Духовное богатство лучших героев Н. М. Карамзина



Духовное богатство лучших героев Н. М. Карамзина

В настоящее время в обществе активно обсуждается вопрос о поисках национальной идеи, как следствие, появился интерес к рассмотрению текстов классических произведений с позиции аксиологии, т.к. именно это направление исследований включает изучение принципов и стратегий формирования ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения языковой личности в призме ее культурной идентичности.

Именно лингвоаксиологический анализ, предложенный в современных лингвистических исследованиях, может оказаться продуктивным для анализа ценностных ориентиров носителей русского языка [2], [3], [4]. На наш взгляд, особого внимания заслуживает литературное наследие Н.М. Карамзина, который был не только основоположником сентиментальной литературы, но и кроме того, признанным мастером психологических произведений.

Во всем своем литературном творчестве он старался как можно полнее раскрыть внутренний мир героев, поэтому они всегда реалистичны: так же, как обычные люди, они любят и страдают, ошибаются, раскаиваются, совершают достойные и недостойные поступки. Карамзин был знатоком человеческих душ, поэтому ему удавалось в своих произведениях создавать многогранные в своей правдивости, одухотворенные образы. В чем же заключается духовное богатство героев Карамзина? Так, одной из любимых автором героинь является героиня «Бедной Лизы» - молодая девушка, воспитанная, как пишет Карамзин, в соответствии со строгими нравственными идеалами. С детства ей прививали правильные манеры и воспитание, что нужно «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Карамзин пишет, что Лиза «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве» [1].

Перед нами открывается глубокая и чистая душа главной героини, ее удивительно нежное, чувствительное сердце Автор пишет: «… часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих - ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою» [1]. Лиза робка и застенчива. При знакомстве с дворянином Эрастом Лиза заливается краской смущения (по тексту: «Она показала ему цветы - и закраснелась» [1]). Кроме того, Лиза предельно честна (например, когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего»). Ее любовь к дворянину Эрасту чиста и романтична, а сама девушка чувствительна и добродетельна. Она всем сердцем отдается захватившему ее чувству, поэтому не может перенести предательства любимого и кончает жизнь самоубийством. Возможно, люби она его меньше, у нее нашлись бы силы жить дальше, но не такова героиня Карамзина!

В отчаянии Карамзин восклицает: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел - хранитель твой?» [1] Но интересен также в произведении и образ Эраста. Как великий гуманист автор пытается найти и объяснить причины, которые сделали этого благородного молодого человека «злодеем» и предателем. А в том, что герой благороден, мы не сомневаемся, так, как только доброе и отзывчивое сердце способно на раскаяние. Карамзин пишет, что герой испытывает муки совести: «Он был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле…» [1]. Таким образом, Николай Михайлович Карамзин доказывает то, во что как великий гуманист верит сам: не бывает отъявленных злодеев, свершающих злое лишь только из любви к злу и ненавидящих добро только потому, что это добро. Карамзин пишет: «Люди делают много зла - без сомнения - но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел… Совершенный злодей или человек, который любит зло для того, что оно зло, и ненавидит добро для того, что оно добро, есть едва ли не дурная пиитическая выдумка, по крайней мере чудовище вне природы, существо неизъяснимое по естественным законам» [1]. Николай Михайлович любит людей и верит в них. Он пишет, что жить для человека - это «как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душою к его источнику; все другое… есть шелуха» [1]. Наверное, именно из - за такого отношения к людям герои Карамзина так одухотворены и прекрасны.

Нам же остается только учиться милосердию и любви к людям, которые проповедовал великий автор в каждом своем произведении.

Литература:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // [Электронный ресурс]: – Режим доступа. – URL: http: // ilibrary.ru / text / 1087 / p.1 / index.html

2. Рыбальченко О.В. Прагматический тип передачи информации в публицистическом дискурсе // Вестник ИрГТУ. – 2011. - №2. - С.292 - 294.

3. Olga, Rybalchenko. Value aspects of the concept of “family” in the contemporary media discourse Kuban // European Journal of Literature and Linguistics, «Ea t We t» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. №1, 2016, - P. 28 - 30.

4. Рыбальченко О.В., Балкаран С., Бостон М.Д. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ "РАДИКАЛИЗМ", "ЭКСТРЕМИЗМ", "ТЕРРОРИЗМ": ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ // Экстремизм и терроризм как социально - политические явления: методы верификации и противодействия: Материалы Международной научно - практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. – Армавир, 2016. С. 119 - 122.



Другие новости и статьи

« Особенности квалификации бюджетных нарушений

Любовь к отечеству и сострадание к ближнему. Российские женщины в войне 1877-1878 гг. »

Запись создана: Пятница, 12 Октябрь 2018 в 7:58 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы