Вызовы и угрозы безопасности черноморского региона в контексте сотрудничества в военной сфере Турции и Украины



Вызовы и угрозы безопасности черноморского региона в контексте сотрудничества в военной сфере Турции и Украины

oboznik.ru - Флот – очень дорогое удовольствие?

Черноморский регион, представляющий собой перекресток различных культур в котором сосредоточились наиболее острые проблемы современного мира, требует особенного внимания к процессам, которые в какой-либо мере могут повлиять на хрупкий мир в этом регионе. Особую актуальность проблема обеспечения безопасности Черноморского региона приобретает в связи с активизацией государств, чьи геополитические интересы в этом регионе были, в той или другой мере, затронуты событиями, вызванными украинским кризисом и вхождением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. В этом контексте, озабоченность вызывает сближение интересов, налаживание и без того теплых дружественных отношений между Украиной и Турцией, которые невозможно рассматривать вне геополитических процессов.

Весь спектр интересов в Черноморском регионе, их пересечение, объединение, синергетический эффект, необходимо исследовать исходя из учета нескольких групп интересов. К первой группе можно отнести интересы региональных государств, у каждого из которых существуют свои национальные интересы. Ко второй группе относятся интересы Европейского Союза, имеющего геополитические интересы и действующего от имени региональных государств, расположенных в Черноморском бассейне.

К отдельной группе необходимо отнести интересы США, как государства с глобальными геополитическими интересами, использующими в своих целях региональные государства Черноморского региона и амбиции их лидеров путем влияния возможностей евроатлантического блока При рассмотрении первого аспекта следует учитывать интересы шести стран на территориях, прилегающих к Черному и Азовскому морям. Это Россия, Турция, Украина, Грузия, Болгария, Румыния. Формирование концепции Черноморского региона как унитарной геополитической структуры осуществляется путем втягивания большинства из них в основные европейские и евроатлантические институты. Так, после интеграции Болгарии, Румынии в Европейский союз, Европейским союзом Черноморский регион провозглашен зоной европейской ответственности. Используя эти государства в качестве мягкой силы, опираясь на их региональные интересы, Европейский союз сформулировал новую стратегию внедрения региональных инициатив по евроатлантической интеграции, содержащуюся в программе «Черноморская синергия» (Black Sea Sinergy).

Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и ЕС, кроме внедрения региональных инициатив по евроатлантической интеграции, расширения сотрудничества в сфере энергетики, транспорта и окружающей среды, к сфере своих интересов отнесла вопросы о необходимости развития демократии и соблюдения прав человека. Вступление Болгарии и Румынии в НАТО, членство в этом альянсе Турции, ее устремления в Европейский союз, позволяют говорить о формировании интегрированной политико-экономической системы в юго-западной части Черноморского региона. Постепенно расширение НАТО на Восток, заключающееся в подготовке к вступлению Грузии и Украины, указывают на реальную возможность нарушения хрупкого мира в Черноморском регионе и на то, что ситуация в регионе вышла за пределы, устойчивого ранее, «черноморского клуба». Достаточно большую роль в дестабилизации обстановки играет Турецкая республика.

Ее интересы, как сильного регионального государства, на протяжении многих лет сдерживались фактором экономической составляющей. До тех пор, пока экономическим интересам Турции со стороны Российской Федерации, крупного государства Черноморского региона, ничего не угрожало, отношения оставались ровными и, можно сказать, даже дружественными. После вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, Турция не присоединилась к экономическим санкциям, что также подтверждает доминирующее влияние экономических интересов. События в Арабской Республике Сирия, роль России в восстановлении государственного управления законного Президента АРС на всей территории этого государства, экономические потери Турции в этой связи, демонстрация миру ее связи с ИГИЛ, резко изменили политический курс Турции в отношении баланса сил и интересов в Черноморском регионе.

Турция стала открыто поддерживать протестные настроения среди крымских татар по отношению к России, внесла предложения по принятию Грузии в НАТО без Плана действий по членству, организовала сотрудничество Турции и Украины в сфере безопасности и обороны. Все эти действия показывают на свою собственную игру Турции как региональной державы, которая имеет претензии на роль государства, влияющего на геополитический баланс сил. Сотрудничество в военной сфере с точки зрения украинского вклада ничтожно, т.к. у Украины нет действенных вооруженных сил. А вот с точки зрения предоставления Украиной Турции на своей территории пунктов базирования, причальных стенок, центров обучения повторяет по своей сути начальный этап сотрудничества Турции с Грузией, для которой Турция является одним из доноров в военной сфере.

Озвученная лидерами Турецкой республики стратегия неоосманского доминирования, желание контролировать часть постсоветсткого Черноморского региона, включая ту, которая в свое время принадлежала Османской империи, объясняют цель сближения с Украиной. Создание военного альянса с Украиной позволяет Турции приблизить свое военное присутствие к границам России ввиду того, что систему противостояния России Турция и Украина теперь будут строить сообща, используя украинские порты и территориальные воды. Что касается военного присутствия, то необходимо отметить что Турция, региональная держава, обладающая мощным флотом на Черном море, имеющая вторую по численности армию в НАТО, уделяющая большое значение модернизации и наращиванию боеспособности своих Военно-морских сил, способна дестабилизировать политическое равновесие в регионе.

Последние события показывают, что Турция, по-прежнему демонстрируя видение безопасности в Черноморском регионе в объединении усилий со своим военно- политическим партнером – США, активно ведет политику установления собственного доминирования. В этой связи, политика Российской Федерации, направленная на сохранение мира в Черноморском регионе, сохранение баланса сил и интересов, развитие переговорного процесса с Европейским Союзом и США, является стабилизирующим фактором, сдерживающим стремление некоторых региональных государств, путем объединения усилий, влиять на установление нового миропорядка.

М.И. Росенко



Другие новости и статьи

« Патриотизм и социальные нормы в контексте этического сознания личности (на примере жизни и учения Сократа)

Репортаж о праздничной встрече и концерте в честь 100-летия Финансово-экономической службы Вооруженных Сил России »

Запись создана: Вторник, 23 Октябрь 2018 в 15:40 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы