Версия легенды: был ли на Руси Рюрик?



oboznik.ru - Версия легенды: был ли на Руси Рюрик?

oboznik.ru - Версия легенды: был ли на Руси Рюрик?

Уж сколько веков не дает покоя историкам вопрос: «Кем был Рюрик?». Наверное, об этом рассуждали еще в глубокой древности монахи-летописцы. До нас не дошли сведения о их спорах. Отрывочные сообщения в летописях о великом варяге, пришедшем на Русскую землю, то ли приглашенном, то ли захватившем власть со своей дружиной и союзниками. Ученые многие века «ломают копья» над вопросом о происхождении основоположника централизованной власти в Русском государстве. Существует несколько теорий. Но мало кто задумывается над проблемой его существования.

Если рассматривать различные версии, то на первом месте стоит утверждение, что Рюрик датчанин. Правда, в те далекие от нас годы еще не существовало наций и национальностей. По всей видимости некоторые ученые определяют его происхождение с местностью, от куда мог появиться легендарный варяг. И Рюрика отождествляют с неким Рориком Ютландским, датским конунгом (вождем) из династии Скьёльдунгов.

Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства». Но не надо забывать, что династия из которой вышел Рорик ведет свою родословную прям от самого Одина. Как у древнеегипетских фараонов, которые все, не зависимо от династий, происходили от Бога-Солнца Ра или Амона.

А далее, сторонники этой версии приводят аргументы о близком соответствии археологических слоев ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени. Первым о тождестве российского Рюрика и датского Рорика высказал в начале XIX века пастор Х. Холлман в одной из своих исторических работ, а через 20 с лишим лет его версию поддержал профессор Дерптского университета Фридрих Крузе. То есть первыми утверждали это иностранные историки.

В дальнейшем эту теорию поддержали и русские ученые, приводя в качестве доказательств временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях. И сейчас датская версия происхождения зачинателя российской государственности находит своих последователей среди российских историков. Но они тоже не ставят перед собой вопроса, который поставлен в названии этой статьи.

oboznik.ru - Версия легенды: был ли на Руси Рюрик?

По другой версии Рюрик был шведом. Аргументов этой теории не более, чем в предыдущей. По ней Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном». Описывая походы скандинавских викингов, указываются названия земель, где оказывались ватаги морских авантюристов-норманнов. В сагах, которые веками имели устную традицию, воспеваются походы Эйрика в том числе в земли, которые позднее стали назваться Русью. Однако, Эйрик и Рюрик - это все-таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) — «славный знатностью».

По русским летописным сводам, которые вызывают сомнения, Рюрик был приглашен править над Русью, а не совершал завоевательного похода. В «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами. Это следует из перечисления окружающих славянские земли племенах.

Впервые против нормандской теории выступил Михаил Васильевич Ломоносов в Академии наук Российской Империи. Но и он, выступая оппонентом немецких историков, боролся с отсутствующими доказательствами, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов. Народ-племя русь не могло оказаться на новгородских землях из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, М. Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян, и их неспособности самостоятельно образовать государство.

И тут появляется следующая версия. По ней Рюрик вообще был славянин. Сторонники антинорманской теории склоняются к двум версиям о происхождении князя, от которого пошла первая династия русских царей. Хотя и в них слишком много белых пятен и противоречий.

oboznik.ru - Версия легенды: был ли на Руси Рюрик?

Первая версия гласит о происхождении Рюрика из полабских славян. Дескать был он вождем славян-ободритов сыном Готлейба, погибшего в 808 году. Эта же гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика – изображение пикирующего сокола. Племенным символом славян-ободритов был именно сокол.

В XVII веке Фридрих Хемниц утверждал, что Рюрик и его братья считались сыновьями именно Голейба. На северо-востоке Германии о нем и братьях Сиваре и Труаре долго сохранялась память, вплоть до XIX века, по мнению французского исследователя Ксавье Мармье.

Вторая версия о славянском происхождении Рюрика рассматривает балтийский остров Руян, который сегодня называется Руген, как место исхода его с соратниками на русские земли. В доказательство этой версии приводится тот фактор, что в ряде источников западного происхождения этот остров называется «Русция», а жители его именуются русинами или рутенами. Сообщается о культе белого коня, который упоминается в русском фольклоре. Но необходимо вспомнить множество народов, населявших Европу и Азию, у которых существовал этот же культ. Народы Северного Кавказа, кочевые народы степной Азии все с великим почитанием относились к белым коням. Ну а знаменитая «рыжая бестия на белом коне» из Германии дошла и до наших дней.

Еще одна версия, вернее, не версия, а скорее всего утверждение, что Рюрик вообще был выходцем с Северного Кавказа, а если быть более точным, то чеченцем. В 2007 году была опубликована статья историка Муртазалиева, который считает, что англосаксы, готы, норманны и русь - это один народ. Поскольку русы также отождествляются с аланами, а аланы с чеченцами – значит: «Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке». Здесь необходимо отметить, что осетины также считают своими предками алан, сейчас даже одно из названий республики звучит как Алания.

Вывод в статье Муртазалиева звучит так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад». Ну что же, нет необходимости оспаривать данную версию хотя бы потому, что может быть и выходцем с предгорий Кавказа был Рюрик. А существовал ли он вообще легендарный основатель княжеской, а затем и царской власти на территории нынешней России.

oboznik.ru - Версия легенды: был ли на Руси Рюрик?

Так кто же он – легендарный Рюрик? Этот вопрос будет всегда оставаться «вечным» в русской истории. Однако редко кто пытается остановиться на простом ответе, что его просто не было, его личность была выдумана. Да, можно просчитать годы его жизни, по описаниям событий, которые указываются в первоначальных летописях, сопоставить другие косвенные факты. Но мы же встречались и с такой знаменитой личностью, у которого есть даты рождения и смерти, должность, чин и литературные труды, даже портрет. Это Козьма Прутков, которого просто не было, он был плодом воображения. А сколько сказочных персонажей в русском эпосе. Илья Муромец не в счет, его могила сохранилась. Впрочем, и его существование сомнительно, а деяния его более чем сказочные.

Вообще, учитывая путаницу в летописных источниках, наличие Рюрика, как исторического лица, доказать почти невозможно. Тот факт, что в энциклопедиях приведены примерные годы его жизни, ни о чем не говорит. Летописи составлялись под контролем духовных иерархов, которые были на страже интересов княжеской власти. А князям в период централизации власти было необходимо подчеркнуть свою исключительность, по сравнению с простыми общинниками, тем более, что в этот легендарный период на территории Древнерусских земель существовало большое количество славянских и неславянских племен. Древляне, кривичи, вятичи, мордва, и имя им легион, перечислять бумаги не хватит. В этом случае объединяющим идеологическим фактором князей мог служить элемент происхождения князя от какого-то пришельца, который не имеет коренных связей с каким-либо племенем.

Опубликован материал профессора МГУ Анатолия Клёсова, помогающий на основании современных ДНК-генеалогии развенчать мифы далекого прошлого. Проверка генетического кода, так называемых, потомков-рюриковичей, показывает, что почти все они происходят от предков-славян. При этом приводится статистика, что две трети из них - это южнобалтийские славяне, а остальные имеют хромосомную галлогруппу, распространенную у населения Центральной и Восточной Европы. Следа скандинавов в русском высшем дворянстве так и не найдено. Ну, а наличие двух галлогрупп может быть объяснено нравственным обликом и внутрисемейными отношениями в княжеских домах. Это уже из области морали, которую в летописях найти не удастся.

История, а летописи того времени являлись единственным источником для ее формирования, писалась под конкретный заказ. Скорее всего писались они в более поздний период, чем описываемые события. Таких фактов достаточно. Одна история Н.М. Карамзина чего стоит, сюда можно приписать и краткий курс ВКП(б). Историческая наука и политическая конъюнктура всегда идут в одном направлении рядом.

Таким образом, следует, что Рюрик – персонаж скорее сказочный, чем реальный. И необходимо было придумать эту сказку, чтобы консолидировать княжескую власть в единых руках, выделиться из среды славян-общиников, показать свою исключительность по отношению к окружающим. Ну, а летописцы тоже люди, они писали не то, что являлось правдой, а что закажут.

В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев. oboznik.ru

См. также:
1. А был ли Рюрик?
2. Кем был Рюрик по национальности?
3. Призвание… кого?
4. Как создаются мифы
5. Борьба М.В. Ломоносова против норманской теории


Другие новости и статьи

« Социальная политика советского государства в годы гражданской войны (1917–1922 гг.)

1917: русские революции в западной историографии с 1991 года до наших дней »


Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU