Механизмы репрезентации революционных событий 1917 года в советской художественной пропаганде 1930-х гг.



Механизмы репрезентации революционных событий 1917 года в советской художественной пропаганде 1930-х гг.

oboznik.ru - Создание красной сверхдержавы

С первых лет своего существования советская власть уделяла значительное внимание искусству, видя в нем мощный инструмент воздействия на народные массы. Особенно это касалось пропагандистской составляющей искусства – руководство СССР использовало все многообразие имеющихся средств агитации и художественных образов для того, чтобы вложить в головы населения «нужные идеи». По выражению В.И. Ленина искусство «…должно объединять чувство, мысль и волю народных масс, подымать их» .

Поворотной точкой в истории советского искусства можно считать постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературнохудожественных организаций» , провозгласивший ликвидацию различных творческих организаций и создание системы союзов: писателей, композиторов, художников и т.д.

Основным, и, по сути, единственным разрешенным методом художественной выразительности становится социалистический реализм, провозглашавший «исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии».

Эта концепция была верна для описания и изображения «современности» (1930-х гг.), а также для художественного переосмысления исторических событий. Важнейшее место в советской художественной культуре и пропаганде занимает образ Октябрьской революции и гражданской войны. В соответствии с марксистской концепцией, революция мыслится советскими идеологами не просто сменой государственного строя и общественного устройства, но началом новой эпохи в истории человечества. Этой идее вполне соответствует задача «Выковать новых людей», озвученная И.В. Сталиным . Революция и приход к власти большевиков в данном случае является «нулевой точкой отчёта» и советской руководство всячески старается подчеркнуть значимость данного события, в том числе посредством художественной культуры.

Уровень культуры основной части населения СССР, несмотря на отдельные успехи в ликвидации безграмотности, оставался невысоким, в стране преобладала т.н. традиционная, крестьянская культура5 . Это ставило перед советским руководством задачи «перековки» людей, выросших при старом режиме, а также прививания «нужных» идей подрастающим поколениям, воспитания идейных и лояльных советскому строю граждан. Подобная ситуация предопределяла основные формы и принципы пропаганды при работе с населением, ими были: наглядность, доступность (простота), массовость и прямые формы общения с людьми.

Идеологизации подвергаются практически все сферы жизни населения – работа, досуг, наука и культура, при этом многие средства воздействия на общественное мнения применяются в СССР впервые, впоследствии они станут «эталоном» тоталитарной пропаганды6 . Согласно марксисткой концепции общественно-экономических формаций, революция является своеобразной формой перехода к новому строю. Руководство СССР использует данную теорию для того, чтобы поставить советскую государственность на исторический фундамент. В художественной культуре и пропаганде это выражается в создании исторических романов («Петр Первый» А.Н. Толстого, пьеса «Кабала святош» М.А. Булгакова и др.) и кинофильмов («Петр Первый», Ленфильм 1937 г., «Александр Невский», Мосфильм 1938 г.).

Таким образом, пропагандируется закономерность, неизбежность и необходимость революции. Образ революции – отправной точки «нового мира», образы её вождей и рядовых участников идеализируются. При этом особо подчеркивается народный характер революции, её движущая сила – рабочий класс, крестьянство, солдаты. Рабочий Василий, помогающий В.И. Ленину выбраться с оцепленного жандармами вокзала в фильме М. Ромма «Ленин в октябре» (1937 г.), солдаты и матросы захватывающие Зимний дворец в фильме С. Эйзенштейна «Октябрь» (1927 г.) – эти и другие образы позволяют зрителю ассоциировать себя с героями, почувствовать причастность к делу революции. Советская пропаганда подчеркивает интернациональный характер революции, противопоставляя всеобщее равенство и братство, ограничению прав отдельных национальностей в Российской империи.

Революционные события, демонстрируемые на киноэкранах и описываемые в книгах, отчасти, документальны или основаны на реальных событиях, так культовый фильм «Чапаев» (1934 г.) повествует о боях за город Любищенск ; для «рассказа о революции» в техникумы, клубы, парки культуры приглашаются ветераны Гражданской войны8 . Однако проблемные вопросы о поражениях красной армии, крестьянских восстаниях, «красном терроре» фактически не затрагиваются, факты и события зачастую искажаются в целях создания позитивного образа большевиков и их сторонников9 .

Особенно ярко пропаганда выделяла контраст между «старым» (дореволюционным) и «новым» (советским) государством. Наглядный пример – выставка в Центральном Парке культуры и отдыха им. М. Горького в 1935 г., когда снятые с Кремлевских башен облезлые и ржавые двуглавые орлы соседствовали с яркими и блестящими красными звездами, которые впоследствии установили на башни10. Подобный контраст можно было увидеть при проведении праздников, парадов и других массовых мероприятий, где народному герою-революционеру противопоставлялись гротескно-вычурные образы представителей «буржуазных классов».

Противников революции – «реакционные классы» (дворянство, духовенство, буржуазия, казачество),сторонников белого движения в ходе исторических реконструкций, праздников и парадов, на киноэкранах, агитационных плакатах страницах литературных произведений демонстрируют исключительно в негативных тонах. Советская пропаганда подчеркивает их оторванность от общества, противопоставляет «правящая меньшинство» «угнетенному большинству».

Их образы невежественные, порочные и отталкивающие – тучные священнослужители, «тёмные», жестокие казаки, самодовольные твердолобые чиновники, глупые высокомерные дворяне, оторванные от реальности интеллигенты. Подобные изображения должны были вызвать у зрителя непонимание и отторжение, а также показать естественность и необходимость революции, продемонстрировать триумф победы разумного начала на темнотой и невежеством.

Идеологизация культуры, создание сакрального, идеализированного образа революции, отторжение «старого мира», разделение общества на «своих» и «чужих», создание лояльных режиму граждан, путем прививания им «революционных», а зачастую мифических нужных государству ценностей посредством художественной культуры – характерная особенность внутренней политики Советского Союза в 1930-е гг. Перемены пропагандистского курса наступают только в условиях внешней угрозы – с началом Великой Отечественной войны.

Голбин Артем Юрьевич (Историко-архивный институт РГГУ)



Другие новости и статьи

« «Лидерство из-за спины» в военной политике США на современном Этапе

Новая Элита как результат революции: номенклатура »

Запись создана: Воскресенье, 23 Апрель 2017 в 16:34 и находится в рубриках Гражданская война, Первая мировая война, Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы