами и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
——————————–
<4> Во исполнение указанного законодательного поручения издано Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 “О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия”.

С учетом того что Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, можно сделать вывод, что при решении вопроса о том, относится ли тот или иной знак отличия к числу знаков, награждение которыми дает право на присвоение звания “Ветеран труда”, следует руководствоваться соответствующими ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации.

По данному вопросу в настоящее время действует Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 г. N 30 “О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации”. В п. 5 данного Положения указывается, что ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.
Таким образом, статусом ведомственных знаков отличия Министерства обороны Российской Федерации, награждение которыми дает награжденному право на присвоение звания “Ветеран труда”, обладают знаки отличия, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.
Системный анализ приказов Министра обороны Российской Федерации, которыми учреждены ведомственные знаки отличия, позволил составить следующий перечень знаков (см. таблицу).

Таблица

Ведомственные знаки отличия Министерства обороны
Российской Федерации, награждение которыми дает право
лицам гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации на присвоение звания “Ветеран труда”

N п/п

Наименование знака отличия

Правовой акт, которым учрежден знак отличия и утверждено положение о нем

1

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За воинскую доблесть” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 декабря 1999 г. N 608

2

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния - Косово” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2000 г. N 75

3

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За трудовую доблесть” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 310

4

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “200 лет Министерству обороны” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2002 г. N 300

5

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За боевые отличия” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 100

6

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 336

7

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 505

8

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За отличие в военной службе” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 85

9

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За укрепление боевого содружества” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 85

10

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За участие в военном параде в День Победы” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 130

11

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “Михаил Калашников” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 2014 г. N 221

12

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За разминирование” Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 90

13

Медаль Министерства обороны Российской Федерации “За усердие при выполнении задач инженерного обеспечения” Приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 315

В системе ведомственных знаков отличия и наград Министерства обороны Российской Федерации имеется немало иных знаков отличия, которые не указаны в таблице, поскольку не обладают одновременно двумя приведенными выше признаками. Например, награждение медалью “Участнику борьбы со стихией на Амуре” производится приказами Министра обороны Российской Федерации, однако в Положении о данной медали, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 сентября 2013 г. N 665, не указано, что эта медаль является ведомственным знаком отличия. Следовательно, ее нельзя учитывать при решении вопроса о присвоении звания “Ветеран труда”.
Соответствующими Приказами Министра обороны Российской Федерации учреждены другие знаки отличия, в положениях о которых не указано, что они относятся к ведомственным знакам отличия (например, медали “За заслуги в ядерном обеспечении”, “100 лет Военно-воздушным силам”, “Генерал армии Комаровский”, “Генерал-майор Александр Александров”, “За службу в космических войсках” и др.). Поэтому эти медали также не подлежат учету при решении вопроса о присвоении лицам гражданского персонала звания “Ветеран труда”.
Отдельного рассмотрения требует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 810, которым учреждена Почетная грамота Министерства обороны Российской Федерации, являющаяся, согласно Положению о ней, ведомственной наградой. В связи с этим имеется терминологическая неопределенность: можно ли эту награду учитывать при решении вопроса о присвоении награжденному звания “Ветеран труда”? Судя по статусу данной награды, на поставленный вопрос можно ответить утвердительно. Однако в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона “О ветеранах” употребляется термин “ведомственные знаки отличия”, а не “ведомственные награды”. Поэтому в правоприменительной практике могут возникнуть проблемы в реализации права лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, награжденных Почетной грамотой Министерства обороны Российской Федерации, на присвоение звания “Ветеран труда”.
В связи с изложенным имеется настоятельная потребность в издании приказа Министра обороны Российской Федерации, которым должен быть утвержден единый и исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”. Тем более что в п. 1.1 ст. 7 Федерального закона “О ветеранах” содержится прямое указание о разработке такого правового акта.
Наряду с наличием государственных наград и ведомственных знаков отличия кандидат на присвоение звания “Ветеран труда” должен иметь трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет в календарном исчислении, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. В свою очередь, под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 3 Федерального закона “О страховых пенсиях”).
С 1 июля 2016 г. при решении вопроса о присвоении звания “Ветеран труда” может учитываться также и выслуга лет, представляющая собой продолжительность нахождения гражданина на государственной службе. В прежней редакции ст. 7 Федерального закона “О ветеранах” упоминался только трудовой (страховой) стаж.

Лицо гражданского персонала, претендующее на звание “Ветеран труда”, состоявшее на государственной службе, должно иметь следующую выслугу лет в календарном исчислении, дающую ему право на получение пенсии за выслугу лет:
а) не менее 15 лет государственной гражданской службы - для федеральных государственных гражданских служащих (п. 1 ст. 7 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”);
б) не менее 20 лет военной и (или) правоохранительной службы <5> - для бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (п. “а” ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…”).
——————————–
<5> Под правоохранительной службой в данном случае следует понимать службу в следующих государственных органах, указанных в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…”: в органах внутренних дел; в Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В заключение рассмотрим некоторые процедурные вопросы присвоения звания “Ветеран труда”. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона “О ветеранах” полномочия по определению порядка и условий присвоения указанного звания переданы в ведение субъектов Российской Федерации. К настоящему времени во всех субъектах Российской Федерации приняты соответствующие правовые акты по данному вопросу.
Так, Постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2006 г. N 655/26 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда” гражданам, имеющим место жительства в Московской области. Согласно данному документу для присвоения звания “Ветеран труда” в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения Московской области или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства необходимо представить следующие документы:
- заявление;
- одну личную фотографию размером 3 x 4 см;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в Московской области, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);
- документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);
- документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
- документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж или выслугу лет, необходимые для назначения страховой пенсии или пенсии за выслугу лет.
По усмотрению заявителя заявление может быть подано в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области “Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области”, в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.
Территориальное подразделение названного министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в 10-дневный срок со дня представления заявителем перечисленных выше документов направляет их в Министерство социальной защиты населения Московской области для рассмотрения Комиссией по присвоению звания “Ветеран труда”.
Решение о присвоении звания “Ветеран труда” либо об отказе в присвоении этого звания принимается указанной Комиссией и оформляется протоколом в 15-дневный срок со дня представления территориальным подразделением названного министерства всех необходимых документов. Копия протокола в 5-дневный срок со дня принятия решения Комиссией направляется в территориальное подразделение Министерства социальной защиты, которое в 5-дневный срок со дня получения копии протокола направляет уведомление о присвоении звания “Ветеран труда” либо об отказе в присвоении этого звания (с указанием причин отказа) по месту жительства заявителя.
Лицу, которому присвоено звание “Ветеран труда”, выдается удостоверение единого образца, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. N 423 “Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом “О ветеранах”. Удостоверение ветерана является документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, установленных для данной категории граждан нормативными правовыми актами Московской области.
Подводя итог рассмотрению новой редакции ст. 7 Федерального закона “О ветеранах”, заметим, что в целом условия присвоения звания “Ветеран труда” стали более четкими и определенными. Однако для полной реализации права лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на получение указанного звания требуется принятие специального ведомственного нормативного правового акта Министерства обороны Российской Федерации по данному вопросу.

Библиографический список

1. Как получить и оформить звание ветерана труда? // Азбука права: электронный журнал. 2016; СПС “КонсультантПлюс”. 2016.
2. Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону “О ветеранах”. М.: За права военнослужащих, 2006. 336 с.
3. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону “О ветеранах” (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. 280 с.
4. Слобцов И.А., Шашкова (Кузнецова) О.В., Шашмурина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах” (постатейный) // СПС “КонсультантПлюс”. 2010.

Другие новости и статьи

« Исцелитесь, души лекарей!

Приказ о разложении армии и развале дисциплины среди солдат »

Запись создана: Суббота, 9 Ноябрь 2019 в 3:00 и находится в рубриках Финансовое.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика