7 Июнь 2020

О некоторых вопросах, связанных с возмещением расходов на проезд к месту отдыха, лечения и оздоровления военных пенсионеров и членов их семей (по материалам судебной практики)

#закон#деньги#право

В статье рассматриваются проблемы, связанные с возмещением расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающие в правоприменительной практике.

Ключевые слова: выслуга лет, воинское звание, санаторно-курортное лечение, оздоровление, военный пенсионер, член семьи, военная служба, компенсация, проезд, возмещение, расходы, транспорт.

Some topical legal issues related to the reimbursement of travel expenses to the place of rest, treatment and rehabilitation of military pensioners and their families
A.V. Efremov

Efremov A.V., head of the legal branch of the military commissariat of the Republic of Chuvashia.

The article deals with problems related to reimbursement for travel to the spa treatment and rehabilitation of persons discharged from military service and their families, resulting in law enforcement.

Key words: length of service, military rank, spa treatment, rehabilitation, military pensioner, a family member, military service, compensation, travel, reimbursement of expenses, transport.

До 26 июня 2012 г. применительно к гарантиям и компенсациям членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которые им предоставлялись в соответствии с абз. 13 п. 4 и п. 5 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, существовало ограничение, заключавшееся в том, что за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, за исключением социальных гарантий и компенсаций, указанных в п. п. 2 - 4 ст. 24 названного Закона, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохранялись другие социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащих (граждан).
Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был разработан проект, в пояснительной записке к которому указывалось, что практика применения указанных норм Федерального закона свидетельствует об их неоднозначном толковании и произвольном применении государственными органами и их должностными лицами.

Широкое распространение получила практика, согласно которой соответствующие социальные гарантии предоставлялись членам семьи погибшего военнослужащего только в том случае, если они фактически пользовались ими при жизни военнослужащего. Если же по каким-либо причинам при жизни военнослужащего они не воспользовались этими социальными гарантиями, хотя и имели на это право, то в предоставлении этих социальных гарантий после гибели (смерти) военнослужащего членам его семьи отказывали.
Неоднозначно определялся и объем предоставления отдельных социальных гарантий членам семьи погибшего военнослужащего. Так, норма о сохранении социальных гарантий по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению нередко истолковывалась как указание об оказании именно той медицинской помощи, которая оказывалась члену семьи при жизни военнослужащего, а не той, необходимость в которой возникла после гибели военнослужащего.

Таким образом, действующие нормы вышеназванного Федерального закона не только создавали предпосылки к необоснованному нарушению прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих, но и являлись коррупциогенными.
В связи с изложенным законопроектом предлагалось уточнить, что соответствующие социальные гарантии предоставляются членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае, если право на их предоставление возникло при жизни военнослужащего.
Соответствующий Федеральный закон N 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" был подписан Президентом Российской Федерации 14 июня 2012 г. Указанным Законом в абз. 13 п. 4 и в п. 5 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, в соответствии с которыми слова "которыми они пользовались при жизни указанных военнослужащих (граждан)" были исключены <1>.
——————————–
<1> Ефремов А.В. О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 9.

Однако при этом в Порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333, до настоящего времени указано, что в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются, в частности, и такие категории граждан, как члены семей, потерявших кормильца, родители определенной категории погибших военнослужащих, а именно:
- члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение;
- вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение, - до повторного вступления в брак.
Таким образом, существует необходимость внести соответствующие изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2011 г. N 333 для приведения его в соответствие с вышеназванным Федеральным законом.
Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает, что военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы, члены их семей) направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний. По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний, а не к любому месту отдыха.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так, согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации, утвержденному Приказом N 1571н от 19 декабря 2011 г., на такое лечение направляются граждане Российской Федерации в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации.
Следовательно, в случае инициативного (не в порядке направления на лечение в соответствии с указанным Регламентом) выезда на отдых и лечение соответствующей категории граждан, например в Абхазию, оснований для возмещения расходов соответствующей категории граждан на проезд к месту лечения и оздоровления и обратно не имеется.

Так, в апелляционном Определении Санкт-Петербургского городского областного суда от 23 апреля 2015 г. N 33-6112/2015 указано, что В.Г. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании возместить расходы на проезд его и супруги к месту санаторно-курортного лечения и обратно за <дата> в размере <…> рублей <…> копеек, а также сумму в размере <…> рублей за получение письменной платной справки РЖД.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик незаконно отказывает в выплате данных расходов, так как он следовал к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а нормативные акты не содержат указаний на то обстоятельство, что проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно должен следовать по территории Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 г. в удовлетворении исковых требований В.Г. отказано.
В апелляционной жалобе истец В.Г. просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 г. отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно справке Центра социального обеспечения при военном комиссариате Санкт-Петербурга от <дата> В.Г., <…>, проходил военную службу с <дата> по <дата>, имеет календарную выслугу <…> лет, в льготном исчислении <…> лет.
Из материалов дела усматривается, что В.Г. с <дата> назначена пенсия за выслугу лет - <…> лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих, о чем выдано удостоверение серии N…
В.Н. является женой В.Г.
В период с <дата> по <дата> В.Г. и В.Н. получали санаторно-курортное лечение на основании санаторно-курортных путевок N… от <дата> и N… от <дата> года, а в период с <дата> по <дата> - на основании санаторно-курортных путевок N… от <дата> и N… от <дата>.
Согласно проездным документам от <дата> и от <дата> В.Г. и В.Н. следовали к месту санаторно-курортного лечения по маршруту <адрес>, стоимость проезда составила в <дата> <…> рублей <…> копеек, в <дата> - <…> рублей, от санатория домой истец и его супруга следовали по маршруту <адрес>, стоимость проезда составила в <дата> <…> рублей <…> копеек, в <дата> - <…> рублей <…> копеек.
В ответ на заявление В.Г. о выплате компенсации за проезд <дата> начальник Центра социального обеспечения военного комиссариата города Санкт-Петербурга сообщил, что заявителю необходимо представить: путевки, оформленные на утвержденных в установленном порядке бланках строгой отчетности, лицензию либо иной документ, подтверждающий статус санаторно-курортного учреждения, в котором заявитель с супругой находились с <дата> по <дата>, и справки, подтверждающие нахождение на санаторно-курортном лечении, надлежаще заверенные и официально переведенные на русский язык, справку о стоимости проезда железнодорожным транспортом на <дата> в купейном вагоне не фирменного поезда по маршруту <адрес> до ближайшей к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции на территории Российской Федерации и обратно до <адрес> на <дата> в купейном вагоне не фирменного поезда.
<дата> Северо-Западным железнодорожным агентством дана справка о стоимости проезда, в которой указано, что от станции <адрес> до станции <адрес> ж.-д. отправлением <дата> в поезде N… категории "скорый" в вагоне типа "купейный" по тарифу полному составляет <…> рублей <…> копеек. За предоставление письменной справки В.Г. заплатил <…> рублей.

Из справок ФГБУ "<…>", филиал санаторий "<…>", от <дата> следует, что единственным документом, подтверждающим правомочность предоставления услуг санаторно-курортного лечения, является регистрация лечебного учреждения в регистре лечебных учреждений.
Справкой N… от <дата> Министерства здоровья Латвийской Республики подтверждается, что санаторий "<…>", филиал ФГУ "<…>" Управления делами Президента Российской Федерации, зарегистрирован в регистре лечебных учреждений и его код - N…
В ответе ФГБУ "<…>" филиал санаторий "<…>" от <дата> указано, что санаторий "<…>" по-прежнему зарегистрирован в регистре лечебных учреждений <адрес>.
Согласно справкам N…, N… от <дата> ФГБУ "<…>", филиал санаторий "<…>", В.Н. и В.Г. с <дата> по <дата> находились на санаторно-курортном лечении в санатории "<…>".
<дата> В.Г. повторно обратился в военный комиссариат Санкт-Петербурга с заявлением о возмещении расходов за проезд на санаторно-курортное лечение и обратно.
В ответе N… от <дата> военного комиссариата города Санкт-Петербурга сообщается об отсутствии оснований для возмещения расходов на проезд.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что указанные права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.
Согласно п. 5 ст. 20 вышеназванного Закона указанные лица имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" от 20 апреля 2000 г. N 354 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров указанной категории на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333 утвержден Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно которому военнослужащие (уволенные с военной службы, члены их семей) направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний, а не к любому месту отдыха.

Исходя из изложенного, истец, будучи военным пенсионером, обладает правом на оплату проезда его, а также членов его семьи в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения с лечением и обратно.
При этом согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации, утвержденному Приказом от 19 декабря 2011 г. N 1571н, на такое лечение направляются граждане Российской Федерации в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что истец и его супруга не были направлены на лечение за пределы Российской Федерации в установленном законом порядке, истец самостоятельно выбрал место лечения за пределами Российской Федерации, поскольку лечебным учреждением ему или членам его семьи не было рекомендовано в качестве необходимого санаторно-курортное лечение в <адрес>.
К тому же, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, заключенным в Москве 13 марта 1992 г., на общих основаниях подлежит возмещению проезд военных пенсионеров в санаторно-курортные оздоровительные учреждения стран СНГ. Поскольку <адрес> участником данного Соглашения не является, межправительственное соглашение с <адрес> у Российской Федерации отсутствует, то вывод об отказе истцу в возмещении расходов на проезд на территорию <адрес> является правильным.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Хотелось бы особо обратить внимание читателей на положения п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые предусматривают, что офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
При таких данных положения п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не ставят реализацию права на проезд на безвозмездной основе в зависимость от получения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. Условием получения вышеуказанной гарантии является увольнение гражданина с военной службы по определенным основаниям, в соответствующем звании и при определенной продолжительности военной службы.

Так, например, К. проходил военную службу, с определенного времени был прикомандирован к Государственной налоговой службе Российской Федерации, впоследствии был уволен по организационно-штатным мероприятиям с календарной выслугой 20 лет с должности, предусматривающей налоговые расследования, и исключен из числа прикомандированных, в настоящее время получает пенсию за выслугу лет по линии МВД России, реализовал свое право на санаторно-курортное лечение путем отдыха в санатории Министерства обороны Российской Федерации, обратился в военный комиссариат за получением компенсации за проезд к месту санатория и обратно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К. к военному комиссариату Московской области, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и исходил из того, что истец является пенсионером МВД России, не состоит на пенсионном и социальном обеспечении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем санаторно-курортное лечение и возмещение расходов по проезду на такое лечение и обратно осуществляется МВД России.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассматривая 24 октября 2014 г. гражданское дело N 33-22835 по апелляционной жалобе К. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2014 г., не согласилась с выводами суда первой инстанции и, отменяя решение, указала следующее: учитывая, что в 2013 г. истец реализовал свое право на получение санаторно-курортного лечения именно в санатории Министерства обороны Российской Федерации на основании документов, выданных военным комиссариатом Московской области в порядке, установленном Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2011 г. N 333, оснований для отказа в возмещении ему расходов на проезд в такой санаторий у ответчика не имелось, в противном случае право истца на получение установленной законом гарантии не будет обеспечено, что не может быть признано законным <2>.
——————————–
<2> Более подробно см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2014 г. по делу N 33-22835.

Также, на наш взгляд, необходимо обратить внимание читателей и на то, что за вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указанное право на санаторно-курортное лечение, оплату проезда к месту лечения и обратно сохраняется до повторного вступления ими в брак как за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Так, согласно п. 1 Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333, в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту <3> или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение <4>, - до повторного вступления в брак.
——————————–
<3> Независимо от воинского звания военнослужащего.
<4> Выделенные слова необходимо исключить.

Так, например, вдова военнослужащего обратилась в военный комиссариат Краснодарского края за получением компенсации за проезд к месту лечения в санаторий Министерства обороны Российской Федерации и обратно, но ей отказали в выплате денежной компенсации оплаты такого проезда на основании того, что на день увольнения супруг истицы относился к младшему офицерскому составу. При этом суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истица, являясь вдовой военнослужащего, независимо от воинского звания супруга на момент увольнения с военной службы имеет право как на льготное санаторно-курортное лечение в соответствующих учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, так и на возмещение расходов на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год до повторного вступления в брак <5>.
——————————–
<5> Определение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2014 г.

Положения ст. ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что компенсация морального вреда может быть возложена на причинителя вреда, если его действиями нарушены личные неимущественные права либо другие нематериальные блага гражданина; моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, законодательство, регулирующее правоотношения по возмещению расходов, связанных с проездом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту лечения, и положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" не предусматривают возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного отказа в возмещении таких расходов <6>.
——————————–
<6> Более подробно см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2014 г. по делу N 33-22835; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2015 г. по делу N 33-6548/2015.

Также, анализируя спорные правоотношения, связанные с возмещением расходов на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год рассматриваемой категории граждан, имеющих право на такой проезд, необходимо обратить внимание и на то, что отсутствие подтверждающих документов, и в частности документов, подтверждающих статус санаторно-курортного или оздоровительного учреждения, вполне может послужить причиной отказа в выплате данной денежной компенсации. Наглядным примером в данном случае может служить Апелляционное определение Омского областного суда от 1 июля 2015 г. <7>.
——————————–
<7> Более подробно см.: Апелляционное определение Омского областного суда от 1 июля 2015 г. по делу N 33-4167/2015.

При этом статус санаторно-курортного или оздоровительного учреждения на территории Российской Федерации может быть подтвержден уставом учреждения. Так, например, согласно п. 1.8 Устава ФГБОУ ВДЦ "Орленок" одной из основных задач учреждения является укрепление здоровья детей. При этом п. 1.9 данного Устава гласит, что предметом деятельности учреждения "Орленок" является реализация дополнительных образовательных программ, в том числе оздоровительной. А в соответствии с п. 5.5.1 указанного Устава в обязанности учреждения входит, помимо прочего, предоставление медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья. При таких обстоятельствах судебная коллегия Приморского краевого суда определила, что решение Советского районного суда города Владивостока от 11 декабря 2014 г., которым признан незаконным отказ военного комиссариата Приморского края в выплате К. расходов на проезд члена семьи (несовершеннолетней дочери военного пенсионера) в ВДЦ "Орленок" на основании того, что истцом не были представлены документы, подтверждающие, что ВДУ оказывает санаторно-курортное лечение или оздоровительные услуги, является законным <8>.
——————————–
<8> Определение Приморского краевого суда от 30 марта 2015 г. по делу N 33-2515/2015.

Библиографический список

Ефремов А.В. О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2012. N 9.

А.В. Ефремов, начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рецензент - к.ю.н., профессор С.С. Харитонов.

Другие новости и статьи

« Менталитет как фактор формирования личности

Имеют ли право военнослужащие на получение налогового вычета по военной ипотеке? »

Запись создана: Воскресенье, 7 Июнь 2020 в 0:26 и находится в рубриках Финансовое.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика