Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

Основания социально-политических воззрений И.Т. Посошкова
oboznik.ru - У истоков российской камералистики

Иван Тихонович Посошков (1652–1726) – русский купец, предприниматель, экономист и публицист. Его наиболее значительная работа «Книга о скудости и богатстве» считается преимущественно экономическим произведением, однако она имеет важное значения и для русской социально-политической мысли. Также среди его трудов известно «Завещание отеческое к сыну», в котором выражены этические взгляды автора в виде поучений и наставлений. И.Т. Посошков активно пользуется понятием «правда», рассуждая о вопросах справедливого и должного, о социально-политическом устройстве России. В настоящей работе предпринимается попытка рассмотреть место данного понятия в идеях И.Т. Посошкова и особенности его представлений о «правде».

Существенная особенность И.Т. Посошкова как мыслителя состоит в том, что он рассуждает в традициях XVI–XVII вв., его социально-политические идеи имеют явную духовную основу, что было характерно для русской мысли того времени. Среди его «предшественников» исследователи выделяют И.С. Пересветова , Ермолая-Еразма и Юрия Крижанича . Это авторы камералистских сочинений, адресованных, обычно, правителю. Отмечается, что такие сочинения не были редким явлением, и в петровскую эпоху подобная литература с проектами по улучшению государственного устройства была довольно распространена .

Преемственность И.Т. Посошкова как мыслителя отражается и в его использовании понятия «правда», основного для русской политической мысли XVI в. Данное понятие, близкое по смысловому наполнению с понятием «справедливости», имеет ключевое значение и в «Книге о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. И.Т. Посошков ставил перед собой две цели, разрабатывая систему преобразований, описанную в «Книге»: во-первых, объяснить «отчего содевается напрасная скудость и отчего умножитися может изобильное богатство» и «…како бы насадити прямую правду и во всякых делех изсправление и какобы водрузити любовь и безпечное житие народное» . Более того, И.Т. Посошков ставит «правду» выше богатства, обозначенного даже в названии книги, и, подобно И.С. Пересветову, приравнивает «правду» к Богу , к Богу Отцу, а не к Христу, различие в данном случае незначительное. Особенно интересно, что «правда» понимается И.Т. Посошковым в традиционном для духовно-политической мысли России XVI в. значении – как жизни людей, выстроенной угодным Богу образом . При этом «правда» не сводится к «юридической» справедливости, она должна охватывать все сферы жизнедеятельности людей, организовывая их в соответствии с христианским вероучением. В дополнение к тому, что «правда» угодна Богу, И.Т. Посошков добавляет, что она позволяет народу и государству обогащаться.

«Праведными» он считает и экономически эффективные, по его мнению, меры, не принося в жертву эффективности справедливость. Даже цену товара он предлагает мерять «самою правдою», что также подтверждает верховенство «правды» в его взглядах. В духе традиций XVI в., И.Т. Посошков считает, что только царь способен установить «правду», «Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть и по его царской власти надлежит всякой вещи быть постоянной и похвалной…» , – самодержавный правитель, помазанник Божий должен обладать полнотой всей власти, чтобы установить «правду», чтобы царство жило по Божьей воле и процветало в богатстве.

Важно отметить, что мысль И.Т. Посошкова, несмотря на традиционную духовную основу, непротиворечиво включает в себя и рационализм XVIII в. «Правда» выступает не только как нравственный идеал, но и как непосредственная справедливость, необходимая в повседневной жизни государства. Кроме того, присутствует и категория «богатства», занимающая не последнее место в главном сочинении И.Т. Посошкова. Категория «богатство» сопутствует с понятием справедливости, так как последняя тоже в определённой степени считается богатством. И.Т. Посошков не сводит богатство к драгоценным металлам, подобно меркантилистам и к материальному имуществу вообще.

Несводимость идей И.Т. Посошкова к традиционной русской духовной парадигме подтверждается и сходством его главного сочинения с трудами западных камералистов его времени: «Содержание книги Посошкова в целом совпадает с содержанием сочинений западных камералистов, от Карафы до Юсти, хотя он не был знаком с зарубежной камералистской литературой»8 . При этом западные исследователи не всегда признают И.Т. Посошкова как полноправного европейского мыслителя-камералиста, говоря о наличии у него определённых характеристик мышления, нехарактерных для западных мыслителей. Среди этих характеристик выделяют искреннюю приверженность православию, поддержку автократии, ксенофобию и консерватизм .

Первые две характеристики действительно присутствуют в мировоззрении И.Т. Посошкова, однако, это традиционные элементы русской духовно-политической мысли. Кроме того, они характеризуют наиболее общие моменты в идеях И.Т. Посошкова, не находя полноценного отражения в конкретных мерах, которые он предлагает. Таким образом, православие и поддержка авторитарного (самодержавного) правления не создают достаточного основания для того, чтобы отказать И.Т. Посошкову в том, что его идеи соответствовали духу времени. Две оставшиеся характеристики, ксенофобия и консерватизм, можно считать неточными. И.Т. Посошков высказывался против засилья иностранных купцов, однако не в силу их иностранного происхождения, а потому что это не соответствовало интересам Отечества. Что касается консерватизма, то эту характеристику можно понимать лишь в положительном ключе, так как И.Т. Посошков не высказывался против тех нововведений, которые считал целесообразными, в частности, он поддерживал большинство петровских реформ. Так, вместо ксенофобии и консерватизма следует скорее дать следующую характеристику – рационализм.

Таким образом, можно заключить, что И.Т. Посошков, основываясь на старых, традиционных идеалах, формирующих его общее мировоззрение, в конкретных мерах не был ретроградом и рационально подходил к решению вопросов. Такое совмещение духовной основы и рациональных идей прослеживается и в его идее «правды». Он понимает «правду» как общий порядок, как жизнь государства, устроенную по божественным правилам, и как непосредственную справедливость, воздаяние должного в конкретных случаях, что прослеживается в его описании судов.

Ананьев Дмитрий Алексеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки:

Запись создана: Четверг, 20 Апрель 2017 в 19:53 и находится в рубриках Петровские реформы, Стрелецкое войско, Тыл: образование и наука. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.