Механизмы репрезентации революционных событий 1917 года в советской художественной пропаганде 1930-х гг.

С первых лет своего существования советская власть уделяла значительное внимание искусству, видя в нем мощный инструмент воздействия на народные массы. Особенно это касалось пропагандистской составляющей искусства – руководство СССР использовало все многообразие имеющихся средств агитации и художественных образов для того, чтобы вложить в головы населения «нужные идеи». По выражению В.И. Ленина искусство «…должно объединять чувство, мысль и волю народных масс, подымать их» .
Поворотной точкой в истории советского искусства можно считать постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературнохудожественных организаций» , провозгласивший ликвидацию различных творческих организаций и создание системы союзов: писателей, композиторов, художников и т.д.
Основным, и, по сути, единственным разрешенным методом художественной выразительности становится социалистический реализм, провозглашавший «исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии».
Эта концепция была верна для описания и изображения «современности» (1930-х гг.), а также для художественного переосмысления исторических событий. Важнейшее место в советской художественной культуре и пропаганде занимает образ Октябрьской революции и гражданской войны. В соответствии с марксистской концепцией, революция мыслится советскими идеологами не просто сменой государственного строя и общественного устройства, но началом новой эпохи в истории человечества. Этой идее вполне соответствует задача «Выковать новых людей», озвученная И.В. Сталиным . Революция и приход к власти большевиков в данном случае является «нулевой точкой отчёта» и советской руководство всячески старается подчеркнуть значимость данного события, в том числе посредством художественной культуры.
Уровень культуры основной части населения СССР, несмотря на отдельные успехи в ликвидации безграмотности, оставался невысоким, в стране преобладала т.н. традиционная, крестьянская культура5 . Это ставило перед советским руководством задачи «перековки» людей, выросших при старом режиме, а также прививания «нужных» идей подрастающим поколениям, воспитания идейных и лояльных советскому строю граждан. Подобная ситуация предопределяла основные формы и принципы пропаганды при работе с населением, ими были: наглядность, доступность (простота), массовость и прямые формы общения с людьми.
Идеологизации подвергаются практически все сферы жизни населения – работа, досуг, наука и культура, при этом многие средства воздействия на общественное мнения применяются в СССР впервые, впоследствии они станут «эталоном» тоталитарной пропаганды6 . Согласно марксисткой концепции общественно-экономических формаций, революция является своеобразной формой перехода к новому строю. Руководство СССР использует данную теорию для того, чтобы поставить советскую государственность на исторический фундамент. В художественной культуре и пропаганде это выражается в создании исторических романов («Петр Первый» А.Н. Толстого, пьеса «Кабала святош» М.А. Булгакова и др.) и кинофильмов («Петр Первый», Ленфильм 1937 г., «Александр Невский», Мосфильм 1938 г.).
Таким образом, пропагандируется закономерность, неизбежность и необходимость революции. Образ революции – отправной точки «нового мира», образы её вождей и рядовых участников идеализируются. При этом особо подчеркивается народный характер революции, её движущая сила – рабочий класс, крестьянство, солдаты. Рабочий Василий, помогающий В.И. Ленину выбраться с оцепленного жандармами вокзала в фильме М. Ромма «Ленин в октябре» (1937 г.), солдаты и матросы захватывающие Зимний дворец в фильме С. Эйзенштейна «Октябрь» (1927 г.) – эти и другие образы позволяют зрителю ассоциировать себя с героями, почувствовать причастность к делу революции. Советская пропаганда подчеркивает интернациональный характер революции, противопоставляя всеобщее равенство и братство, ограничению прав отдельных национальностей в Российской империи.
Революционные события, демонстрируемые на киноэкранах и описываемые в книгах, отчасти, документальны или основаны на реальных событиях, так культовый фильм «Чапаев» (1934 г.) повествует о боях за город Любищенск ; для «рассказа о революции» в техникумы, клубы, парки культуры приглашаются ветераны Гражданской войны8 . Однако проблемные вопросы о поражениях красной армии, крестьянских восстаниях, «красном терроре» фактически не затрагиваются, факты и события зачастую искажаются в целях создания позитивного образа большевиков и их сторонников9 .
Особенно ярко пропаганда выделяла контраст между «старым» (дореволюционным) и «новым» (советским) государством. Наглядный пример – выставка в Центральном Парке культуры и отдыха им. М. Горького в 1935 г., когда снятые с Кремлевских башен облезлые и ржавые двуглавые орлы соседствовали с яркими и блестящими красными звездами, которые впоследствии установили на башни10. Подобный контраст можно было увидеть при проведении праздников, парадов и других массовых мероприятий, где народному герою-революционеру противопоставлялись гротескно-вычурные образы представителей «буржуазных классов».
Противников революции – «реакционные классы» (дворянство, духовенство, буржуазия, казачество),сторонников белого движения в ходе исторических реконструкций, праздников и парадов, на киноэкранах, агитационных плакатах страницах литературных произведений демонстрируют исключительно в негативных тонах. Советская пропаганда подчеркивает их оторванность от общества, противопоставляет «правящая меньшинство» «угнетенному большинству».
Их образы невежественные, порочные и отталкивающие – тучные священнослужители, «тёмные», жестокие казаки, самодовольные твердолобые чиновники, глупые высокомерные дворяне, оторванные от реальности интеллигенты. Подобные изображения должны были вызвать у зрителя непонимание и отторжение, а также показать естественность и необходимость революции, продемонстрировать триумф победы разумного начала на темнотой и невежеством.
Идеологизация культуры, создание сакрального, идеализированного образа революции, отторжение «старого мира», разделение общества на «своих» и «чужих», создание лояльных режиму граждан, путем прививания им «революционных», а зачастую мифических нужных государству ценностей посредством художественной культуры – характерная особенность внутренней политики Советского Союза в 1930-е гг. Перемены пропагандистского курса наступают только в условиях внешней угрозы – с началом Великой Отечественной войны.
Голбин Артем Юрьевич (Историко-архивный институт РГГУ)
Другие новости и статьи
« «Лидерство из-за спины» в военной политике США на современном Этапе
Великая Русская революция 1917 года в контексте теории Т. Скочпол »
Запись создана: Воскресенье, 23 Апрель 2017 в 16:34 и находится в рубриках Гражданская война, Первая мировая война, Современность.
метки: 1917
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика