20 Апрель 2017

Основания социально-политических воззрений И.Т. Посошкова

oboznik.ru - У истоков российской камералистики

Иван Тихонович Посошков (1652–1726) – русский купец, предприниматель, экономист и публицист. Его наиболее значительная работа «Книга о скудости и богатстве» считается преимущественно экономическим произведением, однако она имеет важное значения и для русской социально-политической мысли. Также среди его трудов известно «Завещание отеческое к сыну», в котором выражены этические взгляды автора в виде поучений и наставлений. И.Т. Посошков активно пользуется понятием «правда», рассуждая о вопросах справедливого и должного, о социально-политическом устройстве России. В настоящей работе предпринимается попытка рассмотреть место данного понятия в идеях И.Т. Посошкова и особенности его представлений о «правде».

Существенная особенность И.Т. Посошкова как мыслителя состоит в том, что он рассуждает в традициях XVI–XVII вв., его социально-политические идеи имеют явную духовную основу, что было характерно для русской мысли того времени. Среди его «предшественников» исследователи выделяют И.С. Пересветова , Ермолая-Еразма и Юрия Крижанича . Это авторы камералистских сочинений, адресованных, обычно, правителю. Отмечается, что такие сочинения не были редким явлением, и в петровскую эпоху подобная литература с проектами по улучшению государственного устройства была довольно распространена .

Преемственность И.Т. Посошкова как мыслителя отражается и в его использовании понятия «правда», основного для русской политической мысли XVI в. Данное понятие, близкое по смысловому наполнению с понятием «справедливости», имеет ключевое значение и в «Книге о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. И.Т. Посошков ставил перед собой две цели, разрабатывая систему преобразований, описанную в «Книге»: во-первых, объяснить «отчего содевается напрасная скудость и отчего умножитися может изобильное богатство» и «…како бы насадити прямую правду и во всякых делех изсправление и какобы водрузити любовь и безпечное житие народное» . Более того, И.Т. Посошков ставит «правду» выше богатства, обозначенного даже в названии книги, и, подобно И.С. Пересветову, приравнивает «правду» к Богу , к Богу Отцу, а не к Христу, различие в данном случае незначительное. Особенно интересно, что «правда» понимается И.Т. Посошковым в традиционном для духовно-политической мысли России XVI в. значении – как жизни людей, выстроенной угодным Богу образом . При этом «правда» не сводится к «юридической» справедливости, она должна охватывать все сферы жизнедеятельности людей, организовывая их в соответствии с христианским вероучением. В дополнение к тому, что «правда» угодна Богу, И.Т. Посошков добавляет, что она позволяет народу и государству обогащаться.

«Праведными» он считает и экономически эффективные, по его мнению, меры, не принося в жертву эффективности справедливость. Даже цену товара он предлагает мерять «самою правдою», что также подтверждает верховенство «правды» в его взглядах. В духе традиций XVI в., И.Т. Посошков считает, что только царь способен установить «правду», «Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть и по его царской власти надлежит всякой вещи быть постоянной и похвалной…» , – самодержавный правитель, помазанник Божий должен обладать полнотой всей власти, чтобы установить «правду», чтобы царство жило по Божьей воле и процветало в богатстве.

Важно отметить, что мысль И.Т. Посошкова, несмотря на традиционную духовную основу, непротиворечиво включает в себя и рационализм XVIII в. «Правда» выступает не только как нравственный идеал, но и как непосредственная справедливость, необходимая в повседневной жизни государства. Кроме того, присутствует и категория «богатства», занимающая не последнее место в главном сочинении И.Т. Посошкова. Категория «богатство» сопутствует с понятием справедливости, так как последняя тоже в определённой степени считается богатством. И.Т. Посошков не сводит богатство к драгоценным металлам, подобно меркантилистам и к материальному имуществу вообще.

Несводимость идей И.Т. Посошкова к традиционной русской духовной парадигме подтверждается и сходством его главного сочинения с трудами западных камералистов его времени: «Содержание книги Посошкова в целом совпадает с содержанием сочинений западных камералистов, от Карафы до Юсти, хотя он не был знаком с зарубежной камералистской литературой»8 . При этом западные исследователи не всегда признают И.Т. Посошкова как полноправного европейского мыслителя-камералиста, говоря о наличии у него определённых характеристик мышления, нехарактерных для западных мыслителей. Среди этих характеристик выделяют искреннюю приверженность православию, поддержку автократии, ксенофобию и консерватизм .

Первые две характеристики действительно присутствуют в мировоззрении И.Т. Посошкова, однако, это традиционные элементы русской духовно-политической мысли. Кроме того, они характеризуют наиболее общие моменты в идеях И.Т. Посошкова, не находя полноценного отражения в конкретных мерах, которые он предлагает. Таким образом, православие и поддержка авторитарного (самодержавного) правления не создают достаточного основания для того, чтобы отказать И.Т. Посошкову в том, что его идеи соответствовали духу времени. Две оставшиеся характеристики, ксенофобия и консерватизм, можно считать неточными. И.Т. Посошков высказывался против засилья иностранных купцов, однако не в силу их иностранного происхождения, а потому что это не соответствовало интересам Отечества. Что касается консерватизма, то эту характеристику можно понимать лишь в положительном ключе, так как И.Т. Посошков не высказывался против тех нововведений, которые считал целесообразными, в частности, он поддерживал большинство петровских реформ. Так, вместо ксенофобии и консерватизма следует скорее дать следующую характеристику – рационализм.

Таким образом, можно заключить, что И.Т. Посошков, основываясь на старых, традиционных идеалах, формирующих его общее мировоззрение, в конкретных мерах не был ретроградом и рационально подходил к решению вопросов. Такое совмещение духовной основы и рациональных идей прослеживается и в его идее «правды». Он понимает «правду» как общий порядок, как жизнь государства, устроенную по божественным правилам, и как непосредственную справедливость, воздаяние должного в конкретных случаях, что прослеживается в его описании судов.

Ананьев Дмитрий Алексеевич (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Другие новости и статьи

« Российское образование и будущее нации (проблемы)

Оценка советских воспитательных практик по материалам газеты «Пионерская правда» »

Запись создана: Четверг, 20 Апрель 2017 в 19:53 и находится в рубриках Петровские реформы, Стрелецкое войско, Тыл: образование и наука.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика