Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.


День памяти и скорби. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая длилась почти четыре года и стоившая нашей стране более 27 миллионов жизней. Еще Л.Н. Толстой определил, что «началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Он писал о совершенно другой войне. Этот день – один из самых печальных дней в истории многих стран, которые появились в результате разделения Советского Союза.

Сегодня мы вспоминаем, в первую очередь, погибших на фронтах Великой Отечественной, тех, кто ценой своей жизни защитил будущие поколения всего мира от фашизма. Помимо миллионов погибших, сотни тысяч людей содержались в концлагерях и страдали от голода в тылу. Годы послевоенной разрухи унесли свою долю человеческих жизней. Это был урок, позволивший мировому сообществу понять, что война не может быть благом – независимо от того, кто и почему ее начинает.

Необходимо помнить, что та, теперь уже далекая от нас война, унесшая много миллионов жизней, была войной за существование русской нации. В Российской Федерации День памяти и скорби отмечают с 1996 года. В этот год вышел указ первого президента Российской Федерации, устанавливающий 22 июня как День памяти и скорби. Этот день в России – не просто дата в календаре: по всей стране приспускаются государственные флаги, а телевидению и радио, а также учреждениям культуры рекомендовано не проводить никаких развлекательных программ и мероприятий. 

См. также:

Военная катастрофа 22 июня 1941 года: жизнь разделилась на «до» и «после»

22 июня 1941 года: новая версия

22 июня 1941 года: начало конца

22 июня 1941 года. Винтовка против танка

Начавшаяся 22 июня 1941 года война оказалась совершенно не такой, как ее показывали на экранах кино

Как началась война?

Российское образование и будущее нации (проблемы)
oboznik.ru - Проблемы и тенденции развития высшего образования в современном российском обществе

См. также Чему должна учить школа?

Каждый из читающих эту статью периодически делает покупки, ориентируясь на качество изделия и качество обслуживания и в целом на качество. Если товар не отвечает предъявляемым требованиям, его можно вернуть, заменить на другой. В случае с услугой проблема также решается. Можно пойти в другую клинику, другой салон красоты, обратиться в другую фирму. И мало кто из покупателей задумывается, что качество материальной продукции, качество медицинских услуг, качество общей сферы услуг, качество системы управления, качество системы образования – это прежде всего человек, что любое качество связано напрямую с человеком. Качество любой продукции (будь то физический товар или услуга) является итогом длительной подготовки специалиста, накопленного им опыта, его квалификации и совершенствования имеющихся знаний.

Проблема качества товара и услуги затрагивает интересы отдельной личности или группы лиц и её можно относительно легко решить. А есть особая, специфическая продукция, требования к качеству которой постоянно возрастают и отступать от них нельзя– это сам человек, целые поколения и та система образования (семья, дошкольное, школьное и вузовское образование), которая воспитывает, обучает и формирует личность, воплащающую специалиста – гражданина – патриота. В системе образования готовят поколения людей, которые через 15-20 лет определяют судьбу нации, страны, государства, отечества. От качества этой подготовки зависит будущее всего народа. Будущие специалисты – вершители судьбы отечества готовятся прежде всего в семье.

Именно из семьи выходят будущие инженеры, финансисты, маркетологи, управленцы, дипломаты. Именно семья первой формирует будущую личность, закладывает в неё определенную систему ценностей. Качество семьи, взаимоотношения между родителями, их культурно-образовательный уровень и уровень и качество жизни семьи оказывают базовое влияние на формирование личности. Учитель, школа занимают важное место в формирование личности будущего гражданина специалиста – строителя государства. Принимая подрастающее поколение от семейно-дошкольной системы, школа продолжает формировать и шлифовать подрастающее поколение.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю. Какого человека гражданина воспитает учитель: патриота, надежного и справедливого человека или мажора, пылающего ненавистью к отчизне и пренебрегающего общественными ценностями? Это зависит как от самой личности учителя, так и от его семейно-бытовых проблем и отношения общества и государства к данной профессии. Учитель – такой же человек как все, имеет семью, детей, внуков. Учителю нужна квартира, достойная зарплата, чтобы содержать семью, нормально питаться, отдыхать, одевать детей, обеспечить их обучение. Сегодня многим учителям это не под силу.

Сегодня учитель не просто обременен, а сверх обременен проблемами финансово-бытового характера. Одного призвания и энтузиазма недостаточно, чтобы все мысли и действия были направлены на воспитание будущего поколения. Жизнь становится слишком материальной. Зарплаты не всегда хватает, чтобы дотянуть до следующей зарплаты. Учителю приходится подрабатывать, чтобы сводить концы с концами. Погоня за подработками (дополнительным заработком) трансформирует учителя-мастера в учителя-ремесленника.

Можно привести примеры с нормальной зарплатой, но это больше исключение, чем правило, также как и показательно-образцовые школы. Размер заработной платы наиболее ярко демонстрирует отношение власти к данной профессии. В дореволюционной царской России годовая минимальная зарплата школьного учителя в 1912 г. составляла 1600 руб. (более 25000 долл. по нынешнему курсу) [1] или 133,4 руб./месяц (2083,4 долл.), что в пересчете по методике Счетной платы страны в современных рублях составляет почти 202 тыс. руб. в месяц, а по данным собственно Счетной палаты около 130 тыс. руб. в месяц, тогда как заработная плата чиновника среднего класса не превышала 93 853 современных рублей (62 царских руб.) [2]. Впадать в идеализацию статистических данных не следует, но принять во внимание следует. Нынешняя реальность значительно уступает вековому прошлому. Среднемесячная зарплата школьного учителя в стране по данным Росстата составляет 36,8 тыс.руб. Однако разрыв между крайними точками достаточно большой 1:5. В Ямало-Ненецком автономном округе она достигает 95 тыс.руб., а Алтайского края не превышает 18,8 тыс.руб. [3]. По неофициальным расчетным данным (размещенным в Интернете) среднемесячная зарплата учителя составляет 17617 руб. с существенным разрывом 1:15 между верхней и низшей планками: в Москве 74 тыс.руб. и Чебоксарах 5тыс.руб. [4]. При сравнении этих данных следует учитывать два положения: 1) официальная статистика должна формировать благоприятное мнение, 2) неофициальная усугубляет ситуацию, придает мрачность реальному положению. На вузовском этапе образования работа ведется с выпускниками школ.

Качество и эффективность работы с вчерашними школьниками в значительной мере зависит от школьной подготовки, от эффективности и качества школьной системы образования. Вузовское образование готовит профессиональных специалистов, которые через 10-20 лет будут управлять и руководить хозяйственными предприятиями, банками, регионами, субъектами Федерации, министерствами, войдут в правительство, возглавят государственные структуры, будут направлять развитие общества, экономики, государства. Эффективность этого управления зависит от качества получаемых в студенческие годы знаний, от отношения преподавателей к своей профессии, от профессионализма преподавателей (профессорско-преподавательского состава – ППС). Именно системой образования объясняются успехи России во всех областях. Достижения России связаны с существовавшей системой образования. Вузовское образование дает не только профессиональные знания, но и развивает культуру человека, учит его уважать и беречь обычаи и традиции, понимать, изучать и беречь историю своего народа, своей отчизны.

Образование должно сформировать всесторонне образованного человека, обладающего профессиональными знаниями и компетенциями и высокими морально-нравственными качествами. Формирователем этих профессионально-личностных качеств выступает преподаватель (как и родители, воспитатели, учителя педагог). Именно от него зависит качество подготовки гражданина-специалиста, его понимание долга, Родины, Отчизны. Поэтому крайне важное значение играет наряду с профессионализмом преподавателя, его морально-нравственный облик и личный пример. Воспитание и обучение соединяются в лице педагога, обладающего мощной воспитательной силой, силой примера, которую не заменят и не сумеют заменить никакие учебники. Образование и воспитание составляют единое целое. Воспитательный фактор в процессе образования присутствует всегда, выполняя активную или пассивную роль. Поведение, обращение, речь, внешний вид, складывающиеся взаимоотношения выступают элементами воспитания.

Не учитывать этот фактор в образовательном процессе наносит ущерб системе образования и обществу. Главная, ключевая проблема качества вузовского преподавания и соответственно качественный уровень профессионализма поколения, которое через десяток лет станет определять вектор развития нации, общества, экономики, государства и место страны в мире, определяется и зависит от преподавательского корпуса. Особенность системы образования в отличие от материального производства заключается в работе с живым материалом – с людьми, с подготовкой, как уже отмечалось, нашего будущего. И если товар можно заменить, то поколение, людей не заменить. Изначально надо готовить профессиональных специалистов высшей категории с высокими морально-личностными качествами и патриотами своей Родины.

И все зависит от вузовского преподавателя, его профессионализма, его отношения к своим обязанностям. Здесь всплывает щекотливая проблема – материально-финансовое и жилищное обеспечение преподавателя, сложившиеся сегодня условия его деятельности, соотношение размера и структуры нагрузки и величины заработной платы, объема частно-государственного (частно-бюджетного) финансирования высшей школы. Одного энтузиазма и призвания, как и с учителем, надолго не хватает. Нестимулируемый энтузиазм не может дать желаемый эффективный результат. Недостаточный размер заработной платы для достойного содержания семьи принуждает, как и в любой иной сфере деятельности, искать дополнительные заработки: преподавание в других вузах, выполнение иных не свойственных для данной профессии работ и видов деятельности. Эти жизненно необходимые подработки для обеспечения достойного уровня и качества жизни имеют отрицательную сторону и ведут к перегрузкам, к выгоранию, подрывают здоровье, снижают творческий порыв и в конечном итоге снижают качество преподавания. Любая подработка требует времени: надо подготовить материал, провести занятие плюс время на дорогу.

Это время, которое снимается с основного места деятельности и с необходимого для восстановления сил отдыха. Итог констатирован выше – качество. К тому же как шагреневая кожа сжимается время, уделяемое семье и её духовно-культурному развитию. В аудитории преподаватель находится словно под панорамным рентгеном. От внимания студенческой аудитории ничто не ускользает. Аудитория очень внимательна к умению преподавателя давать новый материал, говорить, аргументировать выдвигаемые положения, его голосу и тембру голоса, к умению управлять голосом, жестами, к его словарному запасу и правильной речи, насколько опрятно или неопрятно он выглядит.

От глаза и внимательности молодого поколения не ускользнет ничего. Для соответствия этим требованиям, и чтобы оставаться примером преподаватель должен постоянно совершенствовать свои профзнания, обладать высокими морально-нравственными качествами и быть как минимум на шаг впереди ожиданиям аудитории. Это означает, что преподаватель не должен разрываться между своими проф.обязанностями и ожиданиями аудитории, с одной стороны, и повседневным бытом, и материально-финансовыми проблемами семьи с другой стороны. Труд преподавателя, к сожалению, не оценивается с позиции будущего нации, страны, государства. У нынешнего вузовского преподавателя России три проблемы: статус, жилье и заработная плата (последовательность не имеет значения). Статус вузовского преподавателя сегодня обрушен. В (дореволюционной) царской России власть уделяла повышенное внимание системе образования, которая обладала статусом государственной службы, соответственно школьный учитель и преподаватель вуза являлись государственными высокооплачиваемыми служащими. В частности, рядовому профессору университета присваивался чин генерал-майора с соответствующим жалованьем. В советский период до хрущевских реформ сохранялось уважительное отношение к системе высшего образования и преподавателям.

До второй мировой войны статус академика был приравнен к чину генерала армии, маршала СССР. Заработная плата профессора была установлена на уровне секретаря обкома. Финансирование образования рассматривалось как вклад в будущее страны и имело приоритетный характер. Образование и наука стали основой безопасности нации и государства. Заложенная в 1930-х годах приоритетность образования дала благодатные плоды через поколение в период конца 1940 – начала 1960 годов. Успехи советской системы образования и науки материализовались в освоении атомной энергетики, запуске спутника в 1957 г. и в космической одиссеи Гагарина. Это были грандиозные успехи прежде всего школы и вуза, которые воспитывали, готовили и формировали профессиональные кадры. После запуска в 1957 г. спутника и особенно космического полета Гагарина в 1961 г. американские эксперты увидели и объяснили научно-технические и технологические успехи СССР престижностью и приоритетностью системы образования в СССР, который в тот период на финансирование образования направлял 13% государственного бюджета против 3% в США. Спустя полстолетия все перевернулось наоборот: в США 11% бюджета направляется на финансирование образования, в России не более 3%.

Итог незамедлительно сказался. Сегодня США лидируют в области инноваций и научно-технологических разработок. Возникший разрыв, отставание сложно ликвидировать. Исходя из опыта США, становится очевидным важность увеличения финансирования образования. Однако в проекте федерального бюджета на 2017-2019 гг. расходы на образование находятся в пределах 3,6-3,7% расходной части бюджета, приоритет отдан оборонному направлению дущего нации, страны, государства. Недостаточное финансирование образования скажется через 35-45 лет, а ведь именно образованная нация в XXI веке поведет за собой все человечество. К тому же образованный специалист приносит интеллектуальную прибыль (интеллектуальную ренту), которая значительно превышает прибыль простого труда, и обеспечивает повышение уровня и качества жизни всего населения страны. Экономия на образовании, на социальной сфере блокирует будущее нации, перекрывает путь в это будущее, обрекая народ, нацию, общество, страну на бедность и вечное отставание. Уровень и качество высшего образования определяют будущее развитие нации, общества, экономики, страны, государства. Качественное образование требует крупных капиталовложений.

По данным проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) анализа, охватившим первое десятилетие ХХI века, Россия по расходам на образование (5,5% ВВП в 2009 г.) уступала странам-членам ОЭСР (6,3% ВВП в 2009 г.) (см.Табл.). Несмотря на низкое финансирование Россия по уровню образованности доминирует. 88% россиян имеют как минимум среднее специальное образование, тогда как аналогичный показатель для ОЭСР не выше 74% и G20 56%. Особенно разителен разрыв в сфере высшего образования: 54% россиян имеют высшее образование, уступая Южной Корее, Японии и Канаде, тогда как в ОЭСР этот показатель в среднем не превышает 31% и G20 26%. [6] Размеры финансирования образования демонстрируют степень внимания государства и общества, уделяемого социальному развитию и образованию граждан, а также степень понимания роли образования населения в социально-экономическом развития страны, и рассматриваются как ключевой показатель развития.

Самые высокие расходы на высшее образование в мире в США 26 021 долл. на одного студента. Как гласит народная мудрость: нет правил без исключения. В Южной Корее и России расходы на одного студента составляют меньше половины расходов в США менее 10 тыс. долл. и также существенно уступают по образовательным расходам 10 странам, в которых высокая доля населения с высшим образованием, но эти две страны не уступают по образованности населения. Количество и качество не всегда совпадают. Высокие расходы на образование не всегда материализуются, трансформируются в качество образованности. В США не более 25% (один из четырех) выпускников колледжей способны продемонстрировать абсолютную грамотность и профессионализм в своей сфере. В Японии, Финляндии и Нидерландах продемонстрировать профессиональное мастерство могут не более 35% выпускников.

Показатель грамотности и профессионализма демонстрируют эффективность финансирования/расходов на образование, конкурентоспособность специалистов на мировом рынке. Со второй половины ХХ века государственное финансирование системы образования во всех странах мира становится приоритетным и признаётся сферой национальных интересов.

В ходе реформирования отечественной системы образования началась его коммерциализация, которая превратила вузы в коммерческие предприятия с целью извлечения прибыли. Коммерциализация перекладывает часть финансирования образования на население (семьи), позволяя сократить расходы госбюджета на систему образования, и одновременно усиливает неравенство образовательных возможностей. В обществе, в котором между гражданами образовалась глубокая пропасть по доходам, такая система образования не соответствует принципу равенства всех граждан страны в получении образования. Принцип равенства остается формальным, реально его соблюдение становится абсурдным. Секвестирование системы высшего образования консервирует отсталость и низкий уровень и качество жизни по сравнению с развитыми странами. На ликвидацию ущерба от секвестирования системы высшего образования (как и школьного) потребуются десятилетия. Получение образования является и будет являться необходимым условием овладения специальностью, подготовки человека к созидательной жизни и труду. Само образование является процессом получения и усвое-

ния систематизированных знаний, компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных), умений и навыков. Высокое качество советской системы образования, основанной на групповом принципе и с упором на академические дисциплины и академические знания, было продемонстрировано человечеству в 60-х годах прошлого столетия. В 1991 г. японский предприниматель миллиардер Хероси Теравама отметил успехи советской системы образования, благодаря которой страна (СССР) сумела обеспечить мощный научно-технический прогресс. [8]. Многие страны скопировали нашу систему образования, адаптировав её к своим национальным условиям при сохранении группового принципа и академической направленности, оставляя семье возможность формировать у подрастающего поколения социальные навыки. В отличие от советско-российской системы образования система образования в США, как и в других неевропейских англоязычных странах, ориентирована на индивидуальный подход с акцентом прежде всего на социальных функциях и только затем на образовательных. На исходе ХХ века Россия столкнулась с проблемами реформирования, включая систему образования. Реформирование системы образования является требованием времени, новых реалий.

Эффективность любого реформирования зависит от степени учета национального менталитета, традиций, обычаев. С 1990-х годов в российскую систему образования без учета менталитета, традиций, обычаев народа стали принудительно вноситься чуждые ей элементы западной и прежде всего американской образовательной системы, которые крайне плохо интегрировались и постоянно отторгались. Вице-президент Российской академии естественных наук и Международной лиги защиты культуры, лауреат Государственной премии СССР 1978 года Фурсей Г.Н., сравнивая российскую и американскую системы образования, сделал однозначный вывод в пользу российской системы. По его словам, навязываемая школьная и вузовская система образования уступает по всем параметрам российской, которая до сих пор остается лучшей в мире несмотря на сокращение финансирования. Реформа образования нужна, но нужна реформа, которая не разрушает, а улучшает. [9].

Высокое качество российской системы образования с акцентом на академическая успеваемость как базовую ценность в обществе и семье подтвердили глобальные исследования национальных образовательных систем, проведенные американским специалистом в области образования Гарольдом Стивенсоном, признавшим российскую систему образования самой эффективной. [9]. Любая образовательно-воспитательная система, как и любое явление имеет достоинства и недостатки и нуждается в постоянном обновлении с учетом современного прогресса и общественного развития при сохранении и развитии накопленного опыта. В советский период образовательно-воспитательная система готовила специалиста критически мыслящего, имеющего собственное мнение, способного принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их реализацию. К тому же это был гражданин патриот свой Родины. Та образовательно-воспитательная система, которую навязывали стране в 1990-е годы, отражала положение страны как сырьевого придатка, как периферийной экономики развитых стран.

Требовались тупые исполнители без чувства долга и патриотизма, зацикленные на деньгах. Период раболепия прошел, хотя кое-какое наследие осталось. Сегодня нужен гражданин-патриот страны, обладающий профессиональными знаниями и личностными морально-нравственными качествами. Для формирования такого гражданина – патриота требуется своя отечественная «индустрия образования и воспитания с четкой и ясной направленностью на достижение как ближайших, так и перспективных задач общества и государства. Сегодня как никогда требуется эффективная система образования, способная продолжить лучшие традиции советской и российской систем образования и вобрать соответствующие национальному менталитету эффективные образовательные инновации современности.

Такая система образования должна гарантировать подготовку конкурентоспособного, смелого, предприимчивого профессионального специалиста гражданина, готового и способного обеспечить социальное и научно-техническое процветание отечества. Такой специалист – гражданин будет действовать в соответствии с наставлениями древнегреческого философа Демокрита: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует. На что должна ориентироваться страна: на прошлое, настоящее или будущее. Будущее – это современное высшее образование. Ибо только образованная нация может достойно конкурировать на мировом рынке.

Петров А.А

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , ,

Запись создана: Четверг, 20 Апрель 2017 в 19:30 и находится в рубриках Современность. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.