Россия в современном мире: проблемы обеспечения безопасности и внутриполитической стабильности в контексте мировых санкций



Россия в современном мире: проблемы обеспечения безопасности и внутриполитической стабильности в контексте мировых санкций

oboznik.ru - Россия в современном мире: проблемы обеспечения безопасности и внутриполитической стабильности в контексте мировых санкций
#Россия#мир/span>#безопасность

Аннотация. Перераспределение современных мировых центров сил – важнейший источник внешнеполитической напряженности. Обострения угроз политической дестабилизации обусловливают новые направления внешней политики России в обеспечении ее национальных интересов. Нуждаются в совершенствовании механизмы обеспечения безопасности России в условиях мирового политического пространства. Ключевые слова: стабильность, безопасность, риски, угрозы, государство.

Геополитическая ситуация вокруг России складывается сегодня под влиянием кардинальных изменений, происходящих в системе формирующегося нового облика России и нового облика мирового устройства. Геостратегическое положение России между Западом и Востоком, между Севером и Югом представляет строгое требование: быть в постоянной готовности к отражению внешних угроз, в том числе и от развертываемых группировок сил и средств воздушного нападения и противоракетной обороны иностранных государств [2, с. 130].

Прежде всего, речь идет о тех государствах, геополитические интересы которых находятся или могут войти в противоречие с соответствующими интересами России. Ситуация на Украине, приведшая к действиям Запада о вводе санкций против России, затронула важный вопрос: как и насколько Россия готова к санкциям, какой урон они могут нанести Российскому государству?

В современных мировых реалиях, обусловленных попытками изоляции России и ее втягиванием в конфликтные взаимоотношения со странами – мировыми лидерами, введением мировых санкций, на первый план выдвигается проблема обоснования системы мер эффективного обеспечения безопасности нашей страны в современном мире, развития отечественной политической системы в независимости от внешних (глобальных) рисков и угроз. Санкции в первую очередь расшатывают мировую экономику, осложняют отношения между странами, нарушают уклад мирового порядка. Анализируя природу санкций, следует особенно подчеркнуть их способность оперативно видоизменяться в зависимости от сложившейся международной политической конъюнктуры.

Санкции напрямую связаны с интересами мировых сверхдержав и изменяются в зависимости от вектора их внешнеполитического курса. Как правило, именно мировые сверхдержавы, а не развивающиеся страны чаще других используют санкции в своей внешней политике. Это связано с наличием у мировых держав обширных политических и экономических интересов, необходимых ресурсов, внешнеполитического опыта и влияния на мировой арене. Зачастую введение таких мер должно быть подкреплено реальным военно-политическим или экономическим давлением на объект санкций.

Помимо этого немаловажное влияние на эффективность введенных санкций оказывает репутация и авторитет государства в мире и в конкретном регионе. Другой немаловажной особенностью санкций является то, что их применение может быть действительно эффективно лишь в отношении небольших государств с развивающейся экономикой.

Применение же санкций против сверхдержав не только малоэффективно, а иногда и чревато негативными последствиями для экономики страны, применившей санкции. Введенные против России санкции вовсе не способствуют снятию напряженности в общественно-политической ситуации на востоке Украины. Они провоцируют собой симметричный ответ, когда приходится вводить аналогичные по значимости санкции в виде ответных мер.

Все эти ограничения влияют не только на российских производителей или на определенный круг лиц. Стабильность и безопасность – основополагающие условия развития суверенного государства. Обеспечение стабильной благоприятной внешней и внутренней среды для жизни государства неотделимо от повышения безопасности [1, с. 85]. Совершенно очевидно, что в политике обеспечения безопасности следует реализовывать комплекс мер, препятствующий проявлениям всех видов опасностей.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор ни в России, ни во всем мире не разработаны дифференцированные и действенные механизмы обеспечения политической безопасности общества. Безусловным является лишь факт, что в системе мер по обеспечению политической безопасности общества ключевую роль в предупреждении и ликвидации важнейших рисков и угроз играют специальные ведомства и государственные органы, обеспечивающие в пределах своих полномочий и обязанностей безопасность личности, общества и государства. Решение актуальных проблем стабильности и безопасности государства, противодействие значимым политическим рискам и угрозам является основополагающим условием обеспечения устойчивого развития и достижения высокого качества жизни современного российского общества.

В связи с этим следует отметить, что решение данных вопросов связано с не менее значимой проблемой – необходимостью уточнения содержания и классификации современных национально-государственных интересов России, политических интересов различных слоев российского общества, а также способов их обеспечения в условиях возрастающей взаимозависимости отечественной национальной экономики, политической системы, социокультурных и правовых норм с общемировыми требованиями и стандартами. В условиях глобализации всех мировых процессов, политических, экономических и международных отношений формируются новые риски и угрозы как для развития личности, общества и государства, так и для политической системы в целом, поэтому в качестве гаранта национального развития политика государства должна переходить на новый уровень политики в области обеспечения как национальной, так и политической безопасности.

Последствия международных санкций отражаются на замедлении темпов экономического роста, модернизации и технологического перевооружения, а также на падении ВВП и снижении уровня жизни населения. Для благополучного национального развития требуется разработка новой, более усовершенствованной системы мер по обеспечению именно политической безопасности, так как стабильность политической системы является одним из гарантов развития государства.

Также нарастают вопросы, связанные с разработкой новых стратегий в обеспечении политической безопасности, в которых будут обоснованы основные стратегические приоритеты в области обеспечения политической безопасности, система мер в области обеспечения как внутренней, так и внешней политики, определяющей состояние политической безопасности и уровень устойчивого развития государства.

1. Колесников, В. А. Политическая стабильность и строительство новой России / В. А. Колесников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : в 2 ч. – 2013. – № 6, ч. II. – С. 82–87.

2. Юрченко, И. В. Теоретико-методологические аспекты изучения проблематики национально-государственных интересов / И. В. Юрченко // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4. История. Регионоведение. Междунар. отношения. – 2011. – № 1 (19).

Морозов Сергей Иванович, Савченко Ирина Александровна

 



Другие новости и статьи

« Происхождение княгини Ольги

Кафедра финансов и управления банковской деятельностью в Вооруженных Силах »

Запись создана: Суббота, 27 Апрель 2019 в 0:01 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы