Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

Оценка советских воспитательных практик по материалам газеты «Пионерская правда»
oboznik.ru - Советское детство было счастливым. Честное пионерское!

70-летний Советский период истории нашего Отечества оказывает непосредственное влияние на развитие сегодняшней России. Именно с ним связано большинство современных идеологических споров. Трудно однозначно оценить результаты политики ВКП(б), казалось бы, нацеленной исключительно на достижение всеобщего благосостояния и на выдвижение страны в число передовых стран. Интерес представляет психологический аспект. Уже в начале 1920-х гг. сложилась система жесткой регламентации духовной, общественной и личной жизни населения. По словам В.И. Ленина, все члены общества «действовали как один человек».

Советское детство было счастливым. Честное пионерское!

Железная дисциплина обеспечивала единство действий всего народа в переломные моменты истории, однако, это создало традицию приоритета внешнего принуждения перед сознательным подчинением. Большинство всегда оказывалось правым, а мнение отдельно взятой личности – изначально неверно. Сегодняшние поколения, воспитанные в русле современной демократической тенденции не понимают этого психологического феномена. Тем не менее прошло уже 25 лет с момента распада СССР, а память о тех годах еще свежа. В высказываниях людей, рожденных в СССР, часто звучит ностальгия по счастливому детству.

Как же советской власти удалось сформировать в людях жертвенную приверженность к партийной идеологии? Были созданы «институты просвещения и воспитания, которые не просто силой или убеждением стимулировали людей делать то, что в иных обстоятельствах они бы не сделали в силу своих взглядов, – они формировали в сознании людей изначальные предпочтения для заранее определенных действий»2 . Процесс интеграции личности в любую социальную систему начинается в детстве. Именно в эту первую пору жизни закладывается основа для вхождения в социальную среду.

В СССР наиболее ярким институциональным агентом воспитания подрастающего поколения была созданная в 1922 г. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, способствующая успешному функционированию ребенка в социалистическом обществе. Незаменимым помощником в пионерском воспитании была созданная в 1920–1930-х гг. разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов – «формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости»3 . Коммунисты видели в детской журналистике и детской литературе мощное орудие пропаганды, стремились с самого юного возраста взять воспитание ребенка под общественный и идеологический контроль. В качестве дополнительного средства воспитания в 1925 году в Москве начала издаваться газета «Пионерская правда», ставшая в последствии печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. Девиз «Пионер – всем ребятам пример» – не был пустым звуком.

Носить пионерский галстук было честью, которую ещё следовало заслужить. Нельзя недооценивать советскую систему воспитания подрастающих поколений. Все созданные образовательные ячейки были направлены, прежде всего, на всестороннее развитие школьников. Они одновременно решали и общеобразовательные задачи и были призваны прививать детям идеалы дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к Родине, добра и справедливости. Основное обращение к пионерам в газете: «Страна хочет, чтобы вы хорошо учились. Она делает для этого все». При этом каждый школьник должен твердо помнить, что подсказки – плохая услуга, и если товарищ не поспевает за остальными, необходимо с ним разобрать проблемные темы в дополнительное время. Много внимания уделено формированию трудолюбия в детях. Пионер должен был думать, что советский человек – это, прежде всего творец, созидатель. Любое дело ему по плечу: он вздымает к облакам высотные здания, сооружает грандиозные гидростанции, прокладывает многоводные каналы. И школьник, чтобы тоже быть строителем и покорять природу, готовится к этому каждый день за партой.

Газета предлагает колоссальный набор интеллектуальных тем, начиная полетами на Марс и заканчивая первой русской арифметикой Леонтия Магницкого. Помимо физики и математики много обсуждалась литература: это и стихи Г. Ладонщикова, Бабиена Карапетяна и стихи итальянского писателя Джанни Родари в переводе С. Маршака. Судя по «Пионерской правде», Н. Некрасов – любимый поэт всех крестьянских детей, и его мечты о свободной и счастливой жизни народа осуществились с пришествием к власти В.И. Ленина и И.В. Сталина. Но это лишь одна сторона медали. Детей обучали преданности власти, но это отнюдь не означает, что из них исключительно пытались сделать «солдатов советского строя». Советские педагогические технологии были направлены на выработку в пионерах устойчивых ценностей, характеризующих цельных духовно обогащенных личностей: готовность незамедлительно встать на защиту Родины, честность, порядочность, трудолюбие, нравственность, ответственность. Пионеры учились самостоятельно решать возникающие проблемы и стойко преодолевать трудности, чтобы быть достойной опорой государства. К ним обращались с призывом: «Пионер! К борьбе за дело коммунистической партии будь готов!». Но даже в XX в. эти слова могли звучать иначе: «Пионер! К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов!»

Баженова Рената Сергеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: ,

Запись создана: Четверг, 20 Апрель 2017 в 20:08 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Межвоенный период, Развитие в 60 - 80-е годы XX века. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.