Первая половина XIX в. характерна началом создания капиталов в войсках и упорядочением их расходования



Первая половина XIX в. характерна началом создания капиталов в войсках и упорядочением их расходования

oboznik.ru - Первая половина XIX в. характерна началом создания капиталов в войсках и упорядочением их расходования
#капитал#история#военныефинансы#русскаяармия#армия

Сведения о капиталах из войск стали сообщаться соответствующим департаментам Военного министерства (артиллерийскому, инженерному, интендантскому и др.). Был заведен учет капиталов в целом за каждый департамент.

Вместе с годовой сметой доходов и расходов департаменты обязаны были представлять военному совету министерства отдельные сметы о своих капиталах. Общий надзор за использованием департаментами капиталов осуществлял военный совет министерства.

В 1833 г. было решено объединить учет экономических капиталов департаментов в рамках всей армии, что позволяло получать сведения о состоянии полковых денежных капиталов в целом за армию, усилить контроль за их движением.

В 1836 г. Николай I утвердил первое положение о денежных капиталах как специальных средствах Военного министерства по Главному штабу. Положением устанавливались конкретные правила формирования и расходования капиталов. В счетном отделе канцелярии министерства были введены дополнительные штатные должности для учета капиталов, переписки с различными учреждениями и лицами об их суммах, разработки рекомендаций об их источниках и использовании.

В конце XIX в. в значительной мере был пересмотрен порядок пополнения и расходования полкового капитала, что нашло отражение в переизданном положении об управлении хозяйством частей и инструкции относительно этого капитала. Несколько уточнено его общее предназначение — “на обеспечение целостности и исправности войскового имущества в случае расстройства такового чрезвычайными обстоятельствами, а также на удовлетворение при мобилизации экстренных хозяйственных потребностей”.

Общая сумма капитала стала делиться на две части: на запасной капитал и экономическую сумму (см. рисунок).

Запасной капитал представлял из себя установленную норму капитала для данной воинской части (для пехотного полка — 8 тыс. руб.). Воинская часть не имела права его расходовать, в мирное время решение об его употреблении мог принять лишь военный совет министерства.

С объявлением мобилизации и во время военного похода запасной капитал расходовался с позволения командира дивизии на те чрезвычайные надобности, какие могли возникнуть как в ходе мобилизации, так и в походе.

Для воинских частей, расположенных в Туркестанском, Омском, Иркутском и Приамурском военных округах, а также в Закаспийской области, нормы запасных капиталов определялись военно-окружными советами в зависимости от местных условий. Однако они не должны были быть менее общепринятых.

В воинских частях, которые при мобилизации выделяли из своего состава кадры для вновь формируемых батальонов, 1/5 часть запасных капиталов предназначалась для этих батальонов и передавалась их командирам. При расформировании запасных батальонов накопленная ими экономия возвращалась полностью по принадлежности в свои части и зачислялась в экономический капитал.

Другая часть капитала, т.е. экономическая сумма, состояла из средств, образовавшихся сверх нормы запасного капитала, или, как тогда выражались, когда имелся “избыток против нормы”.

Эта сумма с разрешения определенных должностных лиц и органов расходовалась в соответствии с Инструкцией, определяющей порядок прихода, хранения и расходования войсковых экономических капиталов (1894, 1897, 1908).

Командир дивизии ежегодно разрешал полкам часть экономической суммы использовать на хозяйственные надобности. Эта часть не должна была превышать остатка сметы хозяйственных оборотов текущего года (года, который заканчивался) и включалась в смету полка на следующий год, в конкретные ее разделы.

Таким образом капитал не только вовлекался в хозяйственный оборот, но и ставились предельные границы его использования в будущем году на хозяйственные надобности, т.е. не допускалось его “проедание”. Этот предел мог быть увеличен лишь за счет полученных процентов на капитал.

Командиру дивизии были предоставлены полномочия в ходе исполнения сметы по просьбе командиров полков увеличивать в случае необходимости расходы по какому-либо сметному подразде­лению за счет экономии по другим подразделениям. Речь шла, следовательно, о расходах, в свое время включенных в смету, но по которым в течение года выяснилась их недостаточность и край­няя потребность.

В чрезвычайных случаях (эпидемия, пожар, землетрясение и др.), когда необходимость расходования экономической суммы не допускала отлагательства, командир дивизии имел право разрешать частям производить диктуемые обстоятельствами расходы.

Военно-окружной совет имел право принимать решения по эко­номическим суммам в тех случаях, когда воинские части просили произвести расходы, не предусмотренные сметами. Вопрос решался положительно, если части могли эту нужду в деньгах покрыть из своих экономических сумм и если совет находил такие затраты целесообразными и не терпящими отлагательства.

Военный совет министерства решал вопросы расходования за­пасных капиталов в мирное время, рассматривал все ходатайства военно-окружных советов по поводу пополнения и использования в округах полковых сумм. Воинские части могли обращаться в совет, причем по командной линии, когда требовалось произвести расходы на общую потребность нескольких воинских частей (на­пример, на постройку водопровода в лагере). Совет определял долю участия в расходах каждой воинской части.

К делам полкового капитала имел отношение и Главный штаб. Он составлял заключения по запросам военно-окружных советов, докладывал их на заседании военного совета министерства. На депозит зачислялись остатки капиталов расформированных частей и таким путем создавался их общий фонд за все министерство. Главный штаб готовил материалы для рассмотрения вопросов о капиталах в Министерстве финансов, Государственном контроле, главных управлениях. Он вел учет экономических капиталов в целом за министерство, вносил предложения по их расходованию, составлял аналитические справки.

По крупным, принципиальным вопросам высказывала свою точку зрения и канцелярия Военного министерства, в том числе, когда требовалась подготовка документов для военного министра, имелись разночтения в понимании некоторых вопросов относительно капитала у Военного министерства и гражданских ведомств. Она давала рекомендации Главному штабу по разрешению этих спорных дел.

В счетном отделе канцелярии служили высококвалифицированные работники, хорошо знавшие не только порядок расходования бюджетных средств, но и разного рода капиталов.

См. также

В армии должно иметься хозяйство двух родов: во-первых, по суммам, а во-вторых, по припасам, вещам и оружию…

В.В. Тиванов, «Денежные капиталы в русской армии»



Другие новости и статьи

« Появление и становление офицерских собраний

Пленных тоже надо кормить. 1941 г. »

Запись создана: Понедельник, 1 Апрель 2019 в 0:08 и находится в рубриках Николаевская армия, Финансовое.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы