Образ революции в искусстве XIX–XX вв.



Образ революции в искусстве XIX–XX вв.

oboznik.ru - Политическая борьба февраля 1917 года

oboznik.ru - Политическая борьба февраля 1917 года

В 1789 году в Европе случилась крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции – Великая Французская революция. Это событие поразило весь мир, и, несомненно, повлияло на его жизнь. Многие правители не приняли такой поворот событий и боялись возможности такой революции у себя в стране. Другие же наоборот, поддерживали революционное движение во Франции и, опасаясь контрреволюционной интервенции, объявили войну реакционным монархиям. Несомненно, Французская буржуазная революция открыла новый период в истории Европы.

Следует отметить, что XIX век – одна из увлекательнейших страниц не только мировой социально-политической истории, но и искусства. Ожесточенная классовая и политическая борьба нашла своё отражение в изобразительном искусстве и литературе. Многие произведения искусства не принимались на государственные выставки, не покупались музеями, запрещались к показу вообще. Официальное искусство стало отдаляться от идей, волнующих общество. Развитие капиталистических отношений, борьба за национальную культуру привели к возрождению многих художественных школ.

В это время развивается революционный классицизм, который обращается к образам античного мира. Идеалы античности для этого течения были тесно связаны с современной историей: прославление патриотизма, гражданской доблести. Другое течение, к которому активно обращаются – романтизм. К этому направлению относятся те деятели культуры, которые были разочарованы результатами революции. Обращаясь к живописи и художественной литературе, следует отметить, что в центре всех произведений находится народ с его переживаниями, отвагой и героизмом. Можно вспомнить картину Жак-Луи Давида «Зеленщица» .

В данном портрете художник создал образ волевой, сильной женщины из народа – участницы революции. Образ народа, обведённого для борьбы за своё будущее, отражается и в творчестве французского художника Эжена Делакруа, в частности в его картине «Свобода на баррикадах» .

В этой картине приобретает значение символ свободы, изображённой в центре картины в виде женщины с флагом республиканской Франции, ружьем и в фригийском колпаке. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов, которые с голой грудью шли на врага во время революции 1830 года. Вокруг Свободы изображены люди совершенного разных социальных слоёв и профессий – так художник передавал единство французского народа. Стоит сказать, что эта картина изза революционного контекста на протяжении последующей четверти века не выставлялась на публике.

Наряду со «Свободой на баррикадах» можно выделить и горельеф скульптора Франсуа Рюда на Триумфальной арке площади Этуаль в Париже «Выступление в поход в 1792 году (Марсельеза)». Женская фигура в доспехах и с мечом в руке символизирует непреодолимое стремление народа бороться за свою свободу. Здесь нельзя умолчать о главном марше Французской революции, ставшей в последующем гимном Франции. «Марсельеза» поражает своей экспрессией, напором и опять же, в ней говориться не о стране в целом, не об отдельных людях, а о всём народе, как едином.

Главный герой – народ Франции, готовый к бою. В 1905 году в России прогремела Первая русская революция. Чуть более, чем через 10 лет произошли ещё две, которые положили конец монархическому правлению в России. По масштабам ее можно сравнить с Великой французской революцией. И, естественно, она тоже нашла отражение в культуре. Революции в России изображали немного по-другому по сравнению с французской. Часто в картинах, плакатах или литературе помимо образа идеала, за что сражались люди, появлялся и образ главного врага – против чего они боролись. Это были либо портреты членов царского рода, либо духовенство, либо буржуазия.

Такой пример можно встретить в картине Ивана Владимирова «Взятие Зимнего дворца»4 . Также, в отличие от образа французских революций, где им обычно была некая женщина, ведущая народ к победе, российские революции ассоциировались с вполне конкретным человеком: с Лениным. Причём соединение символа и исторической личности в одной фигуре было сделано не случайно, а скорее для усиления эффекта и наглядности. В изображении русских революций нет и намёка на женственность и некоторую лёгкость, присущую античным мотивам эпохи классицизма. Здесь скорее все наполнено маскулинность и твердостью. На картине Бориса Кустодиева «Большевик» мы увидим не просто русского мужика, который несёт красный флаг, но собирательный образ русского народа и, в частности, того героя, который привёл страну к победе.

На полотнах Казимира Малевича «Два крестьянина на фоне полей», «Лесоруб», «Сложное предчувствие (Торс в желтой рубашке)»5 практически нет гендерных различий: существует только член одного общества, одного народа. Так можно сказать, что главный образ революции, который обыгрывается в искусстве – борьба за свободы народа, причем народ показывается как единое целое. Весь образ революции концентрируется в какой-то одной фигуре – исторической личности или аллегоричном персонаже.

Обращение художников к переломным моментам национальной истории поднимало гордость народа. Поэтому главным героем произведений всегда был именно народ – главное действующее лицо революции. Революция всегда изображалась в образе борьбы, при этом борьбы всегда справедливой и за правое дело. Если сравнить, как описывали французские революции и русские, можно сделать вывод, что первые показывали в виде некой античной женщины, указывающей народу путь к победе, и всему изображению была свойственна некая женственность, то вторые – наоборот, в виде устремлённых вперёд людей с жестокой решительностью добивающихся своей цели.

Зверева Мария Семеновна (МГУ имени М.В. Ломоносова)



Другие новости и статьи

« Великая Русская революция 1917 года в контексте теории Т. Скочпол

Проблемы внедрения новых методов организации труда в СССР в 1970-е годы »

Запись создана: Понедельник, 24 Апрель 2017 в 20:09 и находится в рубриках Николаевская армия, Первая мировая война, После Крымской войны, После Русско-японской войны.

Метки: ,



Производство кабельной продукции
techelectro.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы