8 Июнь 2020

Современная консервативная публицистика и актуальные вызовы профессиональной подготовки в сфере масс-медиа

oboznik.ru - Помощь публицистов своему воюющему народу
#публицистика#журналистика#СМИ

Аннотация: Статья посвящена актуальным вызовам современной журналистики, прежде всего, проблематике журналистики как «умирающей» профессии. Автор на примере младоконсервативной публицистики рассматривает, что может прийти взамен и какие новые требования будут у публицистики завтрашнего дня.

Ключевые слова: публицистика; младоконсервативная публицистика; масс-медиа

Современный цифровой век диктует новые вызовы профессиональной подготовке в сфере масс-медиа. Зачастую мир меняется быстрее, чем успевает подстроиться под изменившийся мир сфера образования — на многих факультетах журналистики студентов по-прежнему учат конспектировать книги, в то время как сегодня более востребованы сайты на wordpress и смм. Чтобы оставаться конкурентоспособным там, где раньше журналисту надо было просто уметь написать текстовый репортаж в газету, — теперь требуется, помимо хороших текстов, делать фотографии, голосовые радиорепортажи и монтировать видео (Дмитрий Стешин, военкор «Комсомольской правды»).

Атлас новых профессий Сколково отнес профессию журналиста к так называемым умирающим профессиям, которые «уйдут на пенсию» после 2020 года (Головин, Коханая, 2015: 34), объяснив это так: «Программы перевода речи в текст и программы по написанию текстовых документов позволяют во многом автоматизировать эту, считавшуюся ранее творческой, профессию.

Например, компания Bloomberg заменила часть своего новостного персонала на программу искусственного интеллекта, которая пишет биржевые новости быстрее и более красочно, чем журналисты-люди. Любительские репортажи и блоги, резко набирающие популярность благодаря своей живости, правдивости и естественности начинают конкурировать с теле-, радио- и печатными журналистами ведущих СМИ.

Через 20 лет искусственный интеллект сможет на 95% решать задачи, связанные со СМИ. Основным уделом журналистов станет авторская журналистика, построенная на оригинальных взглядах и подходе автора, близкая к художественной литературе или кино» (Атлас новых профессий). Косвенно мы видим, как это происходит уже сейчас: по факту более половины людей, работающих журналистами, не имеют такового образования — и это не мешает им прекрасно чувствовать себя в профессии.

С другой стороны, уровень образования таков, что написать текст может практически каждый, а уровень технологий и интернет позволяют создать свое «СМИ» буквально в считанные секунды. В то же время, «общежурналистское» образование с упором на филологию зачастую не устраивает работодателей, особенно если речь идет о профильных СМИ — «написание текстов слишком ответственная работа, чтобы доверять ее журналистам» — проще условного инженера научить писать тексты (тем более теперь это все проще), чем выпускнику журфака — рассказать все технические и инженерные тонкости так, чтобы он смог понятно это написать.

То есть та часть журналистики, которая сохранится и будет востребована в будущем (Коханая, Головин, 2015) — это то, что сегодня мы называем публицистикой. Понятие «публицистика» появилось в XIX веке; В.Г. Березина, указывает на, возможно, русское его происхождение, поскольку трудно найти эквивалентные термины в европейских языках (Березина, 1971). Согласно определению В. В. Учёновой, публицистика – «специфическая область общественно-политической творческой деятельности, преследующая цель актуального идеологического воздействия на общественное мнение, на сознание и поведение масс.

Актуальное воздействие предполагает единство оперативности и социальной значимости публицистической информации. Это всегда политически и идеологически чётко ориентированное воздействие, имеющее целью реальный социально-преобразовательный эффект» (Ученова, 1989). По большому счету, уже сегодня новому поколению журналистов мы должны преподать что-то большее, чем «просто журналистику». Соответственно крайне актуально изучение современной публицистики, тех принципов, на которых она основывается (Головин, 2010), чтобы понять причины ее востребованности, ее роль и место в обществе и т.д. Когда мы говорим о современной российской интеллектуальной публицистике, одним из важнейших феноменов последних 10-15 лет является такая вещь как младоконсервативная публицистика. Соответственно на этом примере можно хорошо проследить актуальные тренды современной публицистики, что делает ее таковой (Андросенко).

«Младоконсерваторы» стало условным обозначением группы молодых интеллектуалов (от 25 до 40 лет) – журналистов, политологов, философов, заявивших о себе к середине 2000-х в качестве одной из самых влиятельных групп, составляющих консервативное движение. К младоконсерваторам принято относить таких деятелей как Егор Холмогоров, Константин Крылов, Михаил Ремизов, Борис Межуев, Павел Святенков и ряд их политических соратников и коллег.

Полем их деятельности на разных этапах были сайт «Русская Доктрина», «Русский Журнал» Глеба Павловского, еженедельники «Спецназ России» и «Консерватор», сайты Правая.ру, АПН, «Русский Проект» Единой России, «Русский Обозреватель», газета «Известия» в 2014-2015 годах, радиостанции «Маяк» и РСН, телеканал НТВ, сайт «Русская Идея», альманах «Тетради по консерватизму», журнал «Вопросы национализма» и так далее (Андросенко).

Младоконсерваторы первыми подняли тему русского национального государства и попытались обосновать, почему до тех пор, пока Россия не станет опираться на национально ориентированную идеологию в государственном устроении, множество существующих проблем останется принципиально не решаемыми. По сути младоконсерватизм смог впервые заговорить о таких «неудобных» и «неприличных» для публичной артикуляции тех лет темах, как национальная идея, русская нация, проблема разделенного русского народа так, чтобы тема звучала респектабельно и была одновременно конкурентоспособной.

Пожалуй, это можно обозначить как первую важнейшую черту новой публицистики — глубокую национальную ориентированность. Следующей отличительной чертой можно назвать то, что главным полем приложения усилий этой группы стал российский интернет, «звездами» которого некоторые ее участники оказались едва ли не с начальной точки отсчета истории Рунета. Именно этот факт, то, что экономисты называют «эффектом раннего вхождения в отрасль», позволил младоконсерваторам оказывать непропорционально большое, по сравнению с их первоначально скромным статусом в российских медиа, воздействие на формирование политического дискурса.

Наконец, это такая черта как историчность сознания, апелляция к — прежде всего российскому — историческому опыту, глубокое знание истории, требование того же от своего потенциального читателя и оппонента. В дальнейшем это перерастает в общий, глубокий интеллектуальный бэкграунд. Уже нельзя, как Усков и Чхартешвили, обходиться полузнанием и говорить о том, что «Архангельск был первым российским портом в 1584 году».

Сегодня востребованный публицист должен не только помнить, что первым портом был Ивангород напротив Нарвы при Иване III, но и также понимать, чем Бродель отличается от Ле Гоффа, Стиглиц от Каплана, а Маршалл Маклюэн от Уильяма Мак-Нила (Холмогоров). Современный мир требует постоянно учиться, расширять кругозор, узнавать что-то новое, возможно — переосмыслять свои взгляды, дополнять новой информацией и т. д. Насколько верно такое понимание общества и мироустройства? Один простой и свежий пример — в то время как все мировые СМИ и весь мировой истеблишмент, а вслед за ними и многие российские журналисты на прошедших выборах в США прочили победу Клинтон, именно младоконсервативные публицисты, начиная с осени 2015 года, постоянно говорили о победе Дональда Трампа (Холмогоров, Святенков). Не с позиции «мне симпатичен Трамп, я хочу, чтобы он победил», а именно с политологического анализа, то есть аналитический инструментарий младоконсерваторов оказался более точным, описывающим объективные общественные процессы, чем у традиционных медиа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андросенко, Н.П. (2016) Публицистика младоконсерваторов в современном коммуникативном пространстве России // Коммуникология. №1. Атлас новых профессий Сколково [Электронный ресурс // http://www.atlas100.ru (дата обращение 15.11.2016)]. Березина, В.Г. (1971) К истории слов «публицист» и «публицистика» // Вестник Ленинградского университета. № 20. Головин, Ю. А. (2010) Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики.М.:МГУКИ. 272 с. Головин, Ю. А., Коханая, О.Е. (2015) Медиабудущее: композиции и компетенции // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции 17-18 сентября 2015 г.); часть 1. Ростов-на-Дону: РГУПС. С.34-44. Коханая, О.Е., Головин, Ю. А. (2015) Востребованные профессии в сфере масс-медиа: методика быстрого прогнозирования// Вестник Челябинского государственного университета, 2015, № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 365–371. Святенков, П.В. Трамп и Сандерс меняют Америку // Известия, 10.02.2015. Учёнова, В.В. (1989) У истоков публицистики. М.: Изд. МГУ. С.4. Холмогоров, Е.С. Назад в Архангельск, или Николай Усков и шесть русских портов [Электронный ресурс // http://100knig.com/egor-xolmogorovnazad-v-arxangelsk-ili-odin-uskov-i-shest-russkix-portov/ (дата обращение 15.11.2016)]. Холмогоров, Е.С. Как побеждает Трамп // Взгляд, 11.11.2016.

Н. П. Андросенко Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Другие новости и статьи

« Медаль «За оборону Сталинграда»

Мир современности напоминает лоскутное одеяло »

Запись создана: Понедельник, 8 Июнь 2020 в 0:16 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика