12 Апрель 2019

Русский язык в эпоху постграмотности: вперед в прошлое

oboznik.ru - Значение синонимов в русском языке
#русскийязык#грамотность#постграмотность

Статья посвящена основным особенностям коммуникации в период ускоренного развития технологий, обеспечивающих оцифровку текстов, изображений, звуков, при одновременной медиатизации повседневных форм культуры. Автор выделяет шесть таких особенностей, объединяя их понятием постграмотности: поликодовая грамотность как культурная революция, считывание как альтернатива вчитыванию, развитие эмописьменности, коммуникация междоусобного типа, крах централизованной нормы, герметизм протокола.

Языковая способность постграмотной эпохи рассматривается с позиций «зеленой лингвистики», усматривающей в языке материю, организуемую в соответствии с физическими законами и адаптирующуюся к факторам окружающей технологической и коммуникационной среды. Ключевые слова: постграмотность, надграмотность, поликодовые тексты, тотальная частность, эмописьменность, протокол, оцифровка, «зеленая лингвистика».

Основной труд, предопределяющий философию данных рассуждений, – это «Постижение медиа» М. Маклюэна [Маклюэн 2003], а также пояснения к его концепции, изложенные ученым в интервью 1969 года для журнала Playboy [McLuhan 1969]. Согласно Маклюэну, человечество с открытием и развитием электронных медиа вступает в новую эру ретрайбализма, возврата в дописьменный период – но уже на новом уровне технического развития и в рамках новой среды обитания, пронизанной электрическими связями как нервами. Рассуждая о новом периоде, Маклюэн не использует понятие постграмотности, однако речь идет именно об этом феномене: галактика Гутенберга уходит в прошлое, а навстречу идет возврат к утраченным за время ее господства качествам человека – развитию органов чувств, эмоций, творчества и отношения ко всему в мире как драгоценному произведению искусства.

Текстовая форма (книга) впервые рассматривается в этом исследовании как исторически преходящая технология, на смену которой идет принципиально новый способ хранения и передачи информации. Кроме того, важен тезис Маклюэна о том, что технологии коммуникаций переозначивают всю культурную матрицу человечества, хотя очень часто рефлексия по поводу этих перемен отстает от самого факта переворота общественной жизни. В качестве развития этих идей можно рассмотреть явление постграмотности как феномен, возникающий под воздействием быстрого развития коммуникационных технологий, упаковывающих информацию принципиально иными способами, чем это было в период господства печатного станка.

Основа постграмотности – постижение информации не при помощи фонетического алфавита, образов букв и слов, но множеством других способов (визуальные, музыкальные и т.п. коды). Само понятие «грамотности» испытывает давление со стороны меняющейся среды: теперь это не столько умение читать текст или «начитанность», сколько компетенции в определенной профессиональной сфере (например, компьютерная грамотность или техническая грамотность). Основные особенности коммуникации, связанные с

переходом к периоду постграмотности, можно охарактеризовать в виде шести позиций. 1. Поликодовая грамотность как культурная революция. На смену грамотности привычной, текстовой, приходит грамотность поликодовая, основанная на необходимости развития навыков декодирования информации, упакованной иначе, чем текст, представляющей собой картинку, гифку, мем, аббревиатуру, смайлик- эмотикон, аудиофайл, видеофайл, гиперссылку и т. п. Сложность чтения такой информации (по сравнению с привычными формами) обусловлена двумя главными факторами: нелинейностью (в отличие от базового принципа обычного текста) и гибридностью (соединением вербального компонента с другими на равных). Культура визуального, аудиального, их соединения, возникновения сложных коллажей и палимпсестов, включающих разнородные элементы, возникает и развивается без институциональной поддержки со стороны систем образования и социализации, развивается стихийно, не анализируется и не изучается.

Возникает опасность уже не разрыва, но разлома по линии повседневных культурных практик, поскольку создается «своя» культурная матрица, основанная на иных образцах и идеях, не связанных с классическими образцами «книжного» периода культуры. 2. Считывание как альтернатива вчитыванию. Десктопное чтение порождает новые эффекты и в рамках постграмотности должно рассматриваться как особенный способ извлечения смысла из большого текста. Основная технология здесь – считывание смыслов (это особая техника избирательного, зондажного чтения текста, быстрого перехода от одной части к другой, приспособление страницы к индивидуальной оптике, позволяющее строить образ большого объема текста, основанный на началах абзацных отступов, выделениях и других рэперах. Известные в рамках скорочтения, эти приемы становятся массовым ответом на

вызовы интеллектуальной реконфигурации. Считывание развивает качества, ранее не существовавшие, – скорость схватывания ключевого элемента текста без внимания к деталям. Под угрозой оказывается художественный текст, живущий за счет такого детализирования. 3. Развитие эмописьменности. Устно-письменная речь, возникшая в интернет-коммуникации, развивается в сторону эмоциональной репрезентации: изыскиваются все новые способы для передачи в технологически-немых системах коммуникации богатства эмоций и переживаний. Помимо торжества эмотиконов, следует отметить разветвленные модели все новых способов сообщения о своих переживаниях, усилителей эмоционального ряда как новой системы знаков препинания.

Особого внимания заслуживает и эмосинтаксис как символ перехода в постграмотную коммуникацию, строящуюся на задачах фиксирования «для всех» межперсонального эмоционального обмена. 4. Коммуникация междоусобного типа. Если «галактика Гутенберга» определяла технические основы скорости и качества интеллектуального обмена (выход книги из печати, ее распространение среди носителей языка, перевод на другие языки и т.п.), то постграмотный период строится в рамках функционирования «тотальных частностей» – коммьюнити, вырабатывающих свои нормы, правила и опирающихся на свой круг культурных символов. Равный доступ к публикации своей «книги» для любого пользователя одновременно делает теоретически бесконечным число читателей любого текста и вероятностно снижает это число до нуля. Переизбыток информации создает ситуацию борьбы за выживание любого послания и любого способа упаковать информацию. Потребность в разделении информации с другими создает основания для нового типа коммуникационных систем – относительно замкнутых кругов с собственной идентификацией.

Междоусобицы возникают при пересечении этих тотальных частностей, их столкновении друг с другом. В постграмотный период такие столкновения могут обостриться из-за отсутствия массовых идентификаторов (расподобление культур). 5. Крах централизованной нормы. Следствием возникновения тотальных частностей является и крах централизованных норм, единых национальных стандартов и других объединяющих форм в рамках языковой политики. Централизованные нормы рискуют остаться за рамками использования, музеефицироваться. Взамен идут множественные нормы постграмотных коммьюнити, строящиеся вокруг ритуалов и символических действий, принятых тем или иным сообществом. Эти процессы поддерживаются децентрализацией СМИ, растворением их голосов в социальных медиа. 6. Герметизм протокола. Основной особенностью постграмотности следует признать герметизм протокола, упаковывающего информацию в Интернет-пространстве. Язык протокола известен специалистам, но скрыт от пользователей.

Для общения в интернете не нужны специальные знания о языке HTML, однако с точки зрения культуры упаковщик – важнейшая часть информационного кода. Постграмотность предполагает эзотеризм программистской части коммуникации (как сегодня совсем не надо знать устройство передачи сигнала для пользования телефоном, телевизором, компьютером), а также и возможность упаковки смыслов в принципиально иные формы, чем тексты, с помощью одного и того же универсального языка протокола. Таким образом возникает серьезный парадокс – отчуждение коммуникантов от самого носителя коммуникации (протокола и кода). В этой связи важны рассуждения о роли протокола в биосистемах [Galloway, Thinker 2004].

Так называемая «зеленая лингвистика», рассматривающая язык как живую систему, позволяет усматривать в современной коммуникации движение материальных объектов – слов, кодов, изображений и т.п., несущих смысловую нагрузку в соответствии с условиями среды. Здесь нет понятий «хороший» или «плохой», «высокий» или «низкий».

Постграмотность – естественный процесс, сегодня выражаемый в рамках все новых программ, обеспечивающих переход (начиная от встроенного редактора Word, избавляющего от необходимости знать правила, и завершая «читалками», предлагающими озвучить любой письменный текст, прочитать его вместо пользователя, что уже можно рассматривать как шаг к постписьменности). Коммуникационные системы приспосабливаются к новым технологиям и немедленно перестраивают культурный ландшафт в соответствии с расширяющимися возможностями производства и потребления смыслов.

Литература

1. Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: внешние расширения человека. – М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003.

2. Galloway A., Thacker E. Protocol, Control, and Networks // Grey Room, Inc. and Massachusetts Institute of Technology. – 17, Fall 2004. – P. 6–29.

3. McLuhan M. The Playboy Interview // Playboy Magazine, March 1969, русский перевод: http://www.mcluhan.ru/articles/ marshall-maklyuen-intervyu-dlya-playboy-ch-2/.

М.В. Загидуллина (Челябинский государственный университет)

Другие новости и статьи

« Профессия военного становится снова престижной

Отражение событий Великой Отечественной войны в документальном кино »

Запись создана: Пятница, 12 Апрель 2019 в 16:10 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика