27 Апрель 2019

Роль структур гражданского общества в военно-политических конфликтах современности

oboznik.ru - Обама: Военный конфликт между США и Россией - не самое мудрое решение
#конфликт#общество#государство

Аннотация. В современном мире наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли гражданского общества. Гражданское общество начинает играть ключевую роль и в военно-политических конфликтах, особенно тех, которые носят внутригосударственный характер. Это связано с тем, что зачастую, при наличии острого, затяжного противостояния, власти утрачивают способность контролировать и управлять политическими процессами, что нередко приводит такие государства в недееспособное состояние с тяжелыми, непредсказуемыми последствиями. Именно в таких государствах, охваченных конфликтами, усиливается роль структур гражданского общества, берущих на себя функцию организации и управления общественно-политической жизнью страны.

Ключевые слова: военно-политический конфликт, структуры гражданского общества, государство, мирное урегулирование, конфликтное общество.

При исследовании гражданского общества, в частности его перспектив развития в переходных обществах, большое значение придается процессу демократизации, развитию демократических институтов, использованию средств дипломатии для достижения общественного консенсуса и экономической модернизации. Несомненно, что в мирное время гражданское общество играет важную роль в укреплении демократических принципов правления, способствует налаживанию диалога между властью и обществом.

Вместе с тем гражданское общество начинает играть ключевую роль и в военно-политических конфликтах, особенно тех, которые носят внутригосударственный характер. Этому способствует трансформация самих конфликтов, которые становятся все более затяжными, напряженными, трансграничными, этноконфессиональными, на развитие которых существенное влияние оказывают различные международные силы (наглядным примером здесь могут выступать конфликты в Ливии, Сирии, на Украине, а несколько раньше на Балканах). При исследовании возникновения и развития конфликтов основное внимание принято уделять официальным структурам, механизмам и технологиям принятия решений органами власти. Вместе с тем структуры гражданского общества в лице своих представителей играют все больше значимую роль в сложных и многомерных конфликтах. Такое состояние особенно актуально для тех обществ, в которых наблюдается высокая степень раздробленности при отсутствии устоявшихся органов управления.

Именно в таких недееспособных государствах, охваченных военно-политическими конфликтами, структуры гражданского общества начинают играть ведущую роль в политической жизни, оказывая существенное влияние на политические процессы. В то время как при стабильно действующей политической системе гражданское общество может быть достаточно инертным, при возникновении конфликтных ситуаций его состояние выходит на качественно иной уровень, потому что речь идет о жизни и смерти, то есть о сохранении социума. В отличие от мирного времени, появляются иные социальные стимулы для объединения и действия. Соответственно, такая политическая обстановка затрагивает различные сферы жизнедеятельности, что приводит к активизации различных общественных сил во многих сегментах общества. Вследствие различных причин возникновения конфликта и того, каким образом следует поступать, действия представителей структур гражданского общества могут быть направлены на углубление конфликта, поддержание статусакво либо способствовать содействию мирному урегулированию.

Как правило, при возникновении конфликта в него вовлекаются все местные организации гражданского общества (НКО, политические партии, религиозные движения и т. п.), а также иностранные организации гражданского общества, выполняющие определенную миссию, например в качестве наблюдателей, волонтеров и т. д. Когда конфликт носит затяжной, глубинный характер, существует реальная опасность ослабления государства, вплоть до его распада. В этих условиях грань между государством и гражданским обществом становится достаточно размытой. В подобных ситуациях гражданское общество берет на себя часть функций, которые обычно выполняет нормально функционирующее государство. То есть по сути гражданское общество заполняет собой пустоту, которая образовалась в результате ослабления или недееспособности государства, защищая население и предоставляя ему необходимые услуги для жизнедеятельности. Если же существующий конфликт не в полной мере подорвал властную организацию и институты власти функционируют в приемлемом режиме, то в таком случае деятельность структур гражданского общества во время конфликта будет определяться через его отношение к сущности конкретного режима. Поскольку деятельность гражданского общества должна быть санкционирована государством и пользоваться его защитой, его существование, природа и роль определяются степенью демократичности режима, наличием свободы создания ассоциаций, а также соблюдением основополагающих прав и свобод, которые обычно гарантированы в демократическом государстве.

При ограничении таких прав и свобод гражданское общество развивается за рамками правового поля, стремясь не столько сотрудничать с государством, сколько дестабилизировать его. Если в основе политической системы лежит ценностное мировоззрение, поддерживаемое большинством населения, и в ходе конфликта это мировоззрение подвергается сомнению и существует опасность его замещения на другие идеологические ценности, то гражданское общество осуществляет функцию надзора и выступает критиком государства в негласных, но четких пределах. При этом в таких странах действует так называемый социокультурный рефлекс, когда гражданское общество вместе с государством встает на защиту от реальных и мнимых угроз существующему идеологическому порядку [1].

Таким образом, роль структур гражданского общества на возникающие военно-политические конфликты определяется особенностью обстановки, их идентичности, рамок, в которых они осуществляют свою деятельность, структурой политических возможностей и степенью влияния на политические процессы. Под влиянием структур гражданского общества понимаются те возможности, которыми они обладают, чтобы воздействовать как на конкретное проявление конфликта, так и на непосредственные результаты определенных действий.

1. Маркетти, Р. Роль гражданского общества в конфликтах: от эскалации до милитаризации / Р. Маркетти. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/valday/Rol-grazhdanskogo-obschestvav-konfliktakh-ot-eskalatcii-do-militarizatcii-17780 (дата обращения: 16.05.2016). – Загл. с экрана.

Барашков Григорий Михайлович

Другие новости и статьи

« Методическая, научная и воспитательная работа финансово-экономического факультета

О признании права на присвоение статуса «Ветеран труда» и возложении обязанности выдать соответствующее удостоверение »

Запись создана: Суббота, 27 Апрель 2019 в 0:12 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика