26 Апрель 2017

Вещевое и продовольственное обеспечение арестованных после Февральской революции 1917 г.

oboznik.ru - 100 лет Октябрьской революции

1917f01

Трубецкой бастион Петропавловской крепости, построенный под надзором сподвижника Петра I князя Ю.Ю. Трубецкого, обращен в сторону Васильевского острова. Еще при жизни царя-реформатора в 1709 году было завершено каменное строительство бастиона. В левом фасе и фланках были устроены двухъярусные казематы и потерна — туннель для безопасного сообщения между казематами. В конце XVIII века наружные эскарповые стены облицевали гранитными плитами, что значительно усилило оборонительные свойства бастиона и крепости в целом.

Уже в начале XVIII века казематы Трубецкого бастиона стали использовать как арестантские камеры. Несмотря на то, что помещения бастиона находились в распоряжении различных ведомств – Монетного двора и Артиллерийского департамента, в части казематов содержались осужденные или подследственные узники. За бастионом закрепилось название «русская Бастилия».

В 1870—1872 годах внутренние стены бастиона и казематы разобрали и построили здание одиночной тюрьмы Трубецкого бастиона, ставшее главной следственной тюрьмой России как в имперский период, так и после Февральской революции вплоть до 1918 года — после падения самодержавия тюрьма сразу же стала использоваться для изоляции политических противников революции.

При строительстве здания камеры одиночной тюрьмы отвечали требованиям. Которые впитали в себя последних достижений помещений для содержания политических заключенных, принятых в Западной Европе девятнадцатого столетия. Камера занимала большую площадь, сводчатый высокий потолок, цементные пол и стены. «Под потолком продолговатое, неширокое окно, в котором виднелся кусочек неба». [1] В камерах предусматривался дощатые столы и металлические кровати. Кровать состояла из переплетенных железных полос, скрепленных болтами в местах соединения, значительно выступающими своими головками. На них стелился матрац.

После февральской революции тюрьма Трубецкого бастиона продолжала функционировать, при этом следует отметить, если в момент революции разгром «русской Бастилии» не состоялся, потому что узников там в этот момент не было, то после революции в нее стали исправно сажать арестованных по политическим мотивам.

Первый раз содержался в камерах Трубецкого бастиона бывший военный министр Российской Империи Сухомлинов В.А., который был арестован под давление русской общественности после разгрома на фронтах Первой мировой войны российских войск в 1915 года. В это время содержание в Петропавловской крепости было довольно суровым, однако условия соответствовали определенным требованиям. Содержащему под стражей полагался холщовый мешок, слегка набитый соломой, заменявший матрац. Необходимо заметить, что такие матрацы (тюфяки) набитые соломой были положены солдатам в Императорской армии в начале XX века. Необходимо отдать должное еще в 1950-годы такие матрацы были в ходу у солдат Советской Армии.

Солома в матраце для арестанта была уже перемолота в труху, поэтому выступающие железные болты давали о себе знать во время лежания. «В таком же приблизительно роде была и подушка».[2] Узнику выдавалась одна простынь и солдатское байковое одеяло. Ежедневно утром выдавалось полотенце, в 21.00 оно отбиралось из опасения, чтобы арестант не повесился.

Через родственников можно было решить вопрос об обеспечении содержащегося под арестом своим личным матрацем, одеялом и постельным бельем. Также возможно было к обстановке добавить раскладной столик и кресло для удобства. Баня в бастионе топилась один раз в две недели и помывка осуществлялась с такой же периодичностью.

Продовольственное обеспечение осуществлялось из котла команды крепости, несшей охрану. На обеспечение продовольствием отпускалось 40 копеек в сутки на заключенного. При отсутствии личных средств этим и ограничивалось содержание. Три раза в день выдавался кипяток.

Февральская революция с ее демократическими лозунгами и преобразованиями внесла существенные изменения в содержание арестованных и содержащихся в Петропавловской крепости. Уже с конца февраля 1917 года в ней хозяйничали так называемые революционеры, старый комендант и вооруженная охрана была сменена. Кругом царил беспорядок. Грязь была не только в камерах для арестованных, но и в комендантском доме. В местах. Где осуществлялось делопроизводство и учет персонал ел, курил, спал. Личный состав команды, предназначенной для надзора за порядком и осуществления охраны, был предоставлен сам себе. Каждый делал то, что хотел. Это называлось полной свободой.

Своих вещей арестанту стало не положено, полагалось казенное белье и халат. На снабжение шло белье из клинического военного госпиталя, которое было выбраковано. Оно было рваное настолько, что «состояло иногда из отдельных штанин на каждую ногу. Рубашки, доходившие лишь до половины живота, с оборванными тесемками, так что нельзя было завязать воротника, а грубейшие носки, фасона прямого мешка, в том месте, где приходилась пятка, во всю ее величину имели дыру». [3]

Смена простыней осуществлялось один раз в две недели, при этом помывка в бане не проводилась из-за ее неисправности. Хозяйство в крепости пришло в полный упадок: появились частые перебои в электроснабжении. Арестантам не выдавались ни керосин для ламп, ни свечи, ни спички.

Пища выдавалась исключительно из солдатского котла. В первую очередь прием пищи осуществляла команда и только остатки шли на обеспечение арестованных. Заключенным подавали «оловянную миску с бурдой и на ней тарелку с признаками какой-нибудь каши». [4]

Можно согласится с узниками, которые оказались под арестом в Петропавловской крепости при царской власти и после Февральской революции не в пользу последней. В старое время режим содержания был суровым, однако более гуманным по отношению к узникам. В первые дни после свержения царизма за подписью А.Ф. Керенского была издана новая инструкция по содержанию арестованных, но контроль за ее исполнением не осуществлялся.

Примечания:
[1] Сухомлинов В.А. Воспоминания. Минск, Харвест, 2005, с.355
[2] Там же.
[3] Там же, с. 376
[4] Там же, с. 377

В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, специально для oboznik.ru

Другие новости и статьи

« Усиление информационной войны против России

Н.Ф. Доброхотов о роли большевиков в событиях 1917 года в г. Ярославле и в стране (по воспоминаниям из фондов ЦДНИ ГАЯО) »

Запись создана: Среда, 26 Апрель 2017 в 15:39 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Гражданская война, Новости, Первая мировая война, Продовольственное, Расквартирование войск.

метки: , , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика