29 Октябрь 2018

Особенности организации цензуры в период перестройки

oboznik.ru - Перестройка в СССР

Важность изучения влияния на общественно-политическое мышление со стороны государства не подлежит сомнению. В отличие от предшествующих лет, с момента провозглашения политики гласности, средства массовой информации оказались вовлечены в начавшийся процесс переосмысления основополагающих ценностей. СМИ фактически разрешали критиковать прошлое, поднимать проблемы настоящего. Факт того, что в стране происходили процессы демократизации и гласности, должен был позволить средствам массовой информации правдиво отражать действительность, за 70 лет молчания − заговорить в полный голос.

Гласность должна была служить залогом «психологической перестройки» населения. Однако, нужно понимать то, что при провозглашении «обновления социализма» редакторам и авторам нужно было занимать определенную общественную позицию, которую им продиктовала партия. Редакторы доказывали правильность выбранного курса на перестройку. В 1987 году официально провозгласили политику гласности. Известно, что демократизация началась еще во времена Хрущева, и затронула СМИ. «Однако в отличие от хрущевской оттепели, целевое назначение горбачевских преобразований было значительно глубже и шире − стала осуществляться демократизация духовной жизни, стержнем которой была гласность…»

Практически с самого прихода М.С. Горбачева к власти, партия поняла, что СМИ − это ключ к достижению главных перемен, перемен в умах населения. Пресса стала очень важным средством для формирования «нового массового сознания», гражданской активности, заинтересованности населения. Основным содержанием массовой пропаганды стало историческое прошлое страны. Это способствовало тому, что в умах общественности стали происходить процессы изменения исторического сознания, все большему анализу подвергалось прошлое страны, было положено начало пересмотра официальной концепции развития государства. Горбачев не раз призывал СМИ к тому, что бы они поддержали перестройку. «Публикуйте все. Должен быть плюрализм мнений. Но с такой направленностью, чтобы линию перестройки, дело социализма защищать и укреплять» .

Расширение функций средств массовой информации помогало руководству страны проводить изменения в сознании людей. Именно средства массовой информации использовались правительством для донесения до населения происходящих в стране изменений. Во всем этом оставался один важный вопрос. Как политика гласности, могла существовать совместно с советской политической цензурой. Проанализируем структуру, содержание и механизмы советской политической цензуры. Необходима систематизация знаний о механизме функционирования политической цензуры в советский период. Без этого невозможно понять закономерности и особенности исторического развития советского общества. Строение политической цензуры, зависело от составляющих эту цензуру компонентов – идеологические органы партии, государства, отраслевые идеологические инстанции – Госиздат, Гостелерадио, Госкино и пр. Сама политическая цензура является подсистемой в системе более высокого порядка – это часть политической системы общества. Важным звеном в системе к рубежам 1930–1940-х гг. стала политическая цензура, которая осуществлялась через государственные органы –Главлит и Главрепертком. 1940–1991 гг. – это годы уже сложившейся и отлаженной системы цензуры.

Остановимся на 1980-х годах, когда начались попытки что-либо изменить в формах идеологического руководства и политической цензуры были вызваны общей стратегией во взаимоотношениях между властью и обществом, которые партия стремилась модернизировать любыми способами, не утрачивая при этом своей руководящей роли. Созданное 6 июля 1922 года Главное управление по делам литературы и издательств, Главлит, (затем не раз меняющее название, последнее из которых – Главное управление по охране государственных тайн в печати). Именно Главлит осуществлял практический контроль за всеми публикуемыми материалами. Перестройка знаменовалась в Главлите выработкой программы по самосохранению в новых условиях.

Цензуре и ее органам необходимо было найти свое место в этой сложной и непонятной пока обстановке. Главлиту было поручено: – совместно с соответствующими министерствами, ведомствами внести необходимые изменения в Перечень Главлита, исключив из него ограничения на опубликование: сведений политического характера, ответственность за публикацию которых возложена на руководителей средств массовой информации; отраслевых и ведомственных материалов, если их открытое опубликование не наносит ущерба оборонным и экономическим интересам нашей страны; сведений, легко получаемых потенциальным противником с помощью широко развитых технических средств разведки; – сосредоточить внимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн в печати, поскольку отбор произведений для публикации и ответственность за их идейно-политическое содержание возложены на руководителей органов печати, радио и телевидения, учреждений культуры и искусства; – внести необходимые изменения и дополнения в Положение о Главлите СССР, вытекающие из его современных задач и функций3 . Практика Главлита сводилась к выполнению следующих задач:

1) «идеологически-политическое наблюдение и регулирование книжного рынка», контроль за журналистикой с помощью «идеологически-политического анализа отдельных видов литературы», статистический учет, разрешение и закрытие издательств и периодических изданий, утверждение их программы, издателей и редакторов, регулирование тиражей;

2) «предварительный и последующий просмотр литературы, который идет по линиям: а) идеологически-политической, б) сохранения экономической и военных тайн». Под этим подразумевалась предварительная и последующая идеологическая и политическая цензура, одновременно решающая и общие цензурные задачи по сохранению тайн государства;

3) Главлит изымал с книжного рынка, из обращения, библиотек вредную литературу, вышедшую как в до-, так и послереволюционные годы. 1966–1987 гг. можно назвать периодом «Благополучия и покоя», во время которого практически не менялась роль Главлита в политической системе государства.

Период же 1987–1991 гг. можно охарактеризовать как период переломный, в процессе которого неоднократно в условиях развивающейся демократии и гласности предпринимались попытки реформирования Главлита вплоть до его окончательной ликвидации. Если разбираться по порядку, то несмотря на то, что уже к концу 1985 года зазвучали лозунги «перестройка», «гласность», цензура нисколько не ослабила свою хватки. В феврале 1986 года усилилась компания гласности. Но кроме громкого провозглашения этого лозунга дело не двинулось. Е.К. Лигачев. (руководящий идеологией и пропагандой) не упускал возможности напомнить писателям и журналистам о «партийности». Однако демократические процессы провозглашенные перестройкой, укреплялись развивающейся законодательной базой. В июне 1990 г. Верховной Совет СССР принял Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации».

Этот закон закрепил отсутствие какой бы то ни было предварительной цензуры. Но была создано другое управление, задачи которого мало чем отличались от задач Главлита – Главное управление по охране государственных тайн в печати и других средств массовой информации (ГУОТ) при Совете министров СССР.

Несмотря на все эти попытки, принятый Российским Верховным Советом закон о СМИ привело к неизбежному распаду контролирующий системы. Всем это привело к тому, что 254 июля 1991 г. ГУОТ был преобразован в Агентство по защите государственных секретов в средствах массовой информации при Министерстве информации и печати СССР. Все попытки восстановить прежний статус, вернуть полномочия и убедить общественность в значимости цензуры, увенчались неудачей.

Волошенко Ольга Владимировна (Российский государственный архив новейшей истории)

Другие новости и статьи

« Русский мир как объект информационно-психологических атак

Учебные полигоны и учебно-тренировочные центры »

Запись создана: Понедельник, 29 Октябрь 2018 в 1:21 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика