16 Декабрь 2020

Образ революции в искусстве XIX–XX вв.

oboznik.ru - Политическая борьба февраля 1917 года
#революция#архив#искусство

В 1789 году в Европе случилась крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции – Великая Французская революция. Это событие поразило весь мир, и, несомненно, повлияло на его жизнь. Многие правители не приняли такой поворот событий и боялись возможности такой революции у себя в стране. Другие же наоборот, поддерживали революционное движение во Франции и, опасаясь контрреволюционной интервенции, объявили войну реакционным монархиям. Несомненно, Французская буржуазная революция открыла новый период в истории Европы.

Следует отметить, что XIX век – одна из увлекательнейших страниц не только мировой социально-политической истории, но и искусства. Ожесточенная классовая и политическая борьба нашла своё отражение в изобразительном искусстве и литературе. Многие произведения искусства не принимались на государственные выставки, не покупались музеями, запрещались к показу вообще. Официальное искусство стало отдаляться от идей, волнующих общество. Развитие капиталистических отношений, борьба за национальную культуру привели к возрождению многих художественных школ.

В это время развивается революционный классицизм, который обращается к образам античного мира. Идеалы античности для этого течения были тесно связаны с современной историей: прославление патриотизма, гражданской доблести. Другое течение, к которому активно обращаются – романтизм. К этому направлению относятся те деятели культуры, которые были разочарованы результатами революции. Обращаясь к живописи и художественной литературе, следует отметить, что в центре всех произведений находится народ с его переживаниями, отвагой и героизмом. Можно вспомнить картину Жак-Луи Давида «Зеленщица» .

В данном портрете художник создал образ волевой, сильной женщины из народа – участницы революции. Образ народа, обведённого для борьбы за своё будущее, отражается и в творчестве французского художника Эжена Делакруа, в частности в его картине «Свобода на баррикадах» .

В этой картине приобретает значение символ свободы, изображённой в центре картины в виде женщины с флагом республиканской Франции, ружьем и в фригийском колпаке. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов, которые с голой грудью шли на врага во время революции 1830 года. Вокруг Свободы изображены люди совершенного разных социальных слоёв и профессий – так художник передавал единство французского народа. Стоит сказать, что эта картина изза революционного контекста на протяжении последующей четверти века не выставлялась на публике.

Наряду со «Свободой на баррикадах» можно выделить и горельеф скульптора Франсуа Рюда на Триумфальной арке площади Этуаль в Париже «Выступление в поход в 1792 году (Марсельеза)». Женская фигура в доспехах и с мечом в руке символизирует непреодолимое стремление народа бороться за свою свободу. Здесь нельзя умолчать о главном марше Французской революции, ставшей в последующем гимном Франции. «Марсельеза» поражает своей экспрессией, напором и опять же, в ней говориться не о стране в целом, не об отдельных людях, а о всём народе, как едином.

Главный герой – народ Франции, готовый к бою. В 1905 году в России прогремела Первая русская революция. Чуть более, чем через 10 лет произошли ещё две, которые положили конец монархическому правлению в России. По масштабам ее можно сравнить с Великой французской революцией. И, естественно, она тоже нашла отражение в культуре. Революции в России изображали немного по-другому по сравнению с французской. Часто в картинах, плакатах или литературе помимо образа идеала, за что сражались люди, появлялся и образ главного врага – против чего они боролись. Это были либо портреты членов царского рода, либо духовенство, либо буржуазия.

Такой пример можно встретить в картине Ивана Владимирова «Взятие Зимнего дворца»4 . Также, в отличие от образа французских революций, где им обычно была некая женщина, ведущая народ к победе, российские революции ассоциировались с вполне конкретным человеком: с Лениным. Причём соединение символа и исторической личности в одной фигуре было сделано не случайно, а скорее для усиления эффекта и наглядности. В изображении русских революций нет и намёка на женственность и некоторую лёгкость, присущую античным мотивам эпохи классицизма. Здесь скорее все наполнено маскулинность и твердостью. На картине Бориса Кустодиева «Большевик» мы увидим не просто русского мужика, который несёт красный флаг, но собирательный образ русского народа и, в частности, того героя, который привёл страну к победе.

На полотнах Казимира Малевича «Два крестьянина на фоне полей», «Лесоруб», «Сложное предчувствие (Торс в желтой рубашке)»5 практически нет гендерных различий: существует только член одного общества, одного народа. Так можно сказать, что главный образ революции, который обыгрывается в искусстве – борьба за свободы народа, причем народ показывается как единое целое. Весь образ революции концентрируется в какой-то одной фигуре – исторической личности или аллегоричном персонаже.

Обращение художников к переломным моментам национальной истории поднимало гордость народа. Поэтому главным героем произведений всегда был именно народ – главное действующее лицо революции. Революция всегда изображалась в образе борьбы, при этом борьбы всегда справедливой и за правое дело. Если сравнить, как описывали французские революции и русские, можно сделать вывод, что первые показывали в виде некой античной женщины, указывающей народу путь к победе, и всему изображению была свойственна некая женственность, то вторые – наоборот, в виде устремлённых вперёд людей с жестокой решительностью добивающихся своей цели.

Зверева Мария Семеновна (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Другие новости и статьи

« Московскому высшему военному училищу - 103 года. С праздником, дорогие Кремлевцы!

Отправка железнодорожным транспортом формируемых соединений. ноябрь 1941 г. »

Запись создана: Среда, 16 Декабрь 2020 в 0:01 и находится в рубриках Николаевская армия, Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика