100 лет Октябрьской революции



oboznik.ru - 100 лет Октябрьской революции

oboznik.ru - 100 лет Октябрьской революции

“Ураган времени – революция, корабль бытия пляшет в волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания”.

Алексей Толстой.

7 ноября 2017 года отмечается 100-летие Октябрьской революции 1917 года (полное официальное название - Великая Октябрьская социалистическая революция, иные названия: “октябрьский переворот”, “Октябрьское восстание”, “большевистский переворот”). В настоящее время 7 ноября - День Октябрьской революции 1917 года - памятная дата России. Отмечается в соответствии с Федеральным законом N 32-ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России” от 13 марта 1995 года (с последующими изменениями). Октябрьская революция 1917 года стала одним из важнейших и крупнейших политических событий ХХ века, решающим образом изменила пути исторического развития России и оказала огромное влияние на прогресс народов всей планеты.

События 1917 года имели глубокие корни в истории Российского государства. Всестороннее и объективное изучение Октябрьской революции 1917 года помогает осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны. Изучение Октябрьской революции не утратило своей актуальности и в наши дни, ибо оно непосредственно связано с решением одной из самых острых проблем современности – проблемы войны и мира. Президент РФ В. В. Путин считает необходимым дать объективные оценки событиям октября 1917 года в преддверии 100-летия этой даты.

Это решение, принятое главой Российского государства, позволит поставить Октябрьскую революцию 1917 года на ее законное место в нашем национальном сознании, в истории, в литературе. В реализации обозначенной Президентом РФ задачи большая роль принадлежит общедоступным библиотекам как проводникам просветительских идей среди различных категорий населения. Используя традиционные и инновационные формы и методы работы, в библиотеках необходимо организовать и провести для читателей циклы книжно- иллюстративных выставок, виртуальные экскурсии по памятным местам революционных трансформаций, тематические вечера, вечера-портреты, часы истории, литературно-поэтические часы, историко-литературные композиции, конкурс инсценированной песни времен революции, видео–уроки, уроки мужества, праздники исторической книги, вечера патриотической песни и художественного слова, турнир знатоков истории, брейн-ринги, читательские конференции, уроки исторической памяти, устные журналы, районный конкурс рисунков, конкурс буктрейлеров и др.

Тематика мероприятий: “Открывая тайны Октябрьской революции”, “Истоки русской революции”, “Октябрь 1917 года в судьбах России”, “Легендарная быль”, “На историческом ринге”, “По страницам Октябрьской революции”, “Знатоки истории. Октябрь 1917 года”, “На рубеже эпох”, “От февраля до октября 1917 года”, “Там, вдали, за рекой…”, “Мы свой, мы новый мир построим…”, “Люди и судьбы XX века”, “Россия в годы революции”, “Штурм Зимнего дворца”, “Калейдоскоп истории.

Октябрьская революция 1917 года”, “Революция 1917 г. – глазами современных историков” и др. Мероприятия должны носить яркий эмоциональный характер, сопровождаться видеосюжетами, электронными презентациями, музыкальным и наглядно-иллюстративным оформлением. Для привлечения читателей и пробуждения их интереса к Октябрьской революции советуем оформить информационные тематические стенды, выставки репродукций картин, экспозиции в мини-музеях и краеведческих уголках библиотек, галерею портретов В.И. Ленина: “Вождь мирового пролетариата”, “Революционные трансформации”, “Октябрьская революция 1917 года. Как это было?”, “Революция России 1917 года”, “Хроника революционных событий”, “Земли моей минувшая судьба.

Октябрь 1917″, “Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства”, “1917 - год великого перелома в истории нашей страны”, “Об этом помнит вся Россия”, “Октябрьская революция в творчестве русских писателей”, “Октябрьская революция в живописи”, где будут представлены фотографии, портреты, репродукции картин великих русских художников Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона, О. Г. Верейского, Кукрыниксов, А. М. Герасимова, А. А. Дейнека, которые наглядно смогут познакомить читателей с основными этапами Октябрьской революции в контексте мировой истории. В рамках историко-патриотических клубов, действующих при библиотеках, необходимо организовать цикл мероприятий, посвященных Октябрьской революции 1917 года, включающих тематические информационные часы “Этот день в истории нашей страны”, “Дорогами революции”, “Россия на историческом повороте”, “История и уроки Октября”, “Историческая память народа: из прошлого в будущее”, часы истории “Летопись века. Год 1917″, “Прошлое всегда с нами…”, дискуссии “События 7 ноября 1917 года - это революция или государственный переворот?”, “Нужна ли была революция 1917 года”, “Альтернативы развития страны в двух политических режимах от 1917 года до наших дней” и др.

Актуальным в юбилей станет проведение акции “Книга + кино о событиях Октябрьской революции 1917 года”, которая включает самые разнообразные формы работы с книгой и экранизациями (лекция–беседа, беседа-портрет, интеллектуальные игры, колесо истории, рассказ-хроника событий Октябрьской революции, кинолектории, слайд-презентации, виртуальные экскурсии, мультимедийные викторины и т. д.).

Такие формы позволят привлечь наибольшее количество пользователей разных возрастных категорий к чтению художественных, документальных произведений и их экранизаций о событиях революции 1917 года. При организации социокультурных мероприятий необходимо активизировать использование современных средств информационно- коммуникационных технологий. В привлечении внимания населения к книгам, художественным, документальным фильмам об Октябрьской революции 1917 года поможет создание собственных электронных рекомендательных ресурсов, виртуальных выставок на сайте библиотеки. Значительно повышает эффективность мероприятий учет особенностей всех категорий пользователей библиотеки.

Например, для читателей старшего возраста рекомендуем провести такие мероприятия, как: круглый стол «Пусть история всех нас рассудит, и оценку пусть каждому даст», литературно-художественный вечер “Солдаты революции”, вечер исторической памяти “Самая неожиданная из ожидаемых. Октябрьская революция 1917 года”, литературно-поэтические часы “Революция и судьба поэта” (судьба и творчество М. Цветаевой, С. Есенина, В. Маяковского, А. Блока и др.), “Поэтический перекресток: поэты революции и современные писатели, поэты” (В. Солоухин, Н. Доризо, И. Ляпин, Е. Нефѐдов, А. Межиров, Ю. Друнина, Ю. Беличенко, М. Вишняков и др.), “Дети Октября” (произведения о детях в период Октября 1917 г.), “1917 год в судьбе русской культуры”, “Роковое предназначение поэта” (серебряный век русской поэзии).

Для проведения мероприятий об известных исторических личностях, революционных писателях и поэтах, художниках можно использовать фрагменты фильмов “Романовы. Венценосная семья” (реж. Г. Панфилов), “Страсти по Чапаю” (реж. С. Щербин), “Зеркала” (о Марине Цветаевой, реж. М. Мигунова), “Луна в зените” (об Анне Ахматовой, реж. Д Томашпольский), “Есенин” (реж. И. Зайцев), “Куприн” (реж. В. Фурман), “Шагал-Малевич” (реж. А. Митта) и др. В юбилейный год рекомендуем организовать цикл мероприятий “Книги революции”, посвященных писателям-юбилярам 2017 года, отразившим в своем творчестве тему Октябрьской революции: - 150 лет со дня рождения русского поэта-символиста, переводчика, эссеиста, одного из виднейших представителей поэзии Серебряного века Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942), - 150 лет со дня рождения русского писателя, литературоведа, переводчика Викентия Викентьевича Вересаева (1867-1945), - 145 лет со дня рождения русской поэтессы и писательницы Тэффи (1872- 1952), -140 лет со дня рождения русского поэта, литературного критика, переводчика, художника Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932), - 140 лет со дня рождения русского писателя Алексея Михайловича Ремизова (1877-1957), -130 лет со дня рождения русского поэта Серебряного века Игоря Северянина (1887-1941), - 125 лет со дня рождения русского писателя Константина Александровича Федина (1892-1977), - 125 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Соколова- Микитова (1892-1975), - 125 лет со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968), - 120 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, сценариста, Валентина Петровича Катаева (1897-1986), - 120 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Борисовича Мариенгофа (1897-1962), - 120 лет со дня рождения русского писателя Ильи Арнольдовича Ильфа 1897-1937). - 115 лет со дня рождения русского писателя и сценариста Вениамина Александровича Каверина (1902-1989), - 110 лет со дня рождения русского писателя и поэта Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982), - 110 лет со дня рождения русского поэта, переводчика Арсения Александровича Тарковского (1907-1989), - 105 лет со дня рождения русского поэта и драматурга Александра Константиновича Гладкова (1912-1976), Особого подхода требует молодежная аудитория. Данный период истории России современному молодому поколению мало известен, поэтому необходимо подробно и доступно раскрыть перед ними ранее неизвестные героические страницы Октябрьской революции.

Главная задача мероприятий – сформировать у юного поколения истинное представление об этом событии, его влиянии на общество и мировую историю. В работе с молодежью хорошие результаты дают комплексные мероприятия, которые включают: книжно-иллюстративные экспозиции, дискуссионные площадки, кинолектории и др. Повысить интерес молодого поколения к чтению помогут и такие формы библиотечных мероприятий: - громкие чтения, предусматривающие чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного; - литературные чтения - художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»;

- циклы просветительских чтений - посвящены событиям Октябрьской революции 1917 года. Рекомендуем использовать формы мероприятий, которые подразумевают непосредственное участие молодежи в мероприятии, дающие возможность высказать свою точку зрения на ту или иную проблему. Например, просмотр и обсуждение художественных, документальных кинофильмов, посвященных истории Октябрьской революции: “Чапаев” (реж. братья Васильевы), “Как закалялась сталь” (реж. Н. Мащенко), “Бумбараш” (реж. Н. Рашеев), “Тихий Дон” (реж. С. Герасимов), «Оптимистическая трагедия» (реж. С. Самсонов), политический диспут, актуальный диалог, круглый стол “Октябрьская революция глазами современников и потомков” и др.

Учащихся старших классов может привлечь такая форма, как комментированные громкие чтения стихов, отрывков из прозы писателей и поэтов: В. Маяковского, Д. Бедного, А. Блока, О. Мандельштама, М. Волошина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. Северянина, А. Толстого, И. Бунина, М. Горького, В. Набокова и др. Для этой категории читателей рекомендуем провести районный конкурс сочинений “Что я знаю о революции 1917 года?”, “Огни революции 1917 года”, “Что вы знаете о Владимире Ильиче Ленине?” .

В год юбилея Октябрьской революции библиотеки должны широко отразить краеведческую тематику в проводимых мероприятиях: обзорах, выставках (выставки-диспуты, выставки-диалоги, выставки-викторины, выставки “забытых” книг и т.д.), литературно-музыкальных (поэтических) вечерах, вечерах-встречах, вечерах вопросов и ответов, диспутах, игровых формах, творческих часах, уроках истории, встречах с интересными людьми, литературно краеведческих гостиных, Неделях краеведческой литературы, университетах краеведения, заочных читательских краеведческих конференциях, краеведческих чтениях и т.д. Тематика мероприятий: “Как это было: Курск в октябре 1917 года”, “Земли моей минувшая судьба. Октябрь 1917″, “Курский край в период революционных трансформаций”, “Курск в огне революции”, “История края – история России”, музыкально- поэтический вечер (совместно с местными поэтами) «По праву памяти», конкурс краеведческих маршрутов “Моя малая Родина – часть большого Отечества”, “Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография”, районный слет краеведов “Веков связующая нить”, районный конкурс детских краеведческих исследовательских работ, посвященный 100–летию Октябрьской революции и др. Методическая работа библиотек в рамках 100-летнего юбилея Октябрьской революции должна быть направлена на повышение профессиональной компетенции специалистов.

С этой целью для библиотечных работников необходимо организовать обучающие семинары, творческие конкурсы, круглые столы, на которых можно будет обменяться опытом работы по гражданско- патриотическому воспитанию подрастающего поколения. И опыт такой имеется в каждом районе, в каждом муниципальном образовании.

Предлагаем провести конкурс на лучшую историко-патриотическую работу среди библиотек “Историческая память народа: из прошлого в будущее”; конкурс на лучший план мероприятий по подготовке и проведению 100-летия Октябрьской революции; конкурс на лучшую тематическую выставку к юбилею Октябрьской революции; конкурс на лучшую методическую разработку “100 лет Октябрьской революции”; круглый стол “Октябрьская революция. События и факты”, “Октябрьская революция: величайшее событие 20 века или социальная катастрофа?”, семинар “События 1917 года: исследования, точки зрения, мнения”, научно-практическую конференцию “Октябрь 1917 года и современность” и др.

В рамках юбилейных мероприятий библиотекам рекомендуем подготовить и издать дайджесты: “Октябрьская революция: власть, оппозиция, народ. История и современность”, “Герои революции”, тематические списки литературы “Революция 1917 года в зеркале российской истории”, “Тайны Октябрьской революции 1917 года: правда и вымысел”, буклеты “100-летие Октябрьской революции”, “От Февраля к Октябрю: революционная трансформация в России в 1917 году” и др.

Таким образом, 100-летний юбилей Октябрьской революции дает возможность для активизации интереса к чтению историко-художественной и документальной литературы пользователей библиотек, максимально используя для этого информационные ресурсы, многообразие форм и методов продвижения книги. Все мероприятия, реализуемые библиотеками в рамках 100-летия Октябрьской революции, необходимо широко освещать в средствах массовой информации. Для анонсирования и освещения библиотечных мероприятий использовать не только официальные сайты библиотек, но и районных (городских) администраций, профессиональных библиотечных сообществ, социальные сети.

Рекомендуемая литература:

Бердяев, Н. А. Размышления о русской революции / Н. А. Бердяев. - Москва, 1992. - 465 с. Вехи. Интеллигенция в России, 1909-2009 : сборник статей о русской интеллигенции в России. - Москва : Грифон, 2007. - 274 с. Лебедев, Н. В. Октябрьский детектив : к 100-летию революции / Н. В. Лебедев. - Москва : Алгоритм, 2016. - 288 с. Логинов, В. Т. Неизвестный Ленин / В. Т. Логинов. - Москва : Алгоритм, 2010. - 176 с. О причинах русской революции. - Москва : ЛКИ, 2010. - 432 с. Первышин, В. Г. На переломе эпох : история России с 1861 по 1941 гг. / В. Г. Первышин. - Москва : Компания Спутник +, 2006. - 412 с. Прудникова, Е. А. Всадники красной смуты / Прудникова Е. А. - Москва : Вече, 2015. - 480 с. Революция и Гражданская война в России, 1917-1923 : энциклопедия : в 4 т. / [гл. ред. С. А. Кондратов]. - Москва : Терра, 2008. - (Большая энциклопедия). Троцкий, Л . Д. Историческое подготовление Октября / Л. Д. Троцкий. - Москва : Директ-Медиа, 2015. - 681 с.

kurskonb.ru


Другие новости и статьи

« С острова Врангеля будет вывезено 600 тонн металлолома

Сравнение и проблематика советской и современной системы образования в России »


Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU